Индекс УДК 658.6
Дата публикации: 30.05.2025

Внешние и внутренние факторы функционирования и развития сети компьютерных клубов

External and internal factors of the functioning and development of a network of computer clubs

Зылев Алексей Юрьевич,
Поздеева Ольга Геннадьевна
1. студент, Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург

Zylev A.Yu.,
Pozdeeva Olga Gennadievna
1. Student, Ural State University of Economics,
Yekaterinburg
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics, Yekaterinburg
Аннотация: В статье рассматривается деятельность компьютерных клубов, представляющих достаточно специфическую сферу бизнеса. Целью исследования является изучение факторов, влияющих на успешное функционирование компьютерных клубов и выявлении мер, необходимых для поддержания их конкурентоспособности и привлечения новых клиентов. Результаты исследования показали, что за весь период существования в нашей стране, компьютерные клубы претерпели значительные изменения, а изучение факторов, определяющих внешнюю и внутреннюю среду их функционирования, позволило сделать выводы о необходимости постоянного улучшения бизнес-процессов для сохранения конкурентоспособности.

Abstract: The article examines the activities of computer clubs representing a rather specific business area. The purpose of the study is to study the factors influencing the successful functioning of computer clubs and identify the measures necessary to maintain their competitiveness and attract new customers. The results of the study showed that over the entire period of existence in our country, computer clubs have undergone significant changes, and the study of the factors determining the external and internal environment of their functioning allowed us to draw conclusions about the need for continuous improvement of business processes in order to remain competitive.
Ключевые слова: бизнес, компьютерные клубы, сфера услуг, сервис, коммерческие организации.

Keywords: business, computer clubs, service sector, service, commercial organizations.


Введение.

Компьютерные клубы – это технологические центры, предлагающие услуги аренды высокопроизводительных компьютеров. В конце 10-х годов они обрели второе дыхание. Это обуславливается всплеском интереса потребителей к командной игре в киберклубах и общего интереса к киберспорту.  Как и для любой другой предпринимательской деятельности, залогом ее успешного функционирования и развития является обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность – обширное явление. Оно представляет собой состояние защищенности ключевых экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, наличие условий для эффективного социально-экономического развития. Рассмотрим подробнее основные причины такого всплеска интереса к данному явлению, факторы, которые способствуют развитию данной сферы деятельности и возможные угрозы.

Методологическая основа исследования.

При проведении данного исследования были использованы методы обобщения, синтеза, сравнения, аналитический, графический.

Внешняя среда.

Важность исследования влияния факторов на деятельность коммерческих организаций с учётом устойчивости их развития обоснована, как отечественными, так и зарубежными учёными [2,8,9].

 Существует множество факторов, которые оказывают как негативное, так и положительное влияние на деятельность и безопасность компьютерных клубов. Одним из таких факторов является курс валют. Он напрямую влияет на цену сырья, производства, логистические расходы и, соответственно конечную стоимость комплектующих. Изменение курса доллара за последние десять лет (с 2014 по 2024 гг.) представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика курса доллара США ЦБ РФ за 2014 – 2024 годы

Начиная с 2014 года и до 2016 года, курс доллара по отношению к рублю значительно увеличился, достигнув пика в 2016 году (66,83 рубля).

В 2017-2019 годах курс доллара демонстрировал относительную стабильность, находясь примерно на уровне 60-66 рублей. В 2020 году курс доллара заметно вырос и достиг 72,08. В первую очередь это связано с пандемией COVID-19, которая потрясла весь мир и оказала влияние на мировую экономику. До 2022 года курс доллара оставался примерно на одном уровне, но в связи с политической обстановкой в мире начал заметно колебаться. Во взятую дату цена составляла приемлемые 60,23 рублей, однако, именно в тот год, а конкретно 11 марта, показал историческую отметку в 120,37 рублей за единицу [7].

Ввиду высоких цен на комплектующие, не каждый может позволить приобрести себе устройство, которое будет соответствовать его требованиям. Высокая цена характерна, как для производительных комплектующих, так и для периферийных устройств. Поэтому для многих компьютерные клубы являются более экономичными вариантами, что и способствует увеличению клиентской базы.

Также на цену комплектующих повлиял рост интереса к криптовалюте. Люди начали массово скупать видеокарты для майнинга, что привело к повышению стоимости и дефициту самого товара. Так в 2023-м году модель Nvidia RTX 3090 Ti в США стоила в среднем 1932 доллара. В российских же магазинах либо отсутствовала в продаже, либо же средняя стоимость составляла 2937 долларов [5].

Далее идет социальный фактор. Основная аудитория – это любители компьютерных игр. Согласно исследованию одной из главных сетей, Colizeum, средний возраст российских игроков сейчас составляет 18-23 года. 30,2% игроков работают, 32,0% – учатся в школе, 15,7% – в высших учебных заведениях.

Исследование позволяет сделать дополнительно вывод о том, что аудитория посетителей кибер-клубов представлена мужчинами, их большинство – 96%. Почти 40% геймеров имеют доход до 30 000 рублей, около 30% – 30 000-60 000 рублей, 18% — 60 000-100 000, 13% — от 100 000 рублей. При этом 30% посетителей клубов готовы ежемесячно тратить до 20% своего дохода на развлечения [6].

Также значительно влияние оказывает развитие киберспорта в России. В 2006 году киберспорт был исключен из российского реестра официальных видов спорта. Однако, был вновь внесен в соответствующий реестр в июне 2016-го года на основании Приказов Министерства спорта Российской Федерации № 470 от 29.04.2016 и № 606 от 17.06.2016.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что внешняя среда оказывает благоприятное влияние для функционирования и развития данной сферы деятельности.

 

 

 

Внутренняя среда.

Непосредственно влияние на деятельность компьютерных клубов оказывает и факторы внутренней среды. К ним относятся качество обслуживание, квалификация персонала, маркетинг и другие.

Как и в любой деятельности, которая относится к сфере услуг, одним из важнейших факторов является подбор персонала и уровень сервиса.  Для его поддержания необходимо проводить регулярные тренинги по стандартам обслуживания, техническим аспектам и взаимодействию с клиентами. Также по мере получения опыта, сотрудник будет развивать и коммуникативные навыки.

Следующим пунктом высокого сервиса в данной сфере является оборудование. Необходимо обеспечить потребителей современным и качественным оборудованием, включая компьютеры, игровые консоли, периферийные устройства, т.е. клавиатуры, мыши и игровые гарнитуры, и, соответственно, проводить регулярное техническое обслуживание и обновление оборудования для предотвращения сбоев [4].

Также на уровень сервиса влияет разнообразие оказываемых услуг. Современный компьютерный клуб – это не только аренда времени работы за компьютером, но и  предоставление максимального уровня комфортного отдыха. Для его обеспечения многие представители отрасли имеют собственную кухню и предоставляют ресторанное обслуживание. Поэтому в современных компьютерных клубах есть возможность отпраздновать день рождения в необычном формате или даже провести небольшой корпоратив, что способствует дополнительной прибыли [3].

Последними элементами обеспечения сервиса являются поддержание комфортной атмосферы и обратная связь с клиентами. Необходимо создать комфортные зоны для игры, включая удобные кресла, достаточное пространство между местами и хорошее освещение, а также поддерживать чистоту в клубе, включая уборку и организацию пространства. Обратная же связь необходима для улучшения самого клуба и учета пожеланий потребителей. Поэтому необходимо регулярно собирать отзывы клиентов и учитывать их в дальнейшем.

Маркетинг – является неотъемлемой частью функционирования киберклубов. Он представляет собой рыночную концепцию управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды,  рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг [1]. Это обусловлено высокой конкуренцией на рынке. С целью привлечения аудитории, многие организации проводят различные тренинги или мастер-классы для клиентов, акции и выступают площадкой для различных турниров в целях повышения узнаваемости своего имени.

 

Заключение.

Компьютерные клубы являются популярной в настоящее время сферой деятельности, которая переживает ренессанс. В сравнении с 2000-ми годами данная модель бизнеса претерпела множественные изменения: повышение уровня обслуживания, разнообразие предоставляемых услуг, увеличение интереса к индустрии, доступность и др. Однако, как и для любой другой сферы, необходимо регулярное совершенствование бизнес-процессов для поддержания конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Гущина Ю.И., Субботина Е.А. Научно-теоретическое содержание понятия маркетинг // Вестник магистратуры. - 2013. - С. 43-44.
2. Науменко Е.Е. Устойчивое развитие коммерческого предприятия как фактор роста экономики страны // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 29. – С. 160 - 164
3. Ходыревская С.В., Шеметов Д.Э. Управление рисками при открытии компьютерного клуба// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования – 2023. - №8. - С. 155-161.
4. Цветков А.Б., Рафиков Р.И. Дефицит и последствия дефицита видеокарт на Российском рынке // Скиф. Вопросы студенческой науки – 2023. - №6. - С. 64-67.
5. Новостной портал РБК – Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения 15.03.2025)
6. «РБК Про» – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/ (дата обращения: 16.03.2025)
7. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации – Режим доступа: https://cbr.ru (дата обращения 15.03.2025).
8. Jim Makos. Internal Factors That Affect a Business or Organization. – Режим доступа: https://pestleanalysis.com/internal-factors-affect-business-organization/ (дата обращения: 14.03.2025)
9. Sumas Wongsnuopparat, Chunyang Wei. Corporate Sustainability: Study of Factors that Affect Corporate Towards Organizational Sustainability in Today Fast-Changing World // Journal of Management and Sustainability, 2021. – Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/author/Sumas-Wongsnuopparat/
2115141136 (дата обращения: 14.03.2025)