Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Особенности национального законодательства Франции в области ресурсного обеспечения инновационной деятельности

Features of the national legislation of France in the field of resource provision of innovation activity

Бестаева К.В.
Магистрант, Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва


Bestaeva K. V.

Master's student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: В современном мире характерным отличием развитости экономики любого государства является эффективность функционирования национальной инновационной системы. Рассматриваются особенности законодательства Франции в сфере ресурсного обеспечения инновационной деятельности.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: In the modern world, the characteristic difference between the development of the economy of any state is the effectiveness of the functioning of the national innovation system. The features of French legislation in the field of resource provision of innovation activity are considered.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: инновации, НИОКР, Франция, инновационная система

Keywords: innovation, R&D, France, innovation system.


Введение

Франция уже много лет идет по пути глубокой трансформации системы науки и инноваций. Политика в этой области характеризуется значительными изменениями в институциональной и правовой структуре. Толчком к изменениям, начатым в конце девяностых годов и связанным с принятием в 1999 году Закона об инновациях и научных исследованиях, послужили выступления самих ученых. В 2004 году они запустили широкую общенациональную программу-протест против нехватки средств на науку в государственном секторе.

Методологическая основа исследования

В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

Основная часть исследования

В середине XX века во Франции уже были заложены предпосылки для создания эффективной инновационной системы. Франция располагает всеобъемлющей правовой базой, которая поощряет и поддерживает инновационную деятельность посредством различных положений о ресурсах. Обратимся к изучению ключевых особенностей национального законодательства Франции в области ресурсного обеспечения инновационной деятельности.

Во-первых, в рамках поддержки инноваций предоставляется налоговый кредит на исследования (CIR) для тех компаний, которые осуществляют исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность во Франции. Налоговый кредит покрывает ряд расходов, связанных с научно-исследовательской деятельностью, включая заработную плату, оборудование и расходы на субподряд. CIR является одним из наиболее важных ресурсных условий для инновационной деятельности во Франции и действует с 1983 года [1].

Во-вторых, осуществляется государственное финансирование исследований. Во Франции существует хорошо развитая система государственного финансирования исследований, которая включает Национальное исследовательское агентство (ANR) и Французский национальный центр научных исследований (CNRS). Эти агентства обеспечивают финансирование исследовательских проектов в различных областях, включая науку, технологии и социальные науки.

В-третьих, развита защита интеллектуальной собственности (ИС). Во Франции действует надежная система защиты ИС, которая охватывает патенты, товарные знаки и авторские права. Французское патентное ведомство (INPI) отвечает за выдачу и обеспечение соблюдения патентов, в то время как Французский национальный институт промышленной собственности (INPI) отвечает за товарные знаки и образцы.

В-четвертых, обеспечивается мощная поддержка стартапов. Во Франции действует целый ряд программ и инициатив по поддержке стартапов, включая программу French Tech Visa, которая обеспечивает ускоренное оформление виз для основателей и сотрудников стартапов [4, с.86]. Французское правительство также предлагает ряд программ финансирования и поддержки, таких как французская программа технологического ускорения и французская программа Tech Bridge.

Стоит отметить, что La French Tech разработан для работы над продвижением французской инновационной сферы. С момента своего основания в 2013 году La French Tech работает над достижением одной четкой цели — сделать Францию одним из лучших мест в мире для запуска и роста глобальных компаний, создающих перспективные решения и услуги. Являясь уникальным движением, объединяющим стартапы, инвесторов, политиков и общественных деятелей, LFT выступает катализатором роста количества стартапов во Франции [3].

Примечательно, что 2021 год был захватывающим для французской стартап-сферы со всеми вытекающими позитивными новостями. В течение года было привлечено более 10 миллиардов евро, появилось 12 новых единорогов, было заключено 22 крупные сделки на сумму более 100 миллионов евро, 47 сделок на сумму более 50 миллионов евро и 2 знаковых IPO.

В-пятых, происходит активное развитие кластеров (полюсов конкурентоспособности). Во Франции создана сеть региональных инновационных кластеров, известных как полюса конкурентоспособности, которые объединяют компании, исследовательские институты и другие заинтересованные стороны для совместной работы над инновационными проектами [7, с.212].  Эти центры конкурентоспособности поддерживаются правительством Франции и предоставляют широкий спектр ресурсов и финансирования для инновационной деятельности.

В целом, национальное законодательство Франции разработано для поддержки и продвижения инновационной деятельности посредством ряда ресурсных положений, включая налоговые льготы, государственное финансирование исследований, защиту интеллектуальной собственности, поддержку стартапов и развитие кластеров [5, с.38]. Эти меры помогли превратить Францию в ведущее направление для инноваций и предпринимательства.

В-шестых, существует такая методика, как выдача инновационных ваучеров. Франция ввела инновационные ваучеры для поддержки развития инновационных идей в МСП. Эта программа предоставляет МСП финансирование для работы с государственными исследовательскими организациями по разработке новых продуктов или услуг [6, с.93].

В-седьмых, государство обеспечивает инвестиционные стимулы для бизнеса, например, статус молодой инновационной компании (Jeune Entreprise Innovante или JEI), который предоставляет налоговые льготы и изъятия для инновационных компаний. Правительство также предлагает ряд программ финансирования и поддержки для поощрения инвестиций в инновационные компании, таких, как французская программа Tech Seed.

В-восьмых, обеспечивается передача технологий. Во Франции существует хорошо развитая система передачи технологий, которая включает офисы по передаче технологий и технологические парки. Эти организации помогают коммерциализировать результаты исследований и оказывают поддержку технологическим стартапам [8, с.182].

В-девятых, проводятся совместные исследования. Франция поощряет совместные исследования между компаниями, исследовательскими институтами и другими заинтересованными сторонами в рамках различных программ, таких, как Программа совместных исследований и разработок (PRD). Эта программа обеспечивает финансирование совместных исследовательских проектов между компаниями и государственными исследовательскими институтами.

В-десятых, разрабатываются социальные инновации. Франция также сосредоточена на продвижении социальных инноваций, которые включают разработку новых решений социальных и экологических проблем. Правительство внедрило различные программы и инициативы по поддержке социальных инноваций, такие, как Фонд социальных инноваций и сектор социальной экономики и солидарности [2].

 

Заключение

Национальное законодательство Франции в области ресурсного обеспечения инновационной деятельности является всеобъемлющим и охватывает различные аспекты, такие как налоговые льготы, государственное финансирование исследований, защита интеллектуальной собственности, поддержка стартапов, развитие кластеров, инновационные ваучеры, инвестиционные стимулы, передача технологий, совместные исследования и социальные инновации. Эти меры создали благоприятную среду для инноваций и предпринимательства во Франции, сделав ее привлекательным местом для бизнеса, стремящегося инвестировать в инновации.

Библиографический список

1. Налоговая скидка на исследования. Режим доступа: https://ru.frwiki.wiki/wiki/Crédit_d%27impôt_recherche (дата обращения: 2.03.2023).
2. Фонд социальных инноваций и сектор социальной экономики и солидарности. Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/boosting-social-enterprise-development/the-law-on-the-social-and-solidarity-economy-sse-france_9789264268500-10-en;jsessionid=rkYoj-fA-hb3t8VDbtVuIIm3.ip-10-240-5-109 (дата обращения:11.03.2023).
3. La French tech is our startup scene here in France [Электронный ресурс] //La French Tech. URL: https://lafrenchtech.com/en/ (accessed 15.03.2023).
4. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
5. Парамонов А.В., Харакоз Ю.К. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг - 2013. Рейтинг компаний // Аудитор. 2014. № 10 (236). С. 36-41.
6. Харакоз Ю.К. Особенности развития управленческого учета // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2007. - № 2. - С. 91-95.
7. Харакоз Ю.К. Применение системы управленческого учета в сфере образования // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2012. № 5. - С. 211-214.
8. Харакоз Ю.К. Управленческий учет как инструмент управления организацией // Аудит и финансовый анализ. - 2006.- № 4. - С. 182-183.