Индекс УДК 33.338
Дата публикации: 04.05.2019

Эволюционная позиция и роль консалтинга в бизнес-среде

Evolutionary position and role of consulting in the business environment

Бородай Владимир Александрович
Зайнуллина Татьяна Геннадьевна

1. д.с.н., профессор
Кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской государственный технический университет (ДГТУ)
2. к.э.н., доцент
Кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Borodai Vladimir Alexandrovich
Zainullina Tatyana Gennadievna

1. Doctor of Sociology, Professor
Department "Service, tourism and hospitality industry"
Don State Technical University (DGTU)
2. Ph.D., associate professor
Department "Service, tourism and hospitality industry"
Don State Technical University (DGTU)
Аннотация: В статье рассматривается проблематика привлечения специалистов-консультантов для решения проблем в деятельности коммерческих организаций. Показано, что бизнес-консультант в узкой области, гарантирующий результат, услуги которого стоят недорого, имеет право на существование. Делается вывод о том, что основу компании должны составлять профессионалы, а консультантов целесообразно нанимать в качестве экспертов, на конкретный вид работ с измеримыми результатами.

Abstract: The article deals with the problems of attracting professional consultants to solve problems in the activities of commercial organizations. It is shown that a business consultant in a narrow field, a guaranteed result, whose services are inexpensive, has a right to exist. It is concluded that the basis of the company should be professionals, and consultants should be hired as experts for a specific type of work with measurable results.
Ключевые слова: Услуги, эффективность, бизнес-процесс, коучинг, тренинг, компетентность

Keywords: Services, efficiency, business process, coaching, training, competence


Бизнес-консультанты оказывают консультационные услуги различного рода фирмам и предпринимателям по самым разным вопросам. Чаще всего, они работают в рамках узкой специализации: составление бизнес-плана, проведение аудиторской проверки, аттестация персонала, исследование рынка, регистрация компании и т.д. Задача бизнес-консультантов — распознать проблему и предложить конкретное решение [1]. Они помогают руководителю предприятия изучить состояние дел, провести необходимый анализ ситуации, понять нюансы возникшей задачи и принять правильные решения. Актуальность исследования данной проблематики определяется значимостью компетенций управленческого персонала в современном рыночном пространстве, невозможностью обладания большим объемом профессиональных знаний, в том числе в узкоспециализированных сферах. Таким образом возникает острая потребность привлечения консалтинговых специалистов.

Для более подробного рассмотрения категории бизнес-консультантов  попробуем разделить консультантов и дать им свои определения. Чтобы ярче представить их работу, предлагаем аналогию: допустим, у вас не получается собрать кубик Рубика (настроить KPI, процессы, продажи, сервис) и вы обратились к соответствующему консультанту.

  1. Коуч. Продавец другого угла зрения. Помогает решить проблемы, задавая вопросы. Помогает человеку самостоятельно найти ответы на вопросы [2]. Какие результаты ты хочешь получить? Как ты можешь приступить к достижению того, что тебе нужно? Как еще ты можешь достичь желаемых результатов? Некоторые люди на твоем месте могли бы заглянуть на YouTube, или найти, где собираются спидкуберы, или…
  2. Учитель. Продавец знаний. Продает только теорию: семинары, мастер-классы, книги. «Кубик Рубика придумал Эрно Рубик в 1974, а запатентовал в 1975 году…».
  3. Инфобизнесмен. Продавец метода. Прослойка между учителями и тренерами. Это тренер, не желающий или не умеющий тренировать. Не дает навык, дает методику, по которой покупателю нужно самостоятельно приобрести навык. «Смотрите, как я собираю кубик Рубика. Если не поняли или не успели, приобретайте авторскую методику сборки кубика Рубика всего за 500 рублей».
  4. Тренер. Продавец навыка. Примеров много: вокал, ораторское мастерство, презентации, проектный менеджмент и тому подобное. Уровень зависит от профессионализма как специалиста и профессионализма как преподавателя [3]. Некоторые имеют базу: учились профессионально вокалу, ораторскому мастерству (актерство, журналистика, педагогика). Сначала собери «нижний крест»… Это делается вот так… Нет, здесь поверни «крышу».
  5. Консультант. В первую очередь продавец экспертизы, а уже затем экспертного мнения, способа реализации, реализации и обучения. Это эксперт, к которому обращаются за советом. Он освоил область (или области) знаний, приобрел навыки и опыт. Консультант диагностирует проблему и дает экспертный совет по устранению, помогает в устранении и учит устранению подобного рода проблем [4].

Между консультантом и тренером тонкая грань. Тренер может консультировать, консультант может тренировать. «У тебя неправильный кубик, нужен «спидкуберский». Давай соберу кубик Рубика за тебя! Готово.». «Ты не можешь собрать кубик, потому что вот эта часть неправильно стоит. Ты разбирал кубик на части? Вот, и собрал неправильно. Нужно сделать вот так «щелк». Я сделаю, как было и попробуешь сам».

  1. Спикер. Продавец внутреннего состояния. Он достиг успеха в определенной области. Спикер не тренирует, не решает проблемы, а рассказывает истории, которые учат или мотивируют. Иногда спикерами выступают консультанты и тренеры. Это происходит на выставках консультантов – конференциях [5]. «Когда я был в вашем возрасте, тоже собирал кубик Рубика, но потом наступили девяностые, нужно было крутиться, я продал один кубик, потом второй, потом я наладил бизнес с Китаем… теперь я миллионер».

Отличия консультантов между собой. Профессиональный футболист Николай решил монетизировать умение бросать мяч от боковой линии до вратарской зоны. Он открыл школу «Идеальный аут» и обучает одному футбольному элементу, который у него получается лучше всех. Он показывает, рассказывает и корректирует. В результате ученики бросают мяч дальше и точнее.

К Николаю приходит клиент и говорит «Посмотри мой матч и скажи, что мне подправить в бросках мяча из аута». Николай посмотрел и дает экспертный совет: «Левая рука слабее правой, поэтому мяч летит левее. Ты можешь руку подкачать, а можешь просто при бросках это учитывать». И вот он уже не тренер, а консультант. Их взаимодействие может закончиться на этом этапе, а может продолжиться разработкой программы тренировок и тренировками.

Через некоторое время к Николаю приходит тренер команды второго дивизиона и говорит: «Хочу, чтобы каждый игрок моей команды добрасывал мяч до «вратарской». Николай посмотрел на игру команды, на зарплатный лист игроков, на игроков и отказался.

Пришел тренер молодежной команды с той же просьбой. Николай согласился, но с условием, что ему выделяют 30 минут от каждой тренировки и не вмешиваются в тренировочный процесс. Николай обучил всех игроков, но через два года молодежь ушла во взрослую команду. И его пригласили снова, сожалея, что не записали методику. Руководство клуба учло промах и теперь Николая попросили встроить свою методику в тренировочный процесс.

За что можно не любить или не уважать Николая? Вероятно, не ко всем консультантам профессиональное сообщество относится предвзято. Мы ежедневно сталкиваемся с профессиональными консультантами: фармацевтами, юристами, дизайнерами, стоматологами, автомастерами. В проекте «Кандидат» участвуют консультанты по вопросам карьеры. Редактор – тоже консультант, который анализирует статью, дает экспертную оценку, предлагает варианты решения, иногда сам реализует и в редких случаях обучает.

То есть к консультантам, которые влияют на нашу жизнь, здоровье и будущее, мы относимся хорошо, если они хорошо выполняют свою работу [6]. Но если консультанты влияют на бизнес, такого разделения нет. Сообщество не делит бизнес-консультантов на плохих и хороших. Все бизнес-консультанты – зло. Поищем причину в отличиях, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

Отличия консультантов

КритерииЭкспертБизнес-эксперт
Область проблемыИзвестна изначально и ограничена.

Когда мы обращаемся в автомастерскую, проблема в одной конкретной области – в автомобиле.

В бизнесе трудно однозначно сказать, в чем проблема. Если наниматель понимает, в какой области проблема, тогда он может найти необходимого консультанта.
ОткрытостьПонятен процесс, результат, и есть доверие.

Мы представляем или знаем, как работают юристы и стоматологи, и что мы в результате получим.

Экспертиза бизнеса редко понятна нанимателю, а результат трудно измерить, тем более, гарантировать.
Определены критерии «экспертности»«Экспертность» подтверждена дипломом, опытом и отзывами.Наличие дипломов, опыта и отзывов повышает доверие.
Простота оценкиЛегко оценить стоимость, качество и выбрать.

Консультацию стоматолога можно сравнить с похожими предложениями.

Бизнес-консультанты наоборот всеми способами избегают сравнения друг с другом.
Самостоятельное выполнениеМы не являемся экспертами в стоматологии, автоделе, юриспруденции. Даже средний специалист знает и умеет больше нас.Основатель строил бизнес сам, и он главный эксперт. Консультант должен построить бизнес в той же области, но более успешный, а лучше не один.
Стоимость абсолютнаяСтоимость консультации автомеханика измеряется в тысячах рублей, консультация фармацевта включена в стоимость лекарства.Стоимость консультации бизнес-эксперта измеряется в сотнях тысяч.
Количество проектовСотни, тысячи.

Сколько аудитов может провести аудитор за свою карьеру?

Единицы-десятки.

Сколько отделов продаж консультант может построить за свою карьеру?

Ожидания от услугРеальные. Никто не думает, что после консультации стоматолога зубы станут белее и ровнее.Завышенные. Когда не знаешь, как выглядит результат, ждешь чуда.
Другие навыкиЯвляется узким специалистом. Он не обязан объяснять тонкости своей работы клиенту, тем более обучать его.Должен уметь объяснять, обучать и предоставлять результаты своей экспертизы в понятной и красивой форме.

Подведем промежуточный итог. Бизнес-консультант в узкой области, гарантирующий результат, показывающий процесс, имеющий доказательства экспертности, не стесняющийся сравнений с конкурентами по цене и качеству, имеющий большое количество успешных проектов, услуги которого стоят недорого, имеет право на существование.

Почему не нанять вместо консультанта грамотного менеджера? Если на каждой позиции будет грамотный специалист – эксперт в своей области, понимающий цели организации, цели подразделения, мотивированный, а во главе организации тоже грамотный менеджер, то необходимости в консультантах быть не должно. Это идеальная организация. Проблема, возникающая в этой организации, будет разрешена без привлечения внешних экспертов [7]. Есть несколько случаев, при которых нужны внешние эксперты:

  • Оценить новое направление.
  • Углубить знания. Если один из менеджеров понимает, что на определенном участке в его ведомстве знаний не хватает, он приглашает специалиста.
  • Получить третье мнение по определенному вопросу.
  • Во всех случаях проблемная зона ясна, результат тоже и эксперта выбрать сложно, но можно. Но такие организации скорее исключение:
  • На всех грамотных мотивированных специалистов не хватит.
  • Столько грамотных целеустремленных специалистов содержать дорого.
  • Без интересных задач им скоро станет скучно.
  • Во главе должен стоять лидер.

Поэтому в организациях появляются слабые места, а значит, появляются проблемы, которые распространяются на всю организацию, как раковая опухоль [8]. Через некоторое время появляются консультанты, с предложением волшебной таблетки. Для небольшого бизнеса это реально. Например – профессиональный консультант, который лечит заведения общепита пачками. При этом иногда меняя руководителей и специалистов и закрывая слабое место. Для излечения даже небольшого производства нужна команда, которая испарится после операции по удалению опухоли. И какой тогда в этом смысл? Если слабые места остались, проблема разрастется снова. И снова одно решение – найти грамотных менеджеров на слабые места [9].

Резюмируя аналитические рассуждения, отметим, что если отвечать на вопросы, поставленные вначале, то консультантов нанимают и те, кто понимает для чего, и те, кто ищет волшебную таблетку от всех проблем. А значит, исчезнут они нескоро. Таким образом, видится два варианта развития событий:

  • Продолжить негативно комментировать статьи консультантов, в надежде, что некоторые поймут потребности клиента. Хотя как понять, когда одни ругают, а другие платят?
  • Строить команду профессионалов, а консультантов нанимать в качестве экспертов, на конкретный вид работ с измеримыми результатами [10]. Только так можно повлиять на эволюцию консалтинга.

Библиографический список

1. Артамонов Б.В., Бородай В.А., Новак Л.В., Петренко А.С., Савицкая В.Ю., Цветкова Г.С. Маркетинговые коммуникации: проблемы, возможности и перспективы развития. Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018.
2. Молчанова О.С., Бородай В.А. Ребрендинг сервисной компании как выход на новый качественный уровень развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 5. С. 102-110.
3. Минасян Л.А., Дудкина О.В., Бородай В.А. Нарративные процедуры новой системы мотивации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 15.
4. Феоктистов Р.С., Бородай В.А. Трансформации сервисного бизнеса в русле инновационного развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 51-57.
5. Архипов П.И., Бородай В.А. Архитектура управленческой модели - выбор альтернативы // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 38-43.
6. Бородай В.А., Минасян Л.А. Проблемы эмерджентности системы управления в сервисной деятельности // Экономические исследования и разработки. 2018. № 5. С. 90-96.
7. Минасян Л.А., Бородай В.А. Паллиативные проблемы синхронизации целей сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 5 (99). С. 3.
8. Бородай В.А. Нелинейность связи причины и следствия в современном бизнесе // В сборнике: Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. "Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг.Том 2 Социально-экономические проблемы развития сферы услуг" Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 35-39.
9. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Cпецифика оценки качества неосязаемых услуг в сервисной деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 10 (116). С. 33.
10. Зайнуллина Т.Г. Использование инструментария экономики впечатлений для продвижения гостиничного продукта // Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 3. С. 71-76.