Abstract: A key component of modernizing the information support of the mechanism for managing the profitability of the agro-industrial complex and rural areas is the development of a multi-level and integrated system. The authors consider the transition to a new level of management by creating specialized models and their subsequent integration into the general information support system for the process of managing the profitability of the agro-industrial complex and rural areas. This approach allows for optimal efficiency in the formation and implementation of a system for managing the profitability of the agro-industrial complex and rural areas using modern software solutions based on a systematic approach. The authors proceed from the fact that the methodological basis of this approach is the process of dichotomous (mutual and interdependent) changes in the agro-industrial complex and infrastructural changes in rural areas. The systematic approach used made it possible to formulate and, in some cases, clarify organizational, managerial, organizational and economic decisions based on modern information support tools.
Keywords: information system for managing the profitability of the agro-industrial complex and rural areas, types of information models.
Эффективность принятия управленческих решений в современных условиях реализации национальных проектов во многом зависит от качества информационного обеспечения. При множестве теоретических подходов к содержанию информационного обеспечения авторы исходят из того, что он представляет собой: во-первых, комплекс информационных ресурсов; во-вторых, алгоритм сбора, передачи, обработки, хранения информации и, в-третьих, информационный поток необходимый для принятия решений соответствующего управленческого уровня. Данное определение позволяет уточнить, что для своевременного и качественного удовлетворения информационных потребностей пользователей необходимо преобразовать эту систему в многоуровневый инструмент управления доходностью АПК и сельских территорий с использованием современных цифровых технологий математических моделей, многофакторного инструментария [1].
Основным объектом системы управления доходностью являются сельские территории различного уровня локализации. В условиях трансформационной экономики развития АПК России их следует рассматривать в виде комплекса онтологических, информационных, математических и компьютерных моделей, позволяющих адекватно описать структуру управления доходностью, а также взаимосвязь между структурными элементами, совокупность условий и факторов, оказывающих влияние на развитие сельских территорий, АПК в целом, отрасли сельского хозяйства и отдельного хозяйствующего субъекта.
Управление доходностью включает в себя информационно-аналитическую систему разнообразных задач, связанных с осуществлением стратегии пространственного и отраслевого развития, обеспечением эффективного взаимодействия между участниками в экономическом пространстве, созданием благоприятных условий для сбалансированного учета интересов сторон и возможностей их удовлетворения [2].
Учитывая особенности междисциплинарного подхода в рассмотрении и решении управленческих задач следует отметить, что важнейших задач управления доходностью агропромышленного комплекса и сельских территорий является формирование и реализация механизма осуществления экономических интересов хозяйствующих субъектов, субъектов институциональной среды для соблюдения баланса интересов субъектов внешней и внутренней среды участвующих в данном процессуальном акте.
Этот механизм определяет качество информационной системы, способной обеспечить пользователям средства для сбора, обработки, хранения и передачи больших объемов разнообразной информации.
Система информационно-аналитического обеспечения большинством специалистов, ученых, практиков рассматривается в качестве инструментарий для решения различных мониторинговых, аналитических, проектных, прогностических и оптимизационных задач, связанных с подготовкой и принятием управленческих решений.
Система информационно-аналитического обеспечения традиционно рассматривается как совокупность информационных ресурсов, осуществляющих функции сбора, передачи, обработки, хранения, поиска и предоставления информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей управленческого персонала. Этот подход в раскрытии сущности изменений доходности формировался в различных уровнях иерархиях управления, с акцентом на развитие учетно-аналитического обеспечения процессов управления и использование инструментов для решения отдельных задач планирования и прогнозирования является по мнению специалистов традиционным. Именно практическая направленность управленческих решений устанавливает необходимость дальнейшей разработки концепции формирования и развития информационного обеспечения эффективности управления процессами доходности. Данное положение требует систематизации основных проблем теоретико-практического использования в целях повышения уровня доходности хозяйствующих субъектов АПК, территорий АПК, процессов АПК и т.д.
К числу основных проблем в действующей практике управления доходностью можно отнести:
- ограниченный объем информации, формирующей информационный фонд (преобладание, как, правило, бухгалтерской и статистической информации, недостаточной для автоматизированного решения полного круга управленческих задач);
- одновременное использование нескольких программных продуктов, не интегрированных друг с другом, что сдерживает возможность использования единого информационного фонда и результатов решения отдельных управленческих задач;
- отсутствие программных продуктов, ориентированных на решение типовых стратегических, тактических и оперативных управленческих задач;
- низкий уровень развития информационной инновационной инфраструктуры;
- фрагментарность общего информационного пространства иерархически организованных социально-экономических систем и слабая интегрированность в него субъектов, взаимодействующих в их рамках;
- ограниченная доступность экономических субъектовк сетевым информационным ресурсам, предоставляющим оперативную информацию о состоянии среды функционирования и прогнозах ее изменения и др.
Авторами установлено на основе обобщения практических результатов управления доходностью положение, что за последние десять лет основной акцент сделан в определении создания единого информационного пространства с целью повышения интенсивности и качества взаимодействия между участниками. Данная система была направлена на решение отдельных управленческих задач, в то время как для полноценной реализации проектного подхода к развитию технологий управления доходностью АПК и сельских территорий необходимо осуществить информационное преобразование через модернизацию комплекс систем, управляющих различными объектами.
Эта трансформация включает различные компоненты полного цифрового преобразования, которые способствуют улучшению внутренних и межсубъектных взаимодействий всех участников процесса воспроизводства и обеспечивают достоверную информацию не только о финансовых показателях объекта управления, уровне доходности, но и об окружающей среде, в которой объект функционирует.
Таким образом, объективная необходимость проектного подхода к разработке концепции системного управления доходностью АПК и сельских территорий объективно необходима и предполагает использование связанных моделей, отражающей процесс ее формирования и набор функциональных задач. Основной этап включает в себя создание онтологической модели, которая представляет собой систему понятий предметной области в виде взаимосвязанных элементов и предполагает их разделение на различные функциональные компоненты, каждый из которых представляет собой определенный информационный блок.
Для эффективного управления доходностью АПК и сельских территорий рекомендуется создавать несколько онтологических моделей на разных уровнях обобщения информации. Это позволит систематически описать все взаимосвязи между элементами в рамках общей онтологической модели.
Структура онтологической модели связана с выделением двух ключевых компонент:
- первая компонента – совокупность элементов, формирующих структуру управления и предмет управления (экономические субъекты, ведущие деятельность в границах локализованной сельской территории, субъекты управления процессами ее развития, функционал системы управления, механизм организации внутрисистемных взаимодействий и др.), а также механизм организации (регион, область, АПК и конкретный хозяйствующих субъект);
- вторая компонента связана с описанием механизма реализации экономических интересов конкретной сельской территории, архитектурой экономического пространства, совокупности решаемых задач. То есть данная компонента представлена информационной моделью управляемого объекта и в соответствии с действующим государственным стандартом данную модель определяют как «модель объекта, представленную в виде информации» [4].
При проектировании разработке информационной модели целесообразно выделять уровни предметного и системного описания.
Если на предметном уровне внимание акцентируется на описании структуры конкретного информационного объекта и его индивидуальных свойств, то на системном уровне – на представлении каждой предметной области как совокупности элементов, обладающей системными свойствами, или элементом системы более высокого уровня [3].
В настоящее время используется три типа информационных моделей: дескриптивные интеллектуальные и обновляемые (информационно-ресурсные).
Модели дескриптивного типа – это описание отдельных процессов и объектов в виде информационного сообщения.
К моделям интеллектуального типа относятся модели, способные совершенствоваться на основе использования накапливающейся актуальной информации и формулировать выводы независимо от их разработчиков и пользователей. Модели данного типа часто называют «когнитивными».
Информационная модель механизма управления доходностью АПК и сельских территорий является элементом информационной модели экономического пространства, отражающей уровень интеграции отдельных информационных объектов и степень их информационной связности.
В качестве информационных объектов информационной модели входят нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы развития сельских территорий и их экономического пространства; нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту интересов сельского населения и определяющих условия их реализации; данных о состоянии и развитии хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на локализованной сельской территории; данных о состоянии и развитии сельских поселений.
Номенклатура информационных ресурсов включает в себя: документы федерального и регионального уровней, регулирующие деятельность субъектов сельской экономики; стратегии развития локализованных сельских территорий и источники финансирования их реализации; информацию о средствах государственной поддержки, выделяемой на развитие локализованных сельских территорий и отдельных экономических субъектов; электронные паспорта сельских поселений, расположенных в границах локализованной сельской территории; электронные паспорта субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в границах локализованной сельской территории; электронные паспорта домохозяйств, ведущих хозяйственную деятельность в границах локализованной сельской территории; информацию о занятости и самозанятости сельского населения и уровне его доходов; информацию о жилищных условиях сельского населения, доступности и объемах потребления социальных и экономических благ. Она является типовой и требует корректировок модельного построения с использованием сценарного подхода развития каждого объекта управления на основе оценки эффективности.
Эти модели позволяют выявить закономерности и взаимосвязи между различными факторами, а также прогнозируют изменения параметров внешней среды. Принятие решений о наилучшем выборе осуществляется путем использования оптимизационных моделей с учетом определенных критериев оптимальности и соблюдения конкретных ограничений, определяющих допустимые варианты решений. Теоретико-методической разработки требуют систематизации критерии оптимальности, что возможно на основе оптимизационных моделей.
Оптимизационные модели направлены на определение оптимальных параметров объекта моделирования в конкретный момент времени, но описывают процесс их достижения. Для изучения процессов развития объекта моделирования и анализа возможных путей достижения поставленных целесообразно использовать индикативные модели прогнозирования. В этом плане они рассматриваются как инструмент логико-математического описания и позволяют проводить вычислительные эксперименты для изучения поведения моделируемого объекта при изменении входных параметров.
В рамках системы информационного обеспечения механизма реализации управления доходностью АПК и сельских территорий возможно использование имитационных моделей трех уровней:
а) модели, позволяющие имитировать изменения отдельных параметров объекта моделирования, не учитывая их случайного характера;
б) модели, предполагающие случайные изменения конкретных факторов;
в) модели, имитирующие процесс развития объекта управления в течение одного или нескольких воспроизводственных циклов при случайных изменениях факторов.
В контексте современных цифровых технологий компьютерная модель представляет собой формализованное описание структурированных данных в специальном формате, который позволяет обрабатывать их с использованием специализированных программ и алгоритмов. Создание цифрового двойника является ключевым направлением модернизации системы информационной поддержки управления доходностью АПК и сельских территорий. Однако при текущем уровне информатизации и цифровизации процессов управления развитием сельских территорий, а также учитывая высокую организационную сложность механизма реализации интересов в качестве объекта моделирования, возникают определенные вызовы.
Заключение. Новый уровень организации системы управления организационными формами различного уровня и обоснованность управленческих решений в условиях реализации цифровой экономической стабильности (устойчивости) требуют разработки компьютерных моделей, как всей системы, так и ее отдельных компонентов. Такой подход позволит осуществить интеграцию компонентов системы в общую интегрированную информационную систему на основе универсальной цифровой платформы. Эта платформа обеспечит совместимость различных программных средств для реализации разнообразных математических моделей. Социальным эффектом реализации данного подхода, рассматриваемая авторами, является в конечном итоге целью повышения качества жизни городского и сельского населения, а также инфраструктурного развития.
Библиографический список
1. Бухтиярова Т.И., Михайлюк О.Н., Батурина И.Н. Методология управления доходностью отраслевого комплекса // Теория практика мировой науки, 2021. – № 6. – С. 2-72. Бухтиярова Т. И., Батурина И. Н., Кутенина И. А. Подходы к определению концепции управления доходностью агроэкономики // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Т. 3. Вып. 2. 2023. С. 176–186. // URL: https://doi.org/10.34130/2070-4992-2023-3-2-176
3. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения: утвержден постановлением Госстандарта СССР 27 декабря 1990 года №3399 // Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://base.garant. ru/187632/ (дата обращения: 16.06.2024)
4. Улезько А.В., Демидов П.В., Реймер В.В. Модернизация системы информационного обеспечения механизма реализации интересов сельского населения // Экономика сельского хозяйства России, 2024. – № 4. – С. 124-130