Abstract: The article discusses adaptive and logistics approaches of companies to rapidly changing market relations. An analysis of the turnover of the logistics business in Russia was carried out.
Keywords: logistics approach, market relations, adaptability, transport logistics.
Современный рынок диктует важность укрепления отношений между производством продукции и ее оптимальным процессам сбыта. По отношению к реальному производству, логистика является основой бесперебойного функционирования большинства экономических, социальных и политических процессов.
Современная экономическая ситуация требует от российских компаний гибкости и адаптивности в условиях быстро меняющегося рынка. Конкуренция становится все более жесткой, а клиентские требования становятся все более разнообразными. В этой связи, акцент на логистический подход может стать ключевым фактором, обеспечивающим конкурентное преимущество и успешную адаптацию российских компаний к новым рыночным отношениям.
Ранее российский рынок транспортно-логистических услуг динамично развивался: по данным Росстата, в денежном выражении за последнее десятилетие он вырос более чем вдвое, почти до четырех триллионов рублей (рис. 1). В общем объеме международных перевозок российского импорта и экспорта ведущую роль играет морской и водный транспорт (примерно две трети поставок), далее идет железная дорога и автомобильные перевозки (одна треть), на авиационное сообщение приходится несколько процентов общего международного грузооборота [1].
Рисунок 1 – Обороты логистического бизнеса в России
Отрасль грузовых автомобильных перевозок в 2022 году оказалась наиболее уязвимой, но крупные перевозчики оперативно перестроили логистику и смогли нарастить обороты.
По информации Росстата, уровень автомобильных грузовых перевозок, который является одним из индикаторов развития экономики, находится в положительной зоне. За первые 10 месяцев 2022 года пробег автокомпаний составил 239,9 млрд. тонно-километров – что почти на 2 % больше, чем годом ранее. Более половины рынка перешло от инвестиционного к операционному типу деятельности. Раньше часть дохода компании получали от перепродажи техники, сейчас же, когда новые европейские машины на российский рынок не поступают, предприятия повышают эффективность ведения бизнеса за счет выстраивания новых логистических схем [1].
Анализируя рынок, можно сказать, что сейчас ситуация в отрасли достаточно стабильная, продолжает перестраиваться логистика, появляются новые направления. Крупные транспортные компании адаптируются к новым реалиям и перестраивают бизнес-процессы.
Например, компания Delko инициировала предложения по оптимизации транспортной логистики на федеральном уровне в интересах всей отрасли. Она выступала за легализацию параллельного импорта, направляя обращения в государственные органы, а позже сформировала список более 200 наименований с целью расширения перечня ввозимых товаров. Кроме того, компания предложила пересмотреть тарифную политику использования платных дорог, чтобы сделать ценообразование более гибким. Большой блок предложений-инициатив связан с увеличением пропускных возможностей для грузоперевозчиков на границах России, открытием паромных переправ в Турцию и Азербайджан [2].
Еще одним примером адаптации в наше время может послужить транспортно-логистическая компания «Деловые Линии», которая в августе 2022 года запустила собственную сборную линию из Европы в Россию через Турцию. По их данным за последние месяцы спрос на доставку грузов через Турцию вырос примерно на 30%. Компания, адаптируясь под новые условия рынка, изменила логистические схемы и выстроила морской маршрут для контейнерных перевозок. Также этот тип доставки уже действует для товаров из юго-восточной Азии, Индии, стран ЕС, а также Северной Африки и американских континентов. Данная компания организует перевозку запчастей, оборудования, комплектующих, сырья и прочих категорий грузов, для чего резервируется часть контейнера или отдельное место в нем. Группа «Деловые Линии» входит в число крупнейших российских логистических операторов и лидирует по объему складских площадей в регионах страны. География доставки охватывает свыше 90% населенных пунктов в РФ, а также Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению, Восточную Азию и Европу [2].
В сфере авиаперевозок логистические компании пытаются переориентироваться на новые маршруты. Для этого грузы отправлены через страны, открытые для российских авиакомпаний. К таким странам относятся: Турция, ОАЭ и Китай, Гонконг, Корея [3].
Логистика является важным элементом ведения бизнеса, особенно для компаний, занимающихся производством, поставкой и распределением товаров. Она включает в себя планирование, контроль и организацию всех этапов поставки товаров, начиная от приобретения сырья до доставки готовой продукции конечному потребителю. Логистический подход позволяет компаниям более эффективно управлять всеми этапами бизнес-процесса, что является ключевым фактором для успешной адаптации к новым рыночным отношениям.
Адаптивность российских компаний заключается в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде и эффективно приспосабливаться к новым реалиям. Логистический подход позволяет компаниям выстраивать гибкие цепи поставок, которые обеспечивают возможность быстрого реагирования на изменения спроса и рыночных условий. Компании активно используют технологии сбора и анализа данных для прогнозирования спроса, оптимизации запасов и управления поставками. Это позволяет им минимизировать временные и финансовые затраты, реагируя на изменения рынка [3].
Одним из основных элементов адаптивности является взаимодействие с поставщиками и клиентами. Логистический подход позволяет компаниям активно участвовать в формировании цепей поставок, обеспечивая бесперебойное снабжение сырьем и компонентами, а также своевременную доставку готовой продукции [4]. Применение обратной логистики позволяет компаниям эффективно управлять возвратами и решать возникающие проблемы в процессе послепродажного обслуживания. Также важным аспектом является сотрудничество с логистическими операторами и транспортными компаниями, которые обеспечивают надежную и оперативную доставку грузов.
Российские компании все больше осознают, что успешная адаптация к новым рыночным отношениям требует развития логистических компетенций.
Они инвестируют в развитие собственных логистических систем, внедряют современные технологии и сотрудничают с опытными экспертами в этой области.
В частности, отечественные компании активно применяют подходы Lean и Six Sigma, которые позволяют оптимизировать логистические процессы и улучшить качество предоставляемых услуг.
Lean и Six Sigma – это два разных подхода к улучшению бизнес-процессов, которые используются в различных отраслях и компаниях.
Подход Lean, также известный как «логика потока создания ценности», направлен на устранение всех видов неэффективности в процессе производства или предоставления услуг. Он ставит перед собой цель увеличения производительности и сокращения времени цикла, чтобы увеличить прибыльность компании. Основные принципы Lean включают устранение потерь, повышение качества продукции или услуг, снижение затрат на производство и повышение скорости производства [5].
Six Sigma – это методология, направленная на улучшение качества продукции или услуг, путем минимизации количества дефектов до уровня, который соответствует стандарту «шесть сигм». Она использует статистические методы для анализа данных и определения причин дефектов, а также для разработки и реализации мероприятий по их устранению. Six Sigma также ориентирован на повышение удовлетворенности клиентов и увеличение прибыли компании [5].
Оба подхода могут быть эффективными в улучшении бизнес-процессов, и часто используются вместе для достижения максимальных результатов.
В заключение, адаптивный подход российских компаний к новым рыночным отношениям с использованием логистического подхода является ключевым фактором их успешного развития. Логистика позволяет компаниям эффективно управлять всеми этапами бизнес-процесса, прогнозировать спрос, минимизировать риски и обеспечивать своевременное выполнение заказов. Поэтому российские компании, осознавая важность логистического подхода, активно инвестируют в его развитие и постоянно совершенствуют свои логистические системы, чтобы быть конкурентоспособными на изменяющемся рынке.
Библиографический список
1. Российская государственная статистическая служба (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (Дата обращения: 20.10.2023).2. Коптелов К. О., Прокопьева О. А. Анализ транспортных компаний по перевозке груза / К. О. Коптелов, О. А. Прокопьева. – Екатеринбург: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 1-3.
3. Прокофьева Т. А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России: монография / Т. А. Прокофьева, Н. А. Адамов. – М.: Экономическая газета, 2011. – 302 с.
4. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н. Н. Берышниковой, Б. Н. Пинскера]. – M.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 640 с.
5. Джордж Л. Майкл «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса [пер. с англ.]. – M.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 402 с.
6. Тенденции развития логистики в России [Электронный ресурс]. URL: https://morvesti.ru/analitika/1685/107469/ (Дата обращения: 20.04.2024).