Индекс УДК 336.1
Дата публикации: 02.09.2020

Анализ предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

Analysis of the provision of inter-budget transfers from the Federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation

Тедеева З.Б.
Габисова З.Т.
Шиганов А.Р.

1. Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказский филиал
2. Магистрант 2 курса кафедры «Экономика и финансы» Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказский филиал
3. Магистрант 2 курса кафедры «Экономика и финансы» Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказский филиал

Tedeeva Z.B.
Gabisova Z.T.
Shiganov A.R.

1. Research supervisor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Finance of the financial University under the government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch
2. master student of the 2nd year of the Department of Economics and Finance of the financial University under the government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch
3. master student of the 2nd year of the Department of Economics and Finance of the financial University under the government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch
Аннотация: Статья посвящена исследованию системы межбюджетных отношений в РФ. Основной акцент сделан на взаимоотношениях федерального центра и регионов, проведен анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ за 2016-2018гг.

Abstract: The Article is devoted to the study of the system of inter-budgetary relations in the Russian Federation. The main focus is on the relationship between the Federal center and the regions, the analysis of inter-budget transfers from the Federal budget to the budgets of the Russian Federation subjects for 2016-2018.
Ключевые слова: бюджет, трансферт, дотации, субсидии, регионы

Keywords: budget, transfer, grants, subsidies, regions


Введение: На сегодняшний день в становлении отечественной экономики роль грамотно сформированной системы межбюджетных отношений имеет важное значение. Многие ученые видят причину появления трудностей в отечественной экономике в негативных последствиях международного экономического кризиса, результатом которого является укрепление значимости федерального экономического регулирования, в том числе межбюджетных отношений.

Объекты исследования: система межбюджетных отношений в Российской Федерации на современном этапе, состав и структура межбюджетных трансфертов.

Методы исследования: При написании статьи  использовались абстрактно-логистический метод, метод анализа и синтеза.

Результаты: Для того чтобы оценить эффективность межбюджетных отношений необходимо проанализировать  состав и структуру межбюджетных трансфертов, а также рассмотреть расходы федерального бюджета и определить, какую долю  в них занимают межбюджетные трансферты.

Таблица 1

 Динамика структуры расходов федерального бюджета в 2016-2018 гг.[1]

Наименование показателя        Значение, %Отклонение,%
201620172018 2017/20162018/2017
Общегосударственные вопросы6,77,37,70,60,4
Национальная оборона22,97,67,1-15,3-0,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность11,610,010,2-1,60,2
Национальная экономика1416,416,12,4-0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство0,40,91,10,50,2
Охрана окружающей среды0,40,70,80,30,1
Образование3,64,45,00,80,6
Культура, кинематография0,50,70,70,20
Здравоохранение3,13,13,700,6
Социальная политика27,936,732,98,8-3,8
Физическая культура и спорт0,40,70,50,3-0,2
Средства массовой информации0,50,60,60,10
Обслуживание государственного(муниципального)долга3,85,25,81,40,6
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетов и бюджетной системы РФ4,15,87,91,72,1

Представленные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что наибольшую долю в расходах федерального бюджета занимает статья «Социальная политика»- в 2016 году — 27,9%, в 2017 году — 36,7%, 2018 — 32,9%. Настораживает отрицательная динамика на фоне «социально ориентированного бюджета» в 2018 году.

Второй по величине статьей расходов на протяжении всего исследуемого периода  является «Национальная экономика»(2016 год  -14%, 2017 год — 16,4% и 2018 год — 16,1%).

В 2018 году произошел прирост доли статьи «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетов и бюджетной системы РФ» (2,1%), что объясняется высоким темпом роста расходов по этой статье.

В современных условиях региональные бюджеты испытывают постоянную зависимость от денежных средств, поступающих в процессе межбюджетного перераспределения. У органов государственной власти субъектов РФ в большинстве случаев отсутствует  возможность самостоятельно обеспечивать качественное исполнение своих обязательств без привлечения межбюджетных трансфертов.

Размеры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016–2018 годах представлены  в таблице 2.

Таблица 2

Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016–2018 годах (млрд.руб.).[2]

Наименование201620172018Изменение 2017/2016Изменение 2018/2017
%Млрд.руб.%Млрд.руб.
Межбюджетные трансферты1 567,81 690,12 044,87,8122,320,9354,7
Дотации

их них:

656,2759,01 035,515,7102,836,4276,5
дотации на выравнивание513,7614,5644,519,6100,84,930
дотации на сбалансированность и гранты131,7133,8380,41,62,1184,3246,6
Субсидии356,5419,8381,817,863,3-9,0-38
Субвенции334,3326,1331,7-2,5-8,21,75,6
Иные межбюджетные трансферты220,8185,1295,8-16,1-35,759,8110,7

В 2016 году бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 1 567,8 млрд. руб., что на 122,3 млрд. руб. меньше, чем в 2017 году. С 2017 года по  2018 год наблюдается увеличение  на 354,7 млрд. руб.(20,9%).

Общий объем дотаций бюджета РФ в 2016 году составил 656,2 млрд. руб., в 2017 году наблюдается увеличение на 15,7%, а в 2018 году на 276,5 млрд. руб., то есть на 36,4 %.

Основным видом межбюджетных трансфертов предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ продолжают оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. На протяжении анализируемого  периода  наблюдается тенденция к увеличению дотаций, а именно, с 2016 года по 2017 год они увеличились на 100,8 млрд. руб.(19,6%), в 2018 году еще на 30 млрд. руб.(4,9%).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания. Цель распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации заключается в  реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.

Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (с учетом изменений).

Итоги  исполнения бюджета 2016 года показали, что средний уровень фактической бюджетной обеспеченности составил 69,1% (35,7 тыс. рублей), в 2017 году этот показатель снизился на 3,4 % и составил 65,7% (36,7 тыс. руб.), а в 2018 году составил 39,8 тыс. руб.

Получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2016 году стал 71 субъект РФ, в 2017 году — 72 субъекта Российской Федерации, а в 2018 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации распределены между 73 субъектами РФ.

Также, дополнительную финансовую поддержку в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году из федерального бюджета получили регионы в общем объеме 131,7 млрд. рублей, в 2017 году — 133,8 млрд. рублей, в 2018 году — 380,4 млрд. рублей.

С 2016 года по 2017 год дотации на сбалансированность и гранты увеличились на 1,6 % или 2,1 млрд. руб., а в 2018 году суммы  существенно изменились в сторону увеличения  на 246,6 млрд. руб.(184,3%).

Величина субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 году составила  356,5 млрд. рублей (98 субсидий) в рамках 21 государственной программы (343,9 млрд. рублей, или 96,4% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (12,6 млрд. рублей, или 3,6%).

В 2017 году  объем субсидий увеличился на 63,3 млрд. руб., или 17,8 % (103 субсидии) в рамках 26 государственных программ (411,8 млрд. рублей, или 98,1% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (8,0 млрд. рублей, или 1,9%). При этом из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 15,5 млрд. рублей (32 субсидии).

С 2017 года по 2018 год объем субсидий увеличился на 38 млрд. рублей, (94 субсидии) в рамках 23 государственных программ (379,2 млрд. рублей, или 99,3% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (2,6 млрд рублей, или 0,7%). При этом из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 18,6 млрд. рублей (22 субсидии).

С 2016 года по 2017 год субвенции снизились на 8,2 млрд. руб.(2,5%), а  в 2018 году увеличились на 5,6 млрд. руб.(1,7%).

В иных межбюджетных трансфертах с 2016 года по 2018 год также наблюдаются изменения, а именно, в 2016 году  они составили 220,8 млрд. руб., в 2017 году снизились на 35,7 млрд. руб.(16,1%), а в 2018 году увеличились на 110,7 млрд. руб.(59,8%).

Таблица 3

Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016–2018 годах.[3]

Наименование показателя2016 год

 

Уд.вес.       %2017 годУд.вес.%2018 годУд.вес%
Межбюджетные трансферты1 567,8100,01 690,1100,02 044,8100,0
Дотации

их них:

656,241,9759,044,91 035,550,6
дотации на выравнивание513,732,8614,536,4644,531,5
дотации на сбалансированность и гранты131,78,4133,87,9380,418,6
Субсидии356,522,7419,824,8381,818,7
Субвенции334,321,3326,119,3331,716,2
Иные межбюджетные трансферты220,814,1185,111,0295,814,5

В структуре межбюджетных трансфертов на протяжении всего исследуемого периода наибольшую долю занимают дотации, которые из общего объема межбюджетных трансфертов в 2016 году составили 41,9%, в 2017 году увеличились на 3 %, а в 2018 году еще на 5,7%.

На втором месте — субсидии, которые с 2016 года по 2017 год увеличились на 2,1%, но в 2018 году снизились на 6,1.

В 2016 году доля субвенций составила 21,3%, в 2017 году — 19,3%, а в 2018 году наблюдается  снижение на 3,1%. Иные межбюджетные трансферты заняли  незначительную долю в межбюджетные трансфертах, а именно, в 2016 году — 14,1%, в 2017 году — 11,0%, 2018 году — 14,5%

Выводы: Таким образом, можно сделать вывод, что  в расходах федерального бюджета доля межбюджетных трансфертов увеличивается на протяжении всего исследуемого периода. В структуре межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам РФ с 2016 года по 2018 год наибольшую долю заняли дотации, доля которых на протяжении всего исследуемого периода увеличивалась.

[1]Официальный сайт Федерального казначейства.-Режим доступа: https://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения 01.12.19). [Электронный ресурс].

[2]Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации.-Режим доступа:https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_2019_god_predv.itogi.pdf (дата обращения 03.02.20).[Электронный ресурс].

[3]Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации.-Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_2019_god_predv.itogi.pdf (дата обращения 03.02.20).[Электронный ресурс].

Библиографический список

1. Валиева Е.Н., Лукин А.Г. Государственные(муниципальные) финансы:учебное пособие.-М.:РУСАЙНС,2018.-144 с.
2. Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский зарубежный опыт-М.: Едиториал УРСС, 2016.-384
3. Тедеева З.Б., Коциева М.М. Основные направления совершенствования бюджетной политики и социально-экономического развития РСО-Алания//Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6-2. С. 273-277.
4.Tedeeva Z.B. Analysis of public procurement mechanism when implementing financial policy of state.В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. С. 1166-1174.
5.Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации.-Режим доступа: https://www.minfin.ru
6. Официальный сайт Федерального казначейства.- Режим доступа:https://www.roskazna.ru