Abstract: In this work the author analyzes the public and municipal administration by the land relations and comes to a conclusion that the considered legal institute is a complex package of measures and the actions directed to maintenance of healthy economic life of society. Consideration of the most relevant directions of state regulation on the matter gives the chance to designate the main problem points characteristic of the state activity of this type
Keywords: municipalities, local government bodies, land relations, land resources, municipalities budget
«Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений»[1]. Они также являются субъектами отрасли муниципального права и субъектами отрасли земельного права. Учитывая, что «самоуправление является «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти»[2], необходимо отметить, что такой фактор экономики, как земельная собственность, имеет огромное значение на федеральном , региональном и муниципальном уровнях.
Современная экономика Российской Федерации функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Их использование предопределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. «Органы местного самоуправления наделены значительными правами в области использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов на территории муниципального образования»[3].
Одним из главных элементов современной земельной реформы является формирование земельных отношений в муниципальных образованиях. Земельная реформа коренным образом изменила земельные отношения, так как появились различные формы собственности, земля становится объектом гражданско-правовых сделок. «Как объект недвижимости она включается в систему рыночного оборота путем совершения купли-продажи, залога, наследования, аренды. Земельные отношения приобрели имущественный характер»[4]. Достаточно крупным собственником и активным участником данных отношений стали органы местного самоуправления, которые имеют полномочия управлять и распоряжаться земельными участками, которые находятся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе социально-экономических реформ местного самоуправления. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, взимают плату за землю, организуют проведение работы по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля.
Конституция РФ устанавливает, что формирование административной структуры местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов. На деле федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет правовую основу, нормативную базу для правового регулирования деятельности муниципальных образований субъектами Российской Федерации. «Федеральными законами устанавливаются единые подходы к задачам становления и развития правовой основы местного самоуправления»[5].
Полномочия муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. Как правило, регистрация устава муниципального образования проводится управлением юстиции субъекта Федерации. В некоторых субъектах Федерации уставы регистрируют законодательные (представительные) органы власти субъекта Федерации, фактически главенствуя над органами местного самоуправления и формируя единую вертикаль власти.
Посредством укрепления вертикали власти подавляются полномочия муниципальных образований. Они становятся зависимыми от множества нормативных актов и основной линии проводимой федеральной политики, а не от актуальных для каждого муниципального образования нужд и мнения граждан. Сдерживающим фактором социально-экономического развития муниципальных образований также является характер межбюджетных отношений: местные бюджеты часто ожидают финансовых вливаний от вышестоящего бюджета, что подавляет экономическую активность в муниципальных районах и сельских поселениях.
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.
Структура бюджетных отношений муниципальных образований представлена сложным комплексом экономических явлений, включающих в себя различные аспекты понятия бюджета. С точки содержания деятельности бюджет делится на два вида – текущий бюджет и бюджет развития.
Эти две группы сопряжены с родственными понятиями – обязательными и необязательными расходами. Как и в случае с видами бюджета, первые призваны поддерживать постоянный уровень муниципального обеспечения, вторые предназначены для осуществления краткосрочных программ, направленных на улучшение социально-экономической сферы[6].
Из всего вышесказанного следует, что сегодня бюджетно-правовой статус муниципальных образований ограничен, они не обладают полномочиями необходимыми для эффективного функционирования. Правовое регулирование бюджетных полномочий органов местного самоуправления осуществляется на разном уровне и в разных формах. В целом оно характеризуется бессистемностью и внутренней противоречивостью. Какие меры могли бы способствовать решению этих проблем?
Единое законодательство, могло бы предоставить муниципальным образованиям широкие полномочия для формирования собственных бюджетов и установить систему межбюджетных трансфертов. Более широкие полномочия в бюджетно-правовой сфере подразумевают расширенную компетенцию в области всех источников доходов. Сюда относятся неналоговые поступления, которые могут быть расширены за счет введения земельной ренты по опыту западных стран. Нуждается в модернизации и система санкционных доходов муниципальных образований, необходимо их перераспределение, направляющее их в местный, а не в федеральный бюджет[7].
Однако, самым важным условием эффективной деятельности муниципальных образований является вовлеченность граждан в процесс самоуправления. Заинтересованность в позитивных изменениях социальной сферы, мотивация, побуждающая к решению собственных проблем и гражданская сознательность – ключевые факторы самоуправления[8].
Граждане, осознавая свои права и возможности участия в государственном самоуправлении, должны быть готовы взять на себя ответственность, которую подразумевает осуществление общественных преобразований. Диалог с гражданами должен осуществляться в интересах государства, стремящегося отвечать ожиданиям, которое к нему предъявляет общество и является важнейшим элементом системы государственного управления, являясь важным шагом на пути от иерархической вертикальной структуры до гармонично существующего гражданского общества.
Также стоит заметить, что на сегодняшний день Башкортостан недостаточно эффективно используют такое преимущество, как высокий территориальный потенциал, в результате чего развитие земельных отношений происходит медленно и проблематично. При этом наибольшая проблема заключается в том, что большая часть территории РБ в принципе не используется: на 2016 год заселенным остается только 45% территории Башкирии: оставшиеся 55% либо непригодны для жизни, либо заполнены лесными массивами и не застраиваются по причине недостаточности численности населения.
В общем рейтинге плотности населения, составленном на основании официальной отчетности каждой страны о размере территории и численности населения, Республика Башкортостан на 2016 год занимает 7 место с плотностью 28.45 чел./км2. Располагая сравнимым территориальным потенциалом и климатическими условиями, плотность населения одного из штатов США составляет 18,9 чел./км2. Такое значение плотности населения не является показателем лучшего качества жизни граждан, но указывает, что территориальный потенциал Башкортостана в настоящее время не используется эффективно, что оказывает влияние па развитие земельных отношений.
Правительство РБ заинтересовано в экономическом росте государства, в частности, в совершенствовании земельных отношений. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02 февраля 2015 до 2020 года предусмотрено перечисление 25 трлн. руб. с целью освоения и экономического использования территорий РФ, что будет благоприятно влиять на рост ВВП, российской промышленности и налоговых поступлений в бюджет. При этом необходимо было решить ряд задач как экономического, так и социального характера, в частности: повышения уровня жизни населения, выравнивания экономического состояния субъектов РФ, трансформация экономической направленности экономики и диверсификация экономической деятельности и т.д.
Реализация данных задач сталкивается с проблемами на различных уровнях, связанными с отсутствием инфраструктуры, четкой законодательной базы, размытой ответственности не только за правонарушения, но и за реализацию государственных программ, высокой криминализации сектора земельных отношений и высокой доле теневой экономики в стране.
Кроме того, российская экономика находится под высоким влиянием стратегических задач государства, в результате чего в основном осваиваются территории, необходимые для добычи углеводородов, а не пригодные для развития предприятий промышленности других экономических сфер. Перечисленные проблемы являются основой для совершенствования земельных отношений в России.
Основным направлением для совершенствования земельных отношений является создание сильной местной администрации, осуществляющей управление земельными ресурсами. Высшие органы власти не могут осуществлять эффективное управление большими территориями, так как не могут быть осведомлены об особенностях каждого конкретного земельного участка.
Органы местного управления должны осуществлять мероприятия по регулированию земельных отношений, а также поощрять намерения предпринимателей по основанию новых предприятий на неиспользуемых землях. Для создания экономических выгод необходима проработка налогового законодательства и способствования получения льготных финансирования. При этом выгоды от данных проектов должны быть выше для предпринимателей, чем выгоды от других операций или вложения денежных средств па банковский депозит.
Данные мероприятия невозможны без поддержки государства и соответствующего финансирования, которое будет эффективно только при строгом закреплении целей расходов выделенных бюджетных средств и проработки системы ответственности.
Другим направлением является создание благоприятной инфраструктуры, упрощающей учет земельной собственности и повышающей эффективность земельных отношений.
Необходим переучет земель для определения настоящего потенциала, а также совершенствования алгоритма учета земель и создание единой системы регистрации недвижимости. По мере проведения инвентаризации земель появится возможность проведения более прозрачных реформ в сфере предоставления земли в пользования и определенных условий, необходимых для максимального извлечения выгод для страны из земельных отношений.
Усовершенствование процедуры предоставления земельных участков с территорий общегосударственного значения и городского значения на основании состязаний и торга, предвидев рядом бесплатное выделение аграрных зон с целью постройки личного жилища молодым жителям, имеющим несовершеннолетних детей, родителям малышей — инвалидов и иным категориям лиц, имеющих необходимость в общественной помощи, является на сегодняшний день насущной задачей совершенствования управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований. К сожалению, если даже законами субъектов России предусмотрено выделение земельных участков многодетным семьям, часто, на уровне муниципалитетов идет противодействие реализации этих норм. Муниципалитеты охотно предоставляют в аренду привлекательные земельные участки застройщикам, установившим коррупционные связи с органами публичной власти, а многодетным семьям выделяют бесплатно в отдаленных от центра территориях.
Таким образом, в настоящее время, хотя и проводится политика по повышению эффективности использования земельного потенциала страны и совершенствованию законодательного урегулирования земельных отношений, граждане Российской Федерации вынуждены претерпевать злоупотребления со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц. На наш взгляд, необходима реализация мероприятий, которые позволят сделать более прозрачной и эффективной государственную политику в отношении использования земли и земельной собственности органами местного самоуправления.
[1] Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101.
[2] Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 23.
[3] Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 455.
[4] Разгильдиева М.В. Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право и управление. М.: 2013. № 2. С. 102-118.
[5] Хазова Е.Н. Конституционное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 479 с.
[6] Колпащикова Е.Ю. Компетенция главы муниципального образования в области муниципального нормотворчества при различных моделях организации муниципальной власти // Казанская наука. Казань, 2010. №9. С. 593-595.
[7] Павленко Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь // Студенческая наука XXI века. Чебоксары, 2016. 2016. № 1-2. С. 228-231.
[8] Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. М.: 2010. № 11. С. 8-12.
Библиографический список
1. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26.2. Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 455 с.
3. Разгильдиева М.В. Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право и управление. М.: 2013. № 2. С. 102-118.
4. Хазова Е.Н. Конституционное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 479 с.
5. Колпащикова Е.Ю. Компетенция главы муниципального образования в области муниципального нормотворчества при различных моделях организации муниципальной власти // Казанская наука. Казань, 2010. №9. С. 593-595.
6. Павленко Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь // Студенческая наука XXI века. Чебоксары, 2016. 2016. № 1-2. С. 228-231.
7. Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. М.: 2010. № 11. С. 8-12.
8. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.
9. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26.
10. Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 455 с.
11. Разгильдиева М.В. Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право и управление. М.: 2013. № 2. С. 102-118.
12. Хазова Е.Н. Конституционное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 479 с.
13. Колпащикова Е.Ю. Компетенция главы муниципального образования в области муниципального нормотворчества при различных моделях организации муниципальной власти // Казанская наука. Казань, 2010. №9. С. 593-595.
14. Павленко Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь // Студенческая наука XXI века. Чебоксары, 2016. 2016. № 1-2. С. 228-231.
15. Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. М.: 2010. № 11. С. 8-12.
16. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.