Индекс УДК 33.338
Дата публикации: 26.08.2017

Карьерные экспектации менеджера в современной экономике

Managerial Career Expectations in the Modern Economy

Пустовойтов Алексей Кириллович
Кандидат экономических наук, доцент,
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
Новочеркасск, Российская Федерация

Pustovoitov Alexey Kirillovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
The South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Novocherkassk, Russian Federation
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с неоправданными ожиданиями в карьере менеджера. Показано, что у молодых управленцев присутствует самоуверенность в своем будущем, их представления об успешной карьере очень сильно мифологизированы. Делается вывод о том, что единственное препятствие между менеджером и его будущим успехом – это он сам. Даны практические рекомендации - не стремиться за должностями и регалиями, креслами и чинами. Следует занять активную позицию, взять на себя ответственность за свою карьеру.

Abstract: The article deals with the problems associated with unjustified expectations in the manager's career. It is shown that young managers have self-confidence in their future, their ideas about a successful career are very strongly mythologized. It is concluded that the only obstacle between the manager and his future success is himself. Practical recommendations are given - do not seek for posts and regalia, seats and ranks. You should take an active position, take responsibility for your career.
Ключевые слова: Карьера, эффективность, мотивация, коммуникации, дисциплина, качество, компетенции.

Keywords: Career, efficiency, motivation, communication, discipline, quality, competence.


Очень часто, люди среднего возраста, не сумевшие подняться на планируемые вершины, задают себе вопрос: «Почему так случилось?». Но ответа на него не могут найти или в порядке оправдания приводят набор стандартных фраз. Становится ясно: эти люди так искренне верят в свои слова, что уже не пытаются что-нибудь изменить. Одновременно, у молодых управленцев присутствует самоуверенность в своем будущем, их представления об успешной карьере очень сильно мифологизированы. Понимая важность слов «Кто предупрежден – тот вооружен», считаем целесообразным описать пять основных мифов о карьере. Важно выйти из плена и осознать: единственное препятствие между конкретным человеком и его будущим успехом – это он сам [1].

Во-первых, — существует миф, что надо работать допоздна и без выходных, — это поможет продвинуться по карьерной лестнице. Да, порой бывают периоды, когда необходимо срочно сдать отчет и, чтобы все успеть, надо сидеть до полуночи. Но, за исключением подобных случаев, никаких оправданий задержкам в офисе после окончания рабочего времени быть не может.

Конечно, на первый взгляд, сотрудник, который сидит до позднего вечера в офисе, может показаться трудолюбивым и лояльным к делам компании. Но, через некоторое время, внимание его руководителя привлекут другие, менее позитивные моменты: усталый внешний вид, неумение собраться и сконцентрироваться, падение качества работы из-за усталости. И если подобная самоотверженность становится системой, руководитель придет к выводу, что сотрудник неэффективен и не дисциплинирован [2].

Результат: хроническая усталость, негативная реакция на мелкие деловые недоразумения, неспособность сконцентрироваться, падение продуктивности. А теперь задайте себе вопрос, — какому руководителю нужен хотя бы один такой человек в коллективе?

Итак, что делать? Научиться работать эффективно. Эффективность – это не данность, а навык. Есть много различных техник, каждая из которых ежедневно помогает сэкономить по 10-30 минут, складывающихся в те самые три-четыре вечерних часа, которые важно проводить не в офисе, а в спортзале или дома, с любимыми людьми. Настоящая жизнь начинается как раз после окончания рабочего дня. И надо уметь так распоряжаться своим временем и энергией до 18.00 часов, чтобы были силы и желание на настоящую жизнь после.

Другой, не менее важный момент: почему-то эффективность воспринимается как навык выполнять много задач с большой скоростью. Но реальное значение этого слова отражает не только количество, но и качество работы: с делами следует справляться не только быстро, но и хорошо [3]. А качество зачастую является результатом ясного ума и умения сконцентрироваться, что невозможно без полноценного отдыха. Как может давать отдых своему сознанию человек, который запрограммировал себя на безостановочный труд?

Во-вторых, — многие ошибочно считают, что верный путь наверх это понравиться шефу. Естественно, это так. Но есть огромная разница между, — «стать любимчиком», «во всем угождать шефу», — и умением налаживать правильные отношения с руководителем.

Считаем необходимым отметить, — нельзя забывать о том, что любой руководитель, вне зависимости от уровня его жесткости или требовательности, – это обычный человек со своими бытовыми и семейными заботами, к которым добавляется куча всех тех дел, которыми обременен каждый директор. Поэтому умение в правильное время преподнести руководителю правильную информацию в правильной форме – одно из важнейших качеств любого сотрудника [4].

Кроме этого — говорить правду всегда важно. Но в какой форме? Ведь можно резать правду-матку, выставляя руководителя в неприглядном свете перед всем коллективом, а можно правильно преподнести эту же правду.

Ну и конечно, каждый сотрудник передает руководителю определенное количество проблем. Есть те, кто просто приходит с проблемой, взваливая ее на плечи шефа, и есть те, кто приходя с проблемой, дает свои возможные варианты ее решения. Человек, который заранее обдумал решение проблемы, создает впечатление сотрудника, уважающего время и энергию руководителя.

Итак, что делать? Важно уметь правильно преподносить свои идеи, не задевая достоинства руководителя. Уметь так преподносить правду, чтобы руководитель не терял лицо перед коллективом. Нельзя выбирать себе роль просто глашатая проблем, нужно одновременно предлагать несколько возможных вариантов их решения. Недопустимо обсуждать личные и профессиональные качества руководители с кем-бы то ни было [5]. И надо уметь контролировать свои эмоции, чтобы, даже, чувствуя свою абсолютную правоту, выдержать паузу и только потом изложить свое мнение. Представьте себе человека, который ведет себя так? Разве он подлиза? Нет. Он грамотный человек, умеющий налаживать коммуникации.

В третьих, — ошибочным считается взгляд, что карьера начинается только после университета. Совершенная неправда. Профессиональная карьера любого человека начинается с того самого момента, как он поступил в университет. Высшее образование, конечно же, важно, но самого по себе этого факта совершенно недостаточно[6]. Без каких-либо пояснений дам пример двух реальных студентов.

Студент №1 является именно тем, кто верит в эту легенду: главное – это образование, с дипломом найти работу не будет проблемой.

Студент № 2 понимает, что через четыре года таких выпускников, как он – с набором теоретических знаний – будет десятки тысяч. И по этой причине, он стремится сделать что-то, чтобы выделиться среди огромного количества соискателей.

Философия и взгляды этих людей имеют прямое влияние как на их поведение во время учебы, так и на их последующую карьеру.

Студент №1, как и все студенты, записывает лекции, учится от экзамена к экзамену, а в свободное время сидит в соцсетях или смотрит интересные телепередачи.

Студент №2 понимает, что кроме университетской теории ему нужны реальные знания. Поэтому в свободное время он читает различную профессиональную литературу, чтобы разобраться в сферах, которые связаны с его будущей профессией, а также учится таким важным вещам, как язык тела, умение налаживать коммуникации, делать презентации.

Студент №1 не знает иностранного языка, но глубоко уверен в том, что как только он найдет работу, то пойдет на курсы и за несколько месяцев овладеет английским. Это волшебное слово «завтра» приятно греет его душу и сердце, и он с большим удовольствием отдается сегодняшним маленьким радостям.

Студент №2 понимает, что знание иностранного языка не только поможет ему выделиться из множества соискателей, но и даст возможность получать более свежую информацию из западной прессы и блогов. Для этого он уже в университете посещает курсы английского. Каждый день он запоминает десять новых слов, а по дороге в университет слушает иностранные аудиокниги.

Студент №1 на летних каникулах отдыхает. Ну, как же еще? Ведь он столько времени учился, готовился к экзаменам, уставал.

Студент №2 понимает, что важно знать многое из того, чему в университете не научат: базовые элементы бизнес-этики и правила рабочих коммуникаций, как и что говорить коллегам и руководителям, как выступать на совещаниях… И по этой причине он уже с весны начинает искать возможность пройти стажировку в одной из компаний, пусть даже бесплатно. Каждое его лето – масса новых практических знаний и знакомств со специалистами и профессионалами разных сфер.

Итак, проходит четыре года. Оба студента получали одинаковое образование в одном университете, им преподавали одни и те же профессора. Но между ними огромная, как пропасть, разница.

Студент №1 знает менеджмент, но настолько, насколько запомнил, готовясь к экзаменам. Иностранный язык он знает, как многие сверстники: «понимает, но не может говорить». У него нет ни одного дня стажа и практического опыта.

Студент № 2 знает, что такое менеджмент не только из университетской программы: он получил массу информации из книг, журналов, онлайн-изданий и блогов. У него достаточно информации, чтобы самостоятельно анализировать различные ситуации. У него прекрасный иностранный язык. И при этом есть практический опыт работы, умение налаживать контакты с людьми: для того, чтобы он вошел в курс дел, которыми живет коллектив, потребуется значительно меньше времени. И самое главное: студент № 2 – это человек с очень активной жизненной позицией.

Наступает время задать вопросы. Вопрос первый: кого выберет фирма? Вопрос второй: кто виноват?

Итак, что делать? О своей карьере и целях думать еще с университетских времен, четко планируя свое время для того, чтобы по истечении четырех-пяти лет не быть одним из десятков тысяч людей, верящих в то, что высшему образованию не придается значения [7].

В четвертых, — для хорошей карьеры необходимо зарубежное образование. К сожалению, в странах СНГ все еще живет один советский стереотип: все западное намного лучше нашего. Необходимо учитывать, что далеко не каждый американский или европейский университет – центр образования уровня Гарварда или Оксфорда.  Мы часто встречам десятки людей, получивших образование на Западе, которые, кроме уличного английского и очень общих знаний, не владеют ничем примечательным. Отсутствие силы воли, дисциплинированности, трудолюбия не позволит человеку получить качественное образование и в западном университете [8].

Во-вторых, успех – это не только голые и абсолютные знания сами по себе. Для того, чтобы быть успешным, необходимы такие качества, как настойчивость, терпение, упорство, трудолюбие [9]. Бизнесу не нужны ходячие энциклопедии, готовые сломаться при первой же неудаче, и люди, которые не умеют настойчиво реализовывать свои прекрасные идеи и падают духом под напором офисной конкуренции.

Для руководителя намного более ценным является сотрудник с локальным образованием, отличающийся целеустремленностью и упорством, нежели амбициозный специалист с хорошим английским, не обладающий такими качествами [10]. Выучить иностранный язык проще, чем привить нужное отношение к делу.

Ни в коем случае не имея намерения умалять достоинства топовых зарубежных университетов, все же считаем, что для успеха в карьере получение западного образования не является исключительным условием. И отсутствие западного образования вовсе не препятствие для развития и совершенствования.

Итак, что делать? Все очень просто. Есть множество курсов и conversation-клубов, с помощью которых можно овладеть иностранным языком. Надо только сделать первый шаг – записаться на занятия, отказаться от некоторых сегодняшних «приятностей» и не жалеть себя. Это не расход времени. Это инвестиция в будущее.

Нужно повысить знания в какой-то сфере? Есть огромное количество литературы, которую можно купить или заказать. Появятся вопросы? Множество специалистов и профессионалов с удовольствием ответят на них в социальных сетях. Нет времени читать? Аудиокниги вам в помощь. Слушайте их в дороге. И, конечно же, не стоит игнорировать различные тренинги, семинары, мастер-классы, которые можно посетить или посмотреть в онлайн-режиме.

Любой известный менеджер, профессионал или специалист в сегодняшнем мире находится очень близко от вас – на расстоянии вашего смартфона. Достаточно отказаться от прослушки музыки и отправить ему письмо.

В пятых, — миф, что развитием сотрудников должна заниматься компания. Этот тезис развивается в следующей форме: «Я уперся в карьерный потолок, потому что в моей компании у меня не было возможностей для развития». Стандартная позиция жертвы.

Конечно же, в идеальной ситуации компании могут выделять средства на развитие сотрудников, на повышение их профессиональной квалификации, теоретических и практических знаний. Но это первая статья расходов, которую в сегодняшнем кризисном и непредсказуемом мире компании урезают [11]. А, бывает, что бюджет на обучение есть, но какой-то конкретный человек просто не попадает в число избранных, для которых он предназначен.

Итак, что делать? Есть два взгляда на такую ситуации, и они напрямую связаны с характером самого человека:

  • Компания меня не развивает. Но она просто не понимает, как для нее самой это важно. Буду ждать, пока она это поймет. От меня ничего не зависит.
  • Компания меня не развивает, но мое профессиональное совершенствование – это мое дело. Я должен быть современным постоянно растущим специалистом. Поэтому я составлю себе план развития, попрошу нескольких руководителей дать мне рекомендации, а затем начну вкладывать время и деньги в дополнительное обучение.

Целесообразно и, на наш взгляд, совершенно правильно не стремиться за должностями и регалиями, креслами и чинами. Следует занять активную позицию, взять на себя ответственность за свою карьеру – а все остальное обязательно будет как естественный результат вашего эффективного труда, настойчивости, упорства, дисциплинированности и трудолюбия [12].

Библиографический список

1. Бородай В.А. Российские экономические проблемы регулирования сферы потребительского рынка в переходный период // Экономико-финансовая и управленческая компоненты в современных социально-экономических системах.- М.: Планета; Волгоград, 2010. С. 207-217.
2. Бородай В.А. Эволюция системы управления сервисом в XXI веке: конгруэнтность искусственного интеллекта и творчества // Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: V межд. научно-практическая конф. 2016. С. 3-7.
3. Минасян Л.А., Бородай В.А. Паллиативные проблемы синхронизации целей сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 5 (99). С. 3.
4. Бородай В.А. Преимущества нелинейных стратегий эффективных коммуникаторов в сервисной деятельности // Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории. - Саратов: Академия бизнеса. 2016. С. 7-11.
5. Бородай В.А., Дудкина О.В. Альтернативы гомогенизации системы мотивирования персонала сервисных компаний //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 30.
6. Бородай В.А., Минасян Л.А. Дискурсивная миссия корпоративного стиля сервисной компании // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 3 (94). С. 132-135.
7. Бородай В.А. Имплицитный характер функций организационного развития сервисных компаний // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 42.
8. Минасян Л.А., Бородай В.А. Социально-психологическая доминанта в управлении изменениями сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 6 (100). С. 12.
9. Бородай В.А. Формирование сервисной бизнес-модели во взаимоотношениях крупного и малого бизнеса // Подводя итоги года. Вопросы политологии, социологии, философии, истории, экономики. - Саратов: Академия бизнеса. 2016. С. 32-35.
10. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. – Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.
11. Казьмина Л.Н., Бородай В.А. Доминантные экспектации индустрии гостеприимства // Экономические исследования и разработки. 2017. № 5. С. 111-118.
12.. Бородай В.А. Эмоциональная компетентность – когнитивные особенности // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления. - Саратов: Академия бизнеса. 2015. С. 28-31.