Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.09.2018

Оценка выполнения договорных обязательств поставщиков в розничной торговле

Evaluation of fulfillment of contractual obligations of suppliers in retail trade

Требушевский Марк Денисович,
Караваев Артём Валерьевич,
Научный руководитель: Юшкова Л.В.

1,2. Студенты-бакалавры,
Сибирский федеральный университет,
Торгово-экономический институт
3. доцент кафедры Торгового дела и маркетинга,
Сибирский федеральный университет

Trebushevskiy Mark Denisovich,
Karavaev Artyom Valerievich,
Scientific adviser: Yushkova L.V.

1,2. The students-bachelors,
Siberian Federal University
3. Associate Professor of the Department of Trade and Marketing,
Siberian Federal University
Аннотация: В статье авторы, осуществляют попытку сформировать систему показателей для целей оперативного анализа сбыта определённой компании, учитывая ситуации дефицита информации при анализе. Результатом исследования является выявление факта недобросовестности поставщиков, сбоев поставок и нарушение их равномерности, исключение которых позволит увеличить чистую прибыль компании.

Abstract: In the article authors trying to make the system of indicators for operational analysis of the sales of a certain company, when researcher have no enough information for it. The result of this research is revealing the fact of dishonesty of suppliers, supply disruptions and violation of their actual quantity, the exclusion of which will increase the net profit of the company.
Ключевые слова: сбыт, сбытовая политика, розничная торговля, маркетинг, экономика

Keywords: sales, sales policy, retail trade, marketing, economics


Рыночная репутация делового партнёра во взаимоотношениях с его поставщиками и покупателями определяет перспективы ведения бизнеса и устойчивость его положения на рынке, а выработка наиболее эффективных инструментов исполнения договорных обязательств является приоритетом сбытовой деятельности компании.

Успешность реализации сбытовой политики компании во многом зависит от поставщиков. Если партнёр будет нарушать договорные обязательства, то вся сбытовая система компании, с которой он работает, подвергается серьёзной волатильности, поскольку товар не будет вовремя поступать в торговые точки и потребитель поймёт, что покупать в данном предприятии розничной торговли что-либо нецелесообразно. Компаниям следует тщательно подходить к выбору партнёров, а также постоянно мониторить поставщиков, с которыми компания уже работает на предмет выполнения договорных обязательств. В данной работе произведена попытка сформировать систему показателей для целей оперативного анализа сбыта (таблица 1). С помощью данных показателей, по мнению авторов, возможно оперативно и достаточно полно оценить текущее состояние дел, при этом используя минимальное количество информации об итоговой деятельности компании.

Таблица 1

Показатели оценки выполнения договорных обязательств

НазваниеМетодика расчётаУсловные обозначения
Коэффициент звенности [1,84]

Кзв- коэффициент звенности;

Oвал – валовый товарооборот;

Oчист – чистый товарооборот;

N – число звеньев.

Коэффициент ритмичности поставок [2,220]

Кри – коэффициент ритмичности поставок

Ф1…n – фактическая поставка за период в пределах плана;

П1…n – план поставки за период по договору.

Коэффициент равномерности поставок [3,6]

Кра – коэффициент равномерности поставок;

Ф1…n – фактическая поставка за период в пределах плана;

П1…n – план поставки за период по договору;

q – количество поставок;

– средняя плановая поставка за период.

В качестве объекта для апробации оценки выполнения договорных обязательств поставщиков была выбрана сеть шести предприятий розничной торговли «Унция золота», занимающаяся реализацией ювелирных украшений в городе Красноярске с 2009 года.

Оценку выполнения договорных обязательств поставщиков целесообразно начать с расчёта коэффициента звенности, который поможет понять число перепродаж товара в товародвижении компании.

В 2016 году число звеньев в сбытовой цепи «Унция золота» составило 4 звена (4,14) в рамках используемого двухуровневого сбытового канала (производитель, оптовый торговец, розничный торговец — «Унция золота» и потребитель), что подтверждается на практике, так как в основном «Унция золота» закупает товары через оптовых поставщиков. Однако, стоит принять во внимание, что в 2017 году коэффициент звенности снизился на -0,44 звена. Это могло произойти из-за оптимизации компанией количества посредников и использования преимущественно одноуровневого канала сбыта, что положительно повлияло на чистую прибыли компании в 2017 году.

Таблица 2

Анализ выполнения договорных обязательств поставщиков «Унция золота» в 2016-2017 гг.

МесяцСумма поставки (руб.)Коэффициент ритмичности поставокКоэффициент равномерности поставок
планфакт
2016
январь145800013933830,960,18
февраль13500001288574
март18891001776959
апрель25500002450233
май23008002252787
июнь16009501444085
июль15800001568954
август14500001377718
сентябрь19506401895641
октябрь22503802150265
ноябрь18501201650241
декабрь20005401985251
2017
январь168040015733770,970,14
февраль16002001572572
март22009502108958
апрель34205003386341
май34905003415128
июнь21507001985733
июль22901002201091
август20002001995939
сентябрь12905001288574
октябрь14005001393383
ноябрь15805001444085
декабрь23405902252787

Анализ выполнения договорных обязательств в исследуемый период поставок по месяцам 2016 и 2017 гг. свидетельствует о высоком уровне их ритмичности (таблица 2). Отклонение зафиксировано лишь на -4%, что определяет поставщиков «Унция золота» как добросовестных партнёров, однако компании следует внимательнее изучать отчётность о поставках и выяснить, какие поставщики входят в те 4%, что мешают достижению ритмичности поставок без перебоев. В 2017 году коэффициент ритмичности вырос на +1% из-за оптимизации компанией «Унция золота» хозяйственных связей с поставщиками, что поспособствовало ещё более стабильным поставкам и дополнительной чистой прибыли.

Коэффициент равномерности в 2016 году составил 18% и это говорит о том, что фактические поставки товара по месяцам отклоняются от договорных в среднем на 18%. Это может давать эффекты в виде дополнительных издержек и недополучения уже оплаченного товара. В 2017 году «Унция золота», судя по всему, осуществила мероприятия по более детальному контролю над поставками, так как коэффициент равномерности поставок составил 14%, что ниже значения 2016 года на 4%. Возможным результатом данного изменения стало увеличение чистой прибыли компании в 2017 году, а также уменьшение размера издержек.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что компании «Унция золота» следует пересмотреть свои взгляды относительно некоторых поставщиков, так как проведённый экспресс-анализ свидетельствует об излишнем количестве посредников, что подтверждает факт снижения количества звеньев канала сбыта и рост чистой прибыли в 2017 году. Помимо количества звеньев, также нужно заострить внимание на ритмичности и равномерности поставок, поскольку равномерность составила 14% в 2017 году, что в свою очередь может давать дополнительные издержки. Ритмичность поставок сказывается в первую очередь на функционировании сытовой системы в целом, что может быть началом её разрушения. В 2017 году ритмичность составила 97%, что является достойным показателем, однако тех 3%, что недостаёт до абсолютной ритмичности поставок, достаточно, чтобы обеспечить потери потенциальных клиентов и недополучение дополнительной прибыли.

Библиографический список

1. Статистика рынка товаров и услуг: Учебно-практическое пособие [Текст] / И.К. Беляевский, Л.А. Данченок, А.В. Коротков, Н.В. Татаркова. – М.: Изд-во Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2006. – 143 с.
2. Инвестиции: Учебник [Текст]/ А.С. Нешитой. – М.: Изд-во Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 372 с.
3. Экономический анализ. Рабочая тетрадь для студентов специальности «Экономическая безопасность»: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.Г. Лещева, Т.Н. Урядова. – Ставрополь: Изд-во «СЕКВОЙЯ», 2018. – 55с.