Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.10.2022

Актуальность цифровых технологий для малого бизнеса

The relevance of digital technologies for small businesses

Сабиров Владимир Дмитриевич,
Тихонова Анна Дмитриевна

1. студент Уральского Государственного экономического университета,
Россия, Екатеринбург
2. Старший преподаватель кафедры экономики предприятий,
Уральского Государственного экономического университета,
Россия, Екатеринбург

Sabirov Vladimir Dmitrievich,
Tikhonova Anna Dmitrievna

1. student of Ural State Economic University,
Russia, Ekaterinburg
2. Senior Lecturer,
Ural State Economic University
Аннотация: В настоящей статье рассматривается проблема актуальности цифровых технологий для малого бизнеса. Анализируется термин «цифровые технологии» и его составляющие. Рассматриваются перспективы развития цифрового предпринимательства, реализация которых может стать решением пласта проблем.

Abstract: This article discusses the problem of the relevance of digital technologies for small businesses. The term "digital technologies" and its components are analyzed. It also puts forward prospects for the development of digital entrepreneurship, the condition of which is the solution of a layer of problems.
Ключевые слова: цифровые технологии, экономика, малое предпринимательство, бизнес.

Keywords: digital technologies, economics, small business, business.


На сегодняшний день, условием стабильности в ситуации неопределенности является умение создавать и внедрять цифровые технологии в бизнес. Прогресс в информационных технологиях позволяет решить пласт всевозможных проблем, которые ежедневно приходиться преодолевать малому бизнесу.  Тем самым повышается многозадачность предприятий и наблюдается рост клиентоорентированных компаний.

Появление новых форм взаимодействий становится для экономических субъектов толчком к созданию и применению новых технологий, быстрой адаптации к динамично изменяющейся внешней среде, к обучению новым навыкам, позволяющим улучшить позицию фирмы на рынке, а также снизить трансакционные издержки. В совокупности это приводит к развитию экономики на региональном и национальном уровне [1].

Развитие цифровой экономики в тандеме с предпринимательскими способностями позволяет принести сверхприбыль. Однако стоит «чувствовать» потребителей и создавать востребованные товары или услуги

При использовании малыми предприятиями в своей деятельности цифровых технологий, резко возрастает предпринимательский риск. И это связано не только с выпуском новой высокотехнологической продукции, но и с увеличением масштабов финансирования этого процесса [2].

В работе С. Н. и В. П. Кузнецовых рассмотрен вопрос о вкладе цифровой экономики России в общую экономику страны и предложена следующая формулировка: «Цифровая экономика России — сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью информационных технологий» [3].

Рассматривая цифровую экономику как хозяйственную деятельность, стоит отметить её особенности:

1) Развитие информационного пространства, с учетом потребности граждан и общества в качественных и достоверных сведениях;

2) Развитие информационной инфраструктуры РФ, организации и применения информационно-телекоммуникационных технологий в России;

3) Создание новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

Несомненно и то, что внедрение цифровых технологий в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет достичь им конкурентных преимуществ на рынке, добиться стратегических целей [4].

Применение такого инструмента как информационные технологии позволяет противостоять глобальной конкуренции. Например, использование маркетплейсов позволяет не иметь собственную логистику, но при этом выйти на национальный рынок сбыта. Однако данный сегмент рынка не даёт всех возможностей противостоять влиянию крупного бизнеса.

Внедрение цифровых технологий в операционную деятельность малых форм бизнеса выступает актуальной задачей, решить которую они способны лишь при участии государства. Неоспорим и тот факт, что ограниченность финансовых ресурсов зачастую мешает бизнес- структурам активно внедрять цифровые технологии [5].

Перспективы развития цифрового предпринимательства, реализация которых является условием решения следующих проблем:

— Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

— Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, цифровое предпринимательство способствует повышению их качества.

— Приближение производства товаров, работ и услуг к конкретным потребителям.

— Содействие структурной перестройке экономики. Цифровое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность и маневренность [6].

Исходя из вышеперечисленных проблем, решением которых выступает использование информационных технологий, можно выдвинуть гипотезу, что цифровые технологии выступают фактором оптимизации малого предпринимательства.

Однако не стоит забывать, что развитие цифровых технологий нуждается в разноплановой поддержке государством. Ежедневно поступают вызовы для разработки законодательной базы на всех уровнях власти.

Значимость цифрового предпринимателя в 21 веке остается неоспоримой.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цифровое предпринимательство – это не только про хозяйство, деньги или бизнес, это шире, чем кажется, это вектор возможностей решить множество проблем и вывести на рынок совершенно новые продукты. Это шанс для тех, кто хотел бы начать заниматься бизнесом, но под давлением всеобщей конкуренции не решался что-то начать делать.

Авторы работы полагают, что развитие цифрового предпринимательства, позволит расширить возможности малого бизнеса и тем самым укрепит их долю на рынке.

Библиографический список

1. Тихонова А.Д., Попов Е.В., Симонова В.Л. Совершенствование методического инструментария оценки эффективности межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economics.psu.ru/index.php/econ/article/view/395/230
2. Устинова Н.Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. – 2019. – No3 (77). – С. 32-37.
3. Кузнецова, С. Н. Вклад цифровой экономики в общую экономику России / С. Н. Кузнецова, В. П. Кузнецов // Научное обозрение : теория и практика. - 2018. - № 6. - С. 177-184. - Текст : непосредственный.
4. Полянин А.В., Соболева Ю.П., Тарновский В.В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства // Управленческое консультирование. – 2020. – No4. – С. 80-96.
5. Е.В. Кузьмина, канд. экон. наук, доцентВ.Ю. СиягиРазвитие цифрового предпринимательства: особенности и перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovogo-predprinimatelstva-osobennosti-i-perspektivy/viewer
6. Малое предпринимательство и цифровая экономика: перспективы и проблемы / В.Ю. Буров, Г.Л. Багиев, Е.Б. Дондокова [и др.]; под науч. ред. В.Ю. Бурова, Г.Л. Багиева; Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2018. – 221 с. – [Электронный ресурс] – Режим досту- па: https://vseup.ru/static/files/11.03.19._1.pdf