Abstract: Information on imports and exports makes of perfume and cosmetic products it possible to study the sales market in detail and get reliable and up-to-date data on importers and exporters, their foreign partners, goods and volumes of deliveries. The paper analyzes the dynamics of exports and imports, the structure of exports and imports, and the distribution of shares by importing and exporting countries of washing hygienic cosmetic products presented on the Russian market, in value and in kind.
Keywords: washing hygienic cosmetic products, export of products, import of products, supply and demand.
Введение.
Мировой экономический кризис непосредственно отразился и на российской экономике, в той или иной степени затронув все отрасли промышленности и отраслевые рынки [1].
Парфюмерно-косметическая продукция пользуется стабильным потребительским спросом [2]. На российском рынке представлена продукция большого числа парфюмерно-косметических фирм Франции, Германии, Англии, Швеции, США, Финляндии и других. Кроме того существенно увеличилось число фирм-производителей парфюмерии и косметики в России [3].
Следует также отметить, что растет спрос на натуральную косметику [4], которая также представлена на рынке как отечественными, так импортными потребителями. Спрос и предложение продукции на рынке определяет ее конкурентоспособность [5] и возможность прогнозирования показателей экономической деятельности различных субъектов, в том числе на основе анализа российского экспорта и импорта товаров.
Основная часть.
Информация по импорту и экспорту продукции дает возможность подробно изучить рынок сбыта и получить достоверные и актуальные данные по импортерам и экспортерам, их зарубежным партнерам, товарам и объемам поставок, ценам и динамике, странам импорта и экспорта товаров, транспорту и условиям работы и т.д.
На рисунках 1 и 2 отображена динамика экспорта моющей гигиенической косметической продукции в стоимостном и натуральном выражении соответственно.
Рисунок 1. Динамика экспорта моющей гигиенической косметической продукции в стоимостном выражении за 2017-2019 гг. [6]
Рисунок 2. Динамика экспорта моющей гигиенической косметической продукции в натуральном выражении за 2017-2019 гг. [6]
На рисунке 3 показана структура экспорта по видам продукции моющей гигиенической косметической в целом за 2017-2019 гг.
Рисунок 3. Структура экспорта моющей гигиенической косметической продукции в натуральном и стоимостном выражении [6]
Сравнивая диаграммы, приведенных выше, по категории шампуней следует отметить, что к 2019 году стоимость резко возрастает, в то время как количество вывезенных средств за год практически на 5 тысяч тонн меньше данного показателя за 2017 год.
Наблюдая за динамикой показателей, необходимо подчеркнуть, что объем экспортируемого жидкого мыла вырос в 1,5 раза как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
В категории «гель для душа» наблюдается наращивание экспорта за 2017-2019 гг., однако средняя цена вывезенных средств за 2018 год ниже, чем за 2017 г. и 2019 г.
Экспорт пены для ванн демонстрирует стабильное наращивание за период 2017-2019 гг.
На рисунке 4 отображены доли стран-импортеров моющей гигиенической и косметической продукции в стоимостном и натуральном выражении соответственно.
Рисунок 4. Распределение долей по странам-импортерам моющей гигиенической косметической продукции в стоимостном и натуральном выражении за 2017-2019 гг. [6]
Основные импортеры российской моющей продукции по видам средств:
- шампунь: Беларусь (29,5 %), Казахстан (25,5 %), Узбекистан (9,9 %);
- жидкое мыло: Казахстан (38,6 %), Беларусь (23,7 %), Киргизия (6,6 %);
- гель для душа: Казахстан (33,7 %), Беларусь (30,0 %), Украина (5,7%);
- пена для ванн: Казахстан (33,1 %), Украина (20,5 %), Беларусь (19,2 %).
Таким образом, исходя из приведенных рисунков и данных, следует, что 60 % экспорта как в стоимостном, так и в натуральном выражении аккумулируют Беларусь и Казахстан. Причем, в Казахстан экспортируется больше продукции с меньшей стоимостью за тонну – жидкое мыло и пена для ванн, а Беларусь имеет самую большую долю в экспорте шампуней, а также входит в тройку лидеров по импорту остальной продукции данной категории.
Рынок косметических гигиенических моющих средств характеризуется присутствием большого числа как российских, так и иностранных компаний. Множество игроков предоставляют потребителю широкий ассортимент продукции во всех ценовых сегментах.
На рисунках 5 и 6 отображена динамика импорта моющей гигиенической косметической продукции в стоимостном и натуральном выражении соответственно.
Рисунок 5. Динамика импорта моющей гигиенической косметической продукции в стоимостном выражении за 2017-2019 гг. [6]
Рисунок 7 показывает структуру импорта моющей гигиенической косметической продукции в натуральном и стоимостном выражении в целом за рассматриваемые 3 года.
Самой дорогой ввозимой продукцией в расчете на тонну остаются такие два вида средств, как шампуни и пены для ванн. Поставки геля для душа продолжают наращиваться как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Объем ввозимого жидкого мыла и пены для ванн показывает отрицательную динамику, что может говорить об отечественном замещении ранее поставляемых средств.
Рисунок 6. Динамика импорта моющей гигиенической косметической продукции в натуральном выражении за 2017-2019 гг. [6]
Рисунок 7. Структура импорта моющей гигиенической косметической продукции в натуральном и стоимостном выражении [6]
Сопоставляя объемы экспорта и импорта, стоит отметить, что средняя цена за тонну и объем ввозимой косметической гигиенической моющей продукции гораздо выше экспортируемой по всем категориям товаров, что может восприниматься как факт того, на российском рынке зарубежные товары данной категории имеют большой вес.
На рисунке 8 отображены доли стран-экспортеров моющей гигиенической и косметической продукции в стоимостном и натуральном выражении соответственно.
Основные импортеры российской моющей продукции по видам средств:
- шампунь: Румыния (41,5 %), Италия (11,2 %), Франция (9,0 %);
- жидкое мыло: Швеция (25,8 %), Турция (20,6 %), Италия (8,6 %);
- гель для душа: Франция (22,3 %), Турция (14,4 %), Италия (11,3 %);
- пена для ванн: Соединенное Королевство (33,9 %), Польша (14,6 %), Германия (10,9 %).
Рисунок 8. Распределение долей по странам-экспортерам моющей гигиенической косметической продукции в стоимостном и натуральном выражении за 2017-2019 гг. [6]
Таким образом, более половины моющих гигиенических косметических ввозится для продажи на территорию РФ из Румынии, Франции и Италии. Являясь главным для России экспортером в категории шампуней, Румыния закрепила лидерство среди всех видов гигиенической косметической моющей продукции.
Сопоставляя экспорт и импорт по моющим гигиеническим косметическим средствам, следует отметить, что средняя цена на тонну ввозимого шампуня в 2 раза выше цены импорта, однако объем ввозимых и вывозимых средств имеет практически одинаковые показатели. Возрастание экспорта жидкого мыла и пен для ванн снижение их импорта говорит о повышении конкурентоспособности мыла и пен российского производства. Гели для душа импортируются в большем объеме как стоимостном, так и натуральном. Данный показатель превышает экспорт в 3 раза, что свидетельствует о возрастающей значимости иностранных товаров в данной категории.
Выводы.
В ходе проведения исследования проанализированы динамика экспорта и импорта, структура экспорта и импорта и распределение долей по странам-импортерам и странам-экспортерам моющей гигиенической косметической продукции, представленной на российском рынке, в стоимостном и натуральном выражении.
Библиографический список
1. Петрова А.М. Анализ тенденции мирового рынка парфюмерно-косметической продукции // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 2931.2. Ярош О.Б., Митина Э.А. Анализ рынка косметических средств в республике Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 1 (50). С. 239250.
3. Карепова Е.В., Котоменкова О.Г. Качество и безопасность парфюмерно-косметической продукции в условиях технического регулирования / Молодежь в науке и предпринимательстве: Сборник научных статей VII международного форума молодых ученых. 2018. С. 263265.
4. Котоменкова О.Г., Виноградова А.В. Влияние компонентного состава шампуней на их качество и безопасность // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 12 (130). С. 41.
5. Нилова Л.П., Малютенкова С.М., Виноградова А.В., Котоменкова О.Г. Актуальные аспекты товарного консалтинга в управлении качеством // Europan Social Science Journal. 2018. № 8. С. 914.
6. Статистика внешней торговли России // Анализ онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://statimex.ru/statistic/34012090/oborot/2017-2019/world/RU.