Индекс УДК 33
Дата публикации: 04.05.2019

Разработка методики экспресс-анализа управления знаниями в малых научно-образовательных организациях

Development of a technique of the express analysis of management of knowledge in the small scientific and educational organizations

Хлопина О.В.
Старший преподаватель кафедры экономической теории
Кубанского государственного аграрного университета
Россия, г. Краснодар

Hlopina O.V.
The teacher of department of the economic theory
Kuban state agricultural university
Russia, Krasnodar
Аннотация: В статье рассматривается интеллектуальный капитал малых научно-образовательных организаций, который нуждается в специальных факторах производства и ресурсах, призванных помочь включить создаваемые новые знания во все процессы данных компании как материальные, так и нематериальные. Выявлена необходимость разработки специального метода оценки знаний в малых научно-образовательных организациях, в основе которого должны быть заложены показатели, с помощью которых можно анализировать состояние разных элементов интеллектуального капитала. Предложена методика экспресс- оценки управления знаниями в малых научно-образовательных организациях.

Abstract: In article the intellectual capital of the small scientific and educational organizations which needs the special factors of production and resources designed to help to include the created new knowledge in all processes of data of the company both material, and non-material is considered. Need of development of a special method of assessment of knowledge for the small scientific and educational organizations at the heart of which indicators by means of which it is possible to analyze a condition of different elements of the intellectual capital have to be put is revealed. The technique of express assessment of management of knowledge in the small scientific and educational organizations is offered.
Ключевые слова: малые научно-образовательные организации, ключевые задачи управления, научные исследования и разработки, технологический прорыв, научно-образовательный проект

Keywords: small scientific and educational organizations, key tasks of management, research and development, technological break, scientific and educational project


Ранее нами было определено, что в малых научно-образовательных организациях целесообразно создавать систему целостного интеллектуального капитала, что позволит более эффективно использовать имеющийся частный интеллектуальный капитал специалистов данных организаций [1, 2, 3].

Специфика использования и воспроизводства интеллектуального капитала предполагает активное использование в основном нематериальных ресурсов, которые участвуют в процессе создания знаний [4, 5]. Следовательно, рассматриваемый нами интеллектуальный капитал нуждается в специальных факторах производства и ресурсах, которые могут помочь включить создаваемые новые знания во все процессы компании как материальные, так и нематериальные. Исследуемые нами малые научно-образовательные организации создавая новые знания участвуют в процессе их апробации и внедрения.

Выделим виды знаний, которые используются в исследуемых нами организациях (рис. 1).

Рисунок 1. Основные виды знаний малых научно-образовательных организаций (разработано автором)

 

Каждым из представленных на рисунке 1 знаний необходимо управлять. На рисунке 2 представлены разработанные нами векторы управления знаниями в малых научно-образовательных организациях.

Наличие в малых научно-образовательных организациях разных видов знаний предполагает необходимость разработки специального метода оценки знаний, в основе которого должны быть заложены показатели, с помощью которых можно анализировать состояние разных элементов интеллектуального капитала. Считаем, что методика оценки интеллектуального капитала с помощью системы сбалансированных показателей (ССП) может быть положена нами в основу методики экспресс- оценки управления знаниями в малых научно-образовательных организациях. Данная методика экспресс- оценки позволяет исследуемым организациям оценивать результаты своей деятельности.

 Рисунок 2. Векторы управления знаниями в малых научно-образовательных организациях (разработано автором)

 

Предлагаемые нами показатели, положенные в основу экспресс- оценки управления знаниями в малых научно-образовательных организациях, представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Предлагаемые показатели, положенные автором в основу экспресс- оценки управления знаниями в малых научно-образовательных организациях

В целях апробации предлагаемой экспресс- оценки экспертами были проанализированы знания в трех малых научно-образовательных организациях г. Краснодара. Экспертные оценки показали следующее:

— традиционно низкую долю инновационных нематериальных активов в данных организациях;

— снижение доли интеллектуального капитала в исследуемых организациях;

— сокращение продуктивности интеллектуального капитала в исследуемо периоде.

Подводя итог отметим, что выявленные тенденции коррелируются с данными об увеличении оттока носителей интеллектуального капитала за границу, что позволяет сделать вывод о востребованности предлагаемой методики экспресс- оценки.

Библиографический список

1. Клочко Е.Н., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2015. - № 1 (155). - С. 189-195.
2. Ткачева Е.Н. Исследование человеческого капитала как актива виртуальных организаций Южного федерального округа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 37-42.
3. Мелоян В.Г., Лазовская С.В. Обеспечение конкурентоспособности сектора образовательных услуг в процессе инновационных преобразований экономики России // Новые технологии. - 2015. - № 1. - С. 82-87.
4. Лазовская С.В., Драчева Я.В. Отечественная практика формирования конкурентных преимуществ сферы услуг на примере Краснодарского края // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 154-158.
5. Лазовская С.В. Особенности развития профессионального туристского образования на современном этапе / В сборнике: Социально-коммуникативные вопросы современности материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2013. - С. 126-130.