Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.05.2025

Обеспечение социально-экономической безопасности государства в условиях инфляции

Ensuring the socio-economic security of the state in conditions of inflation

Зотова Екатерина Евгеньевна
Научный руководитель – Багратуни Каринэ Юрьевна,

1. студент экономического факультета Российской таможенной академии
2. доцент кафедры финансового менеджмента Российской таможенной академии, кандидат экономических наук
Zotova Ekaterina Evgenievna
Scientific supervisor - Karine Bagratuni
1. student of the Economics Department of the Russian Customs Academy,
2. Associate Professor of the Department of Financial Management of the Russian Customs Academy, Candidate of Economic Sciences
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем социально-экономической безопасности в условиях инфляционных процессов в современной российской экономике. Рассматриваются влияние инфляции на экономические институты и население, проводиться анализ волатильности ключевых макроэкономических показателей. Предлагаются подходы к повышению устойчивости экономики перед инфляционными рисками.

Abstract: The article is devoted to the study of the problems of socio-economic security in the context of inflationary processes in the modern Russian economy. The impact of inflation on economic institutions and the population is considered, and the volatility of key macroeconomic indicators is analyzed. Approaches to increasing the stability of the economy in the face of inflationary risks are proposed.
Ключевые слова: инфляция, социально-экономическая безопасность, инструменты государственного регулирования, инфляционные риски, потребительские цены.

Keywords: inflation, socio-economic security, instruments of state regulation, inflation risks, consumer prices.


Введение

Проблематика социально-экономической безопасности приобретает особую актуальность в условиях инфляционных процессов, характерных для российской экономики последних лет. Усиление инфляционного давления, наблюдаемое в период 2020-2024 гг., когда индекс потребительских цен демонстрировал устойчивую тенденцию к росту (с 104,9% в 2020 г. До 109,5% в 2024 г.), создает существенные вызовы для экономической стабильности и социального благополучия населения.

Социально-экономическая безопасность государства представляет собой многогранное понятие, включающее защищенность национальной экономики от внешних и внутренних угроз, стабильность функционирования экономических институтов и обеспечение достойного уровня жизни населения. В контексте инфляционных процессов данная концепция приобретает особый смысл, поскольку рост цен непосредственно влияет на все аспекты экономической жизни страны [1].

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследования рассматриваются инфляционные процессы и их влияние на социально-экономическую безопасность Российской Федерации.

Методологической основой исследования стали: анализ статистических данных, сравнительный анализ макроэкономических показателей, оценка нормативно-правовых документов и стратегий, а также элементы системного и структурного подхода.

Инфляция как экономическое явление оказывает многоаспектное воздействие на социально-экономическую безопасность государства. Можно выделить несколько ключевых каналов такого воздействия. Во-первых, это снижение реальных доходов населения, особенно уязвимых социальных групп с фиксированными доходами. Во-вторых, обесценение сбережений граждан и предприятий, что подрывает доверие к национальной валюте и финансовой системе в целом. В-третьих, это искажение системы ценовых сигналов, что затрудняет принятие рациональных экономических решений субъектами хозяйствования [2].

Экспериментальная часть

Анализ динамики индекса потребительских цен в России за период 2018-2024 гг. показывает неравномерный характер инфляционных процессов. Если в 2019 году наблюдался относительно низкий уровень инфляции (3,0%), то пандемический 2020 год характеризовался ускорением роста цен до 4,9%. Последующие годы демонстрировали еще более высокие показатели – 8,4% в 2021 году, 11,9% в 2022 году с некоторым снижением до 7,4% в 2023 году и новым ростом до 9,5% в 2024 году. Такая волатильность инфляционных показателей создает дополнительные риски для экономической стабильности и прогнозируемости.

Таблица 1

Макроэкономические показатели России в 2015-2024 гг.

ГодИндекс промышлен-ного производс-тваОфициальный курс доллара США по отношению к рублю, на конец периода, руб./долл.Дефицит ( – ), профицит консолидированного бюджета, в % к ВВПИндекс потреби-тельских ценУровень безработицы
2018103.556.292.9104.34.8
2019103.466.101.9103.04.6
202097.963.04-4.0104.95.8
2021106.376.250.8108.44.8
2022100.777.82-1.3111.94.0
2023104.369.59-2.2107.43.2
2024104.689.29-1.6109.52.5

Источник: Федеральная служба российской государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 (дата обращения 25.03.2025).

Особенно важным представляется анализ взаимосвязи между инфляцией и курсом национальной валюты. Данные свидетельствуют о наличии определенной корреляции между этими параметрами. Так, значительное ослабление рубля по отношению к доллару США в 2022 году (до 77,82 руб./долл.) и особенно в 2024 году (до 89,29 руб./долл.) сопровождалось повышенными темпами инфляции в соответствующие периоды. Данный факт указывает на существенную роль валютного канала в формировании инфляционного давления в российской экономике.

Следует отметить, что взаимосвязь между инфляцией и экономическим ростом также представляет значительный интерес в контексте обеспечения экономической безопасности. Динамика ВВП на душу населения в России демонстрирует неоднозначную картину. После снижения показателя в кризисном 2020 году (603 666,0 руб.) наблюдался рост в 2021 году (639 677,9 руб.), затем новое снижение в 2022 году (628 591,1 руб.) и восстановление роста в 2023 году (653 066,1 руб.). Эта непоследовательная динамика в сочетании с высокими темпами инфляции свидетельствует о структурных проблемах экономики, которые требуют системных решений.

Рисунок 1. ВВП на душу населения (в постоянных ценах). Источник: Всемирный Банк. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KN (дата обращения 25.03.2025).

В теоретическом плане обеспечение социально-экономической безопасности в условиях инфляции требует комплексного подхода, включающего как монетарные, так и немонетарные инструменты. Традиционные монетаристские концепции, основанные на контроле денежной массы и процентных ставок, должны дополняться структурными реформами, направленными на повышение производительности труда, развитие конкуренции и снижение зависимости от импорта. В российских условиях особенно актуальным представляется сбалансированный подход, учитывающий не только необходимость сдерживания инфляции, но и потребности экономического роста и социальной стабильности [3].

Нормативно-правовая база обеспечения экономической безопасности в России включает ряд ключевых документов. Основополагающим является Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ, определяющий общие принципы обеспечения безопасности государства, включая экономическую составляющую. Стратегические направления в данной сфере определяются Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208. Данный документ определяет вызовы и угрозы экономической безопасности, среди которых особое место занимают высокий уровень инфляции и волатильность курса национальной валюты.

Помимо этого, существенную роль играет Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400, которая определяет экономическую безопасность как неотъемлемую составляющую национальной безопасности. В документе подчеркивается необходимость обеспечения стабильности финансовой системы и защиты интересов граждан в условиях экономических вызовов, включая инфляционные процессы [4].

Документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», ежегодно публикуемый Центральным банком РФ представляет собой стратегический план действий в сфере денежно-кредитной политики. Он определяет цели, приоритеты и инструменты регулирования, включая меры по обеспечению ценовой стабильности как одного из условий экономической безопасности [5].

Возможно, наиболее значимым аспектом нормативно-правового регулирования в данной сфере является таргетирование инфляции, официально принятое Банком России в 2014 году. Этот режим денежно-кредитной политики предполагает установление целевого уровня инфляции (в настоящее время – 4%) и применение инструментов монетарной политики для достижения данной цели. Однако эффективность данного подхода в российских условиях вызывает определенные сомнения, учитывая существенное превышение фактических показателей инфляции над целевыми значениями в последние годы.

Практическая реализация мер по обеспечению социально-экономической безопасности в условиях инфляционных процессов требует системного подхода, учитывающего как макроэкономические, так и социальные аспекты проблемы. Анализ статистических данных за период 2018-2024 гг. позволяет выявить ключевые тенденции и определить наиболее эффективные механизмы противодействия инфляционным угрозам.

Одним из базовых инструментов обеспечения экономической безопасности в условиях инфляции является денежно-кредитная политика Центрального банка. Необходимо отметить, что ужесточение монетарной политики через повышение ключевой ставки позволяет сдерживать инфляционное давление, однако имеет и потенциальные негативные последствия для экономического роста. В этой связи представляется целесообразным говорить о балансировании между задачами инфляционного таргетирования и стимулирования экономической активности.

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о наличии определенной взаимосвязи между динамикой индекса промышленного производства и темпами инфляции. В частности, в 2021 году высокие темпы промышленного роста (106,3%) сопровождались ускорением инфляции до 8,4%. В последующие годы эта взаимосвязь выглядит менее очевидной, что может указывать на действие других факторов, включая внешнеэкономические ограничения и структурные изменения в экономике. Представляется, что в российских условиях достижение экономической безопасности требует не только контроля над инфляцией, но и диверсификации экономики, снижения её зависимости от внешних факторов.

Особого внимания заслуживает анализ влияния инфляционных процессов на социальную составляющую экономической безопасности. Уровень безработицы, отраженный в таблице 1, демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению – с 5,8% в 2020 году до 2,5% в 2024 году. Это указывает на относительную устойчивость рынка труда даже в условиях высокой инфляции. Вместе с тем необходимо учитывать, что низкий уровень безработицы может сопровождаться снижением реальных доходов населения вследствие инфляционного обесценения заработных плат.

В контексте обеспечения социальной стабильности как компонента экономической безопасности важную роль играют меры социальной поддержки населения. Индексация пенсий, социальных пособий и заработных плат работников бюджетной сферы позволяет частично компенсировать инфляционные потери для наиболее уязвимых категорий граждан. При этом следует отметить, что эффективность данного механизма зависит от соответствия темпов индексации фактическому уровню инфляции.

С 2021 года наблюдалось улучшение бюджетной сбалансированности, хотя бюджет оставался преимущественно дефицитным. Важно подчеркнуть, что бюджетный дефицит может рассматриваться как потенциальный инфляционный фактор, особенно в случае его монетизации.

Для обеспечения долгосрочной экономической безопасности в условиях инфляционного давления необходимы структурные реформы, направленные на повышение производительности труда и конкурентоспособности отечественной продукции. Это предполагает совершенствование институциональной среды, развитие инфраструктуры, стимулирование инновационной активности и инвестиций в человеческий капитал. Данные об индексе промышленного производства, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о положительной динамике в последние годы (104,3% в 2023 году и 104,6% в 2024 году), что может рассматриваться как позитивный фактор для экономической безопасности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос обеспечения валютной стабильности как компонента экономической безопасности. Динамика курса рубля к доллару США, отраженная в таблице 1, демонстрирует значительную волатильность – от относительно стабильных значений в 2019-2022 гг. до существенного ослабления в 2024 году (89,29 руб./долл.). Учитывая высокую зависимость российской экономики от импорта по ряду товарных групп, ослабление национальной валюты создает дополнительные инфляционные риски через механизм переноса валютного курса в цены. В этой связи важным направлением обеспечения экономической безопасности является координация денежно-кредитной и валютной политики для минимизации курсовых колебаний [6].

Практический опыт последних лет свидетельствует о необходимости комплексного подхода к обеспечению социально-экономической безопасности в условиях инфляции. Такой подход предполагает сочетание традиционных монетарных инструментов (контроль денежной массы, управление процентными ставками) с мерами структурной политики, направленными на устранение немонетарных факторов инфляции. Среди последних особое значение имеют административные барьеры, недостаточный уровень конкуренции в отдельных секторах экономики, зависимость от импорта, инфраструктурные ограничения [7].

Интересным аспектом проблемы является взаимосвязь между инфляцией и цифровизацией экономики. Развитие цифровых технологий потенциально способно снизить трансакционные издержки, повысить прозрачность ценообразования и усилить конкуренцию, что может иметь антиинфляционный эффект. В этой связи цифровая трансформация экономики может рассматриваться как один из инструментов обеспечения ценовой стабильности и, следовательно, экономической безопасности.

Следует отметить, что в последние годы в России реализуется ряд национальных проектов, которые, хотя и не ориентированы непосредственно на борьбу с инфляцией, могут способствовать снижению инфляционного давления в долгосрочной перспективе. Это, в частности, проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, повышение производительности труда, цифровизацию экономики. Их успешная реализация потенциально способна снизить инфляционные риски путем устранения структурных ограничений роста.

В контексте обеспечения социально-экономической безопасности важную роль играет также эффективная коммуникационная политика органов государственного управления. Прозрачность и предсказуемость действий монетарных властей, четкие сигналы относительно будущих шагов в области денежно-кредитной политики способствуют формированию рациональных инфляционных ожиданий экономических агентов, что является важным фактором ценовой стабильности.

Результаты

Проведённый анализ позволил выделить следующие ключевые результаты:

  • Рост инфляции в 2021–2022 гг. и 2024 г. Оказывает негативное влияние на реальную покупательную способность населения.
  • Валютная нестабильность усиливает инфляционные риски через механизм импорта.
  • Монетарные меры ЦБ (повышение ключевой ставки) могут быть эффективны, но сопряжены с рисками торможения экономического роста.
  • Диверсификация экономики, развитие инфраструктуры и цифровизация имеют потенциал смягчения инфляционного давления в долгосрочной перспективе.
  • Существующая нормативно-правовая база требует дальнейшего совершенствования.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что инфляция в современных условиях представляет собой не только макроэкономическую проблему, но и прямую угрозу социально-экономической безопасности государства.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о многоаспектном характере проблемы обеспечения социально-экономической безопасности государства в условиях инфляционных процессов в России. Анализ статистических данных за период 2018-2024 гг. свидетельствует о наличии устойчивого инфляционного давления, особенно выраженного в 2021-2022 гг. и 2024 г., что создает существенные вызовы для экономической стабильности и социального благополучия населения. Выявлена неоднозначная взаимосвязь между инфляцией и другими макроэкономическими показателями, включая экономический рост, безработицу, курс национальной валюты и состояние государственных финансов. Установлено, что эффективное обеспечение социально-экономической безопасности в условиях инфляции требует комплексного подхода, сочетающего монетарные инструменты с мерами структурной и социальной политики. Особое значение имеет баланс между задачами ценовой стабильности и стимулированием экономического роста, что требует координации действий Центрального банка, Правительства и других органов государственного управления. Нормативно-правовая база обеспечения экономической безопасности в России, включающая Стратегию экономической безопасности РФ до 2030 года, создает концептуальную основу для противодействия инфляционным угрозам, однако нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом меняющихся внешних и внутренних условий. В долгосрочной перспективе ключевыми направлениями обеспечения социально-экономической безопасности в условиях инфляции представляются структурные реформы, направленные на диверсификацию экономики, развитие конкуренции, снижение зависимости от импорта, совершенствование институциональной среды и стимулирование инновационной активности. Такой подход позволит не только минимизировать инфляционные риски, но и создать устойчивую основу для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения

Библиографический список

1. Бессараб Е. М. Влияние денежно-кредитной политики на обеспечение экономической безопасности страны //Символ науки. – 2024. – №. 6-1-1. – С. 11-16.
2. Васильева Я. В. Правовое обеспечение национальной экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления //Юридические исследования. – 2024. – №. 1. – С. 61-72.
3. Горлова Я. К. Анализ исполнения основных показателей стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года в условиях санкционного воздействия и рекомендации по обеспечению и укреплению экономической безопасности России //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – №. 12-2 (118). – С. 114-118.
4. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
5. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов" (утв. Банком России)
6. Лев М. Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования //Экономическая безопасность. – 2024. – Т. 7. – №. 1. – С. 27-48.
7. Лев М. Ю. Теоретические аспекты когнитивной экономики в контексте институциональных преобразований социально-экономической безопасности //Экономическая безопасность. – 2024. – №. 2. – С. 265.
8. Саудаханов М. В. Политика Президента Российской Федерации в сфере обеспечения социально-экономических прав граждан //Вестник экономической безопасности. – 2024. – №. 2. – С. 126-129.
9. Федеральная служба российской государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 (дата обращения 25.03.2025).
10. Всемирный Банк. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KN (дата обращения 25.03.2025).