Индекс УДК 33
Дата публикации: 19.06.2017

Особенности мотивации персонала предприятия торговой сферы

Features of motivation of the personnel of the enterprise of trading sphere

Кравченко Алина Евгеньевна, Старков Евгений Романович
Владивостокский университет экономики и сервиса
Kravchenko Alina Evgenievna, Starkov Evgeny Romanovich
Vladivostok University of Economics and Service
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности материальной мотивации сотрудников торгового предприятия. Представлено внедрение системы мотивации на основе KPI. Данная система позволит более эффективно мотивировать персонал предприятии для достижении важных для компании показателей

Abstract: In this article features of material motivation of employees of the trading enterprise are considered. Introduction of a motivation system based on KPI is presented. This system allows you to more effectively motivate the personnel of the company to achieve important for the company indicators.
Ключевые слова: мотивация персонала , торговое предприятие , управление персоналом, материальная мотивация, системы KPI

Keywords: staff motivation, trade enterprise, personnel management, material motivation, KPI systems


В современных экономических условиях на первое место по влиянию на успех компании выходит так называемый «человеческий фактор». Система управление персоналом включает множество составляющих, таких как процесс подбора персонала, систему адаптации, мотивации и стимулирования и другие. Эффективное функционирование системы управления персоналом не возможно без существования разработанной эффективной модели мотивации и стимулирования персонала [1]. Одним из условий эффективного управления организацией является обеспечение вовлеченности всех сотрудников, что без эффективной мотивации и стимулирования труда персонала не осуществимо [2,3].

Сегодня самым динамичным сектором экономики России является рыночная торговля. Развитие инфраструктуры торговли происходит за счет стимулирования роста любых форм предпринимательской активности и сбалансированного развития всех торговых форматов. Торговля должна обеспечивать гражданам комфортность и удобство среды, а повышение привлекательности осуществления торговой деятельности как в центральных городах России, так и в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах возможно только при кадровой обеспеченности отрасли.

Изучим особенности материальной мотивации персонала предприятия торговой сферы на основе анализа системы материальной мотивации персонала компании ИП Трегубов В.Ю. Данная система включает заработную плату (оклад согласно штатному расписанию), систему премирования сотрудников, систему материальных наказаний в форме лишения премий, социальный пакет, включающий корпоративные мероприятия (пикники, экскурсии, вечеринки и пр.); предоставление кредитов на льготной основе; материальную помощь и подарки по особым случаям (свадьба, рождение ребенка, день рождения, смерть или тяжелые заболевания близких родственников); возможность пройти обучение и повысить квалификацию за счет работодателя [4].

В ходе исследования было выявлено, что наибольшую удовлетворенность у сотрудников ИП Трегубов В.Ю. вызывают такие параметры материальной мотивации как система компенсации личных затрат сотрудников на рабочие нужды; корпоративные мероприятия, праздники, совместный отдых, спорт; режим труда и отдыха (рабочий график, выходные, отпуск), а наименьшую – постоянная и переменная часть заработной платы, система премий и бонусов.

Основным недостатком при исследовании взаимосвязи эффективности труда и материальной мотивации персонала ИП Трегубов В.Ю. является отсутствие четких критериев, обеспечивающих прямую и прозрачную связь материального стимулирования персонала с показателями эффективности труда каждого сотрудника предприятия. На основе проведенного мотивационного аудита были выделены направления совершенствования системы мотивации персонала в ИП Трегубов В.Ю. представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные рекомендуемые направления совершенствования системы мотивации персонала в ИП Трегубов В.Ю.

 

Внедрение системы мотивации на основе KPI в ИП Трегубов В.Ю.:

— оценить эффективность каждого сотрудника, подразделения;

— ориентировать персонал на достижение обозначенных результатов;

— обеспечить коллективную и индивидуальную ответственность за результаты деятельности предприятия.

 Рекомендуемый процесс разработки системы мотивации персонала с учетом KPI в ИП Трегубов В.Ю. следует проводить в три основных этапа:

            1) Определение перечня должностей, для которых будет формироваться мотивационная схема (принцип соответствия ключевых показателей эффективности уровню организационной структуры). В ИП Трегубов В.Ю. ключевые показатели эффективности следует разрабатывать для всех должностей.

            2) Разработка системы KPI и системы мотивации на базе KPI. На данном этапе осуществляется:

— определение KPI для должности и вес каждого, исходя из целей, поставленных для данного уровня организационной структуры;

— определение порядка расчета показателей;

— определение формулы расчета переменной части заработной платы и веса того или иного KPI в переменной части.

3) Документальное оформление системы мотивации на основе KPI [5].

Внедрение системы KPI позволит не только более эффективно мотивировать персонал предприятия к результативному труду, но и повысить удовлетворенность персонала размером заработной платы – так как теперь каждый сотрудник ИП Трегубов В.Ю. будет знать, что его заработная плата находится в прямой зависимости от его трудовой деятельности и позволяет обеспечивать ему достойный уровень оплаты труда при эффективном выполнении должностных обязанностей. Предпринятые действия позволят изменить и мотивационную среду организации, что повлечет за собой изменения организационной среды предприятия [6].

В рамках расширения методов нематериального стимулирования управленческого персонала в ИП Трегубов В.Ю. рекомендуется:

— проявлять признательность со стороны высшего руководства за определенные достижения сотрудника в форме объявления благодарности на корпоративной информационной доске; в проявлении дружеского внимания со стороны руководства (неформальный разговор с сотрудником на рабочем месте, публичная похвала на собрании, регулярные встречи и ланчи с менеджерами); в расширении полномочий (распределение в разумных пределах работы по желанию, самоуправление, представление, участие в генерировании идей и определении направлений работы компании);

— уделить серьезное внимание формированию механизмов двусторонней связи внутри компании. Боязнь быть не услышанным порождает напряженность в коллективе и недовольство рабочим местом. Менеджеру необходимо дать почувствовать, что компания прислушивается к его мнению, ценит идеи и предложения.

Таким образом, предлагаемые рекомендации по совершенствованию мотивации трудовой деятельности персонала ИП Трегубов В.Ю. позволят предприятию: повысить мотивацию персонала на качественное выполнение собственных обязанностей и достижении важных для компании показателей (в том числе обеспечить рост продаж), сократить текучесть кадров; сформировать сплоченный коллектив единомышленников, поддерживать в нем уверенность в профессиональной востребованности со стороны работодателя и желание работать в данной компании эффективно, с полной отдачей, с мотивацией на результат.

 

Библиографический список

1. Tsareva N.A., Vlasenko A.A., IvanuygaO.I. The concept of labour motivation of the modern Russian scientists // The Turkish online journal of design art and communication.2016. November pp.2571-2585 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.tojdac.org/tojdac/VOLUME6-NOVSPCL.html
2. Масилова, М.Г. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры / М.Г. Масилова, Ю.В. Бурцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – № 3. – С. 137–145.
3. Царева Н.А. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами: концепция «job crafting intervention» // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 2(19).
4. Одегов Ю. Г. Мотивация персонала: Учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г. Одегов и др. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2016. – 640 с.
5. Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: Изд. цент ЕАОИ, 2015. – 216 с.
6. Царева Н.А., Черная Ю.А., Шамахова Ю.В. Особенности мотивации труда государ-ственных служащих: роль организационной культуры // Современная научная мысль. 2016. №6. С.217-222.