Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.10.2022

Стратегия цифровой трансформации бизнес-процессов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)

Strategy of digital transformation of business processes of housing and communal services

Галухина Ирина Николаевна
Махинова Наталья Викторовна

1. Студент магистратуры кафедры экономики предприятий
2. Доцент, кандидат экономических наук,
ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет"

Galukhina Irina Nikolaevna
Makhinova Natalia Viktorovna

Аннотация: В статье разработана поэтапная стратегия цифровой трансформации бизнес-процессов для небольших управляющих компаний. Исследовано влияние внедрения автоматизированных систем на деятельность предприятии отрасли ЖКХ. Автор выделяет особенности и выстраивает взаимодействие этапов внедрения цифровых систем для небольших предприятий в сфере ЖКХ, обобщая особенности работы данных предприятий в современных условия рынка – высокие темпы, пандемия, цифровизация, индустрия 4.0 и т.д., что ведет предприятия сферы ЖКХ к постоянным изменениям, которые напрямую зависят от цифровой трансформации.

Abstract: The article develops a step-by-step strategy of digital transformation of business processes for small management companies. The influence of the introduction of automated systems on the activities of enterprises in the housing and communal services industry is investigated. The author highlights the features and builds the interaction of the stages of the introduction of digital systems for small enterprises in the field of housing and communal services, summarizing the features of the work of these enterprises in modern market conditions - high rates, pandemic, digitalization, industry 4.0 and so on, which leads enterprises in the field of housing and communal services to constant changes that directly depend on digital transformations.
Ключевые слова: ЖКХ, цифровая трансформация, автоматизация, бизнес-процессы.

Keywords: housing and communal services, digital transformation, automation, business processes.


Современный мир заставляет все отрасли экономики погружаться в цифровое пространство. Все министерства и ведомства для исполнения поручения Президента РФ активно внедряют проекты по развитию цифровой экономики. Отрасль управления жилищно-коммунальным хозяйством относится к тем важным сферам, в которых необходима кардинальная цифровая трансформация. Предприятия по управлению жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) работают с большим объемом информации, а бизнес-процессы, с которыми они сталкиваются, зачастую являются глобальными и сложными, при этом требуют качественное исполнение установленных государством регламентов. В таких условия стратегия цифровой трансформации особенно востребована, для четкого поддержания и оформления бизнес-процессов, обрабатывающих масштабные объемы информации.

Цифровая трансформация – это «…глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств» [1].

Проблема цифровой трансформации отрасти ЖКХ заключается в необходимости формирования комплексного подхода, который будет направлен на развитие эффективной системы управления ЖКХ, внедрением цифрованных технологий в отрасль, направленных, в первую очередь, на повышение удовлетворенности потребителей в части представление коммунальных услуг, привлечения граждан для решения острых вопросов управления и благоустройства, для сокращения времени устранения и обнаружения аварийных ситуаций, создания новой инновационной среды технологий, формирования бережливого ресурсопотребления, развитие конкурентного рынка ЖКХ, выполнения объективного контроля за инженерными системами и т.д.

Начиная с 2020 года к цифровизации рынка ЖКХ подключился Минстрой, сформирована цифровая платформа жилищного фонда РФ ГИС ЖКХ, которая подразумевает подключение к обмену данными все сферы данной отрасли [2].  Государство организовало платформу «Умный город», которая станет единым пространством для автоматизации управления коммуникациями и инженерными сетями, а также диспетчеризации любого уровня в отрасли ЖКХ. Также в РФ разработана и действует платформа Doma.ai, которая является СRM- системой, в которую входит прием и учет заявок, а также их распределение, учет приема платежей, сбора, анализа и обработки информации, автоматизация выгрузки квитанций и т.д [3].

Стоит отметить, что все предложения, которые внедряет государство на данном этапе цифровизации отрасли ЖКХ, являются дополнительной нагрузкой для управляющих компаний. Крупные (сетевые) управляющие компании готовы подстраиваться и внедрять данные платформы и системы, имея достаточное количество специалистов, возможность их обучать и вкладывать инвестиции в закупки и отладку нового оборудования. Небольшие компании в данной отрасли не способны потянуть данную нагрузку, т.к. работать с системами достаточно сложно, затратные ресурсы выделить на оборудование нет возможности, специализированные компании, которые занимаются выгрузкой и раскрытием информации на платформах находятся территориально далеко и т.д. При этом стоит отметить, что и небольшим предприятиям отрасли ЖКХ, находящиеся отдаленно  от областных центров, необходимо делать продвижение в области цифровизации, эффективно распределяя свои возможности.

Проведенные исследования в области внедрения автоматизированных систем в отрасль ЖКХ для небольших управляющих компаний, позволило наметить функциональные области стратегии цифровой трансформации бизнес-процессов ЖКХ, которые необходимо последовательно внедрять в деятельность данных предприятий. Функциональные области данной стратегии включают шесть блоков, к которым отнесено:

первое – основная хозяйственная деятельность управляющей компании. Сюда включены: автоматизированный сбор показаний приборов учета, сервисные заявки клиентов (автоматизации бизнес-процессов по приему и распределению заявок), история начислений и оплат по ЖКХ, распределение средств поступающих оплат за жилищно-коммунальные услуги, проведение общих собрания с онлайн – режиме, новости, опросы и голосования;

 второе – личный кабинет клиента и его подключение в общую систему (прямое взаимодействие с первым блоком). Здесь автоматизируется работа с клиентами, а точнее их возможности входа в систему управляющего предприятия. Это управления заявками на сервисное обслуживание и разовые услуги, передача показаний приборов учета и история их изменений, при необходимости возможность подключения жителя к просмотру съемок видеокамер с территории, управление и контроль парковочного пространства, получение новостей голосованиях, собрания и т.д.;

третье – управление и мониторинг диспетчеризации инженерного оборудования управляющей компании. Предполагается цифровизация управления (введение систем работы и мониторинга сбоев) электроснабжения, узлами ввода ГВС и ХВС, водоотведения, пожарной сигнализации и лифтового оборудования;

четвертое – автоматизация инженерного оборудования жилищных коммуникаций. Проекты установок различных  датчиков – протечки ГВС и ХВС, датчики температуры, подачи и обратки отопления, движения и т.д.;

пятое – коммерческий учет энергоресурсов. Производится установка приборов учета с импульсным выходом, теплорегистраторов для каждого объекта, для сокращения потерь теплоносителей, введение оборудования связи и специализированного программного обеспечения для учета приборов учета возможно передачи показаний приборов учета без человека, автоматизированная подготовка информации для размещения  в ГИС ЖКХ, «Умный город» и т.д.;

шестое – управление и контроль доступа. Данный блок подразумевает подключение автоматизации в выполнение проектных работ, контроль и установка области доступа всех субъектов в систему мобильного приложения. Интеграция абонентских устройств (домофонов, камер с общедомовой и придомовой территорий, лифтового оборудования и т.д.) к сервисам наблюдения, а также к возможности онлайн вызова сервисных служб, например, специалистов по ремонту или, при необходимости, подключения сервиса охраны, интеграция с приложениями частных или государственных охранных предприятий.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод: предложенная поэтапная стратегия цифровой трансформации бизнес-процессов ЖКХ, может считаться типовой моделью для небольших предприятий отрасли. Такая последовательность внедрения программных продуктов позволяет комплексно учитывать все связи бизнес-процессов с финансовыми возможностями управляющей компании. Каждый этап стратегии анализируется по стоимости, времени и необходимости внедрения для отдельного конкретного субъекта пользования. В первую очередь автоматизируются простые процессы, далее робототизиуются более дорогостоящие объекты управления и сложные бизнес-процессы. Также стоит отметить, что поэтапные усилия небольших предприятий по автоматизации бизнес-процессов позволят повысить «цифровую зрелость» отрасли и уровень цифровой культуры у персонала коммунальной и строительной отрасли.

Библиографический список

1. Басов В. В. Цифровизация жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на современном этапе // Научные исследования студентов и учащихся. – 2022. – С. 51.
2. Мутолапов Р. Х. Теоретический аспекты современных жилищно-коммунальных услуг в условиях развития отраслевого рынка Российской Федерации //Вестник Академии знаний. – 2022. – №. 1 (48). – С. 226-233.
3. Сластенов А. П. Совершенствование деятельности управляющих компаний сферы ЖКХ в поскризисных условиях // Модель и методы повышения эффективности инновационных исследований. – 2022. – С. 137-141.
4. Белоусов Ю. В. Цифровая экономика: понятие и тенденции развития / Ю. В. Белоусов // Вестник Института экономики Российской академии
наук. - 2021. - № 1. - С. 26-43. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44771879 (дата обращения: 07.09.2022)
5. Бутенко Е. Д. Метод измерения цифровой экономической активности / Е. Д. Бутенко, Н. Р. Исахаев // Дайджест-финансы. - 2020. - Т. 25, № 3 (254). - С. 261-273. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44044500 (дата обращения: 07.09.2022).
6. Умный город – концепция и технологические решения. //
Информационно-аналитический бюллетень РУДН «Будущее сегодня» –
Москва : Российский Университет Дружбы Народов, 2018. – № 9. – С. 2–3.