Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.03.2023

Особенности ведения малого и среднего бизнеса в Саудовской Аравии

Features of small and medium-sized businesses in Saudi Arabia

Артамонов В.Д.
студент 4 курса бакалавриата
Дипломатическая Академия МИД России
Artamonov V.D.
4th year undergraduate student
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Аннотация: В статье рассмотрены ключевые моменты ведения малого и среднего бизнеса в Саудовской Аравии. Статья дополнена статистической информацией за 2021-2022 годы, которая описывает количественную структуру МСП в экономике Королевства, а также предоставляет информацию об льготах и преференциях, способствующих развитию малого и среднего бизнеса в стране.
Определено, что несмотря на широкий спектр преференций для иностранных предпринимателей и инвесторов, в КСА присутствуют национальные особенности, препятствующие ведению бизнеса для иностранцев.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article discusses the key points of doing small and medium-sized businesses in the Kingdom of Saudi Arabia. The article is supplemented with statistical information for 2021-2022, which describes the quantitative structure of SMEs in the economy of Saudi Arabia, and also provides information on benefits and preferences that contribute to the development of small and medium-sized businesses in the country.
It is determined that despite the wide range of preferences for foreign entrepreneurs and investors, there are national peculiarities in the Kingdom that prevent foreigners from doing business.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, малый и средний бизнес, льготы и преференции, налогообложение, экономические связи.

Keywords: Saudi Arabia, small and medium-sized businesses, benefits and preferences, taxation, economic relations.


Введение

Королевство Саудовская Аравия – это жемчужина арабского мира. Страна, обладающая невероятным природно-ресурсным и экономическим потенциалом, что подтверждается местом в G20 – списке стран с лучшими экономиками мира. Помимо природно – ресурсного потенциала страны, Королевство, с недавних пор, взяло курс на привлечение иностранных инвестиций с целью развития предпринимательства, особенного малого и среднего бизнеса. Данный сектор экономики страны, обладает как преимуществами, так и недостатками, что и будет описано в нижеприведенной статье.

Методологическая основа исследования

В качестве методологической основы исследования выступают различные методы, связанные с определением роли малого и среднего бизнеса в Саудовской Аравии. В ходе работы использовались общенаучные методы исследования, такие как метод сравнений и аналогий, методы системного анализа и исследования операций, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.

Экономический потенциал страны

Экономика Королевства является самой крупной на территории Аравийского полуострова. Саудовская Аравия занимает второе место в мире по количеству доказанных запасов нефти в размере 266 миллиардов баррелей, уступая в этом компоненте лишь Венесуэле. Помимо этого, страна обладает пятыми по величине доказанными запасами природного газа, что дает ей право называться энергетической сверхдержавой. Недра страны содержат также богатые залежи железной руды, меди и золота [1, 293 с].

Что касается экономических перспектив, то здесь видна явная зависимость от экспорта сырья: нефтепродуктов, сжиженного газа, но в большей степени, это нефть. На июль 2022 года объем экспорта нефти из Саудовской Аравии составил 7,5 миллиона баррелей в сутки, что стало рекордным показателем, впервые с 2020 года. Однако несмотря на уклон в сторону добывающего и перерабатывающего сектора экономики, страна, с недавних пор, открыта для иностранных компаний и зарубежных инвестиций. Согласно рейтингу Всемирного банка на 2020 год, по легкости ведения бизнеса Саудовская Аравия занимает 62 место, поднявшись практически на 30 позиций за последние 7 лет [2].

Малый и средний бизнес в Саудовской Аравии

На Рисунке 1 видно доминирование крупного бизнеса в сфере производства и добычи полезных ископаемых [3], однако данные предприятия национализированы и находятся в собственности королевской семьи. Таким образом Саудовская Аравия делает невозможным вход иностранного капитала в стратегически важную отрасль экономики страны. В отрасли предоставления финансовых, коммуникационных и логистических услуг, а также оптовой и розничной торговли можно заметить преобладание малого и среднего бизнеса, что является несомненным преимуществом.

Рисунок 1. Статистика бизнеса по отдельным секторам за 2021 год

Численность персонала на предприятиях малого бизнеса Королевства насчитывает от 10 до 49 работников. Такие предприятия имеют капитал, как правило, не превышающий 20 миллионов риалов или 185,7 миллионов рублей. Средние компании в среднем насчитывают 50-250 работников, а их капитал составляет сумму в пределах 20-200 миллионов риалов или 185,7-1857,1 миллионов рублей.

Рисунок 2. Выручка МСП за 2021 год

На Рисунке 2 изображен график выручки микро, малого и среднего бизнеса в Королевстве, где видно превосходство среднего бизнеса, что логично.  Согласно Главному статистическому управлению Саудовской Аравии [4], операционная выручка МСП в 2021 году достигла 7 миллиардов рублей, что больше на 25% по сравнению с 2020 годом. Операционные расходы составили 13,3 миллиарда рублей, что на треть превышает показатели двухлетней давности. Оплата труда работников малого и среднего бизнеса составила 3,1 миллиард рублей, увеличившись на 19% по сравнению с 2020 годом. Более того, был виден значительный рост в сфере развлечений и гостиничного бизнеса, который составил 135% и 42% соответственно, после преодоления последствий коронавируса.

Большую роль в этом сыграла программа «Saudi Vision 2030» — стратегия по смене парадигмы развития страны и ухода от нефтегазовой зависимости Королевства [5]. Самыми перспективными проектами являются город-кластер будущего «NEOM» и искусственные острова в Красном море под названием «IMLUJ», чья стоимость оценивается в 1 триллион долларов. Все это проходит под чутким контролем наследного принца Мухаммеда Ибн Салмана, который фактически и руководит страной и другими современными проектами по ее развитию. К 2030 году программа позволит вывести Саудовскую Аравию в топ-10 крупнейших экономик мира и сделать ее инновационным лидером на всем Ближнем Востоке.

Вместе с тем развиваются и другие территории страны несмотря на то, что большая часть поверхности составляет пустынное плато, с небольшими кусочками горных цепей. В связи с этим, экономическое развитие привязано к крупным городам Королевства, куда и идет основной поток иностранного капитала. На данный момент в Саудовской существует 5 экономически — промышленных зон, находящиеся вблизи городов Джубайля, Янбу, и столицы Эр-Рияд, и одна интегрированная логистическая связная зона (ILBZ), которая выполняет функцию особой экономической зоны. Она предназначена для привлечения иностранных компаний, работающих в сфере логистики и других смежных отраслях, таких как операторы складов, центры выполнения заказов, компании по техническому обслуживанию и ремонту, предприятия по управлению запасами и сборке.

Таблица 1

Сравнительная таблица налогов в Саудовской Аравии

Вид налогаILBZОбычная ставка
Налог на прибыль0%20%
Импортные ограниченияНетЕсть
Корпоративный налог0%20%
Налог у источника выплат5 – 20%5 – 20%
НДС0%15%
Закят0%2,5%

В Саудовской Аравии действуют два налоговых режима: для компаний-резидентов, то есть компаний, находящихся в собственности у подданных Королевства Саудовской Аравии, а также для граждан стран, входящих в   Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ); для компаний-нерезидентов, то есть для иностранных компаний.

Для компаний-резидентов обязательна уплата «закята» — обязательного ежегодного налог в исламском праве, ставка которого, согласно Королевскому указу от 6 апреля 1951 года, составляет 2,5%. Вместе с тем иностранные компании имеют похожий налог для нерезидентов — корпоративный подоходный налог в размере 20%. Компании со смешанной национальной принадлежностью собственности, облагаются как закятом, так и корпоративным подоходным налогом, применяемым к соответствующим доходам компании.

Налог «у источника выплаты» берется с платежей, произведенных любой компанией-нерезидентом, источник дохода которой находится на территории Саудовской Аравии. Ставка этого налога начинается от 5% на выплаты за технические услуги и различного рода дивиденды, и доходит до 20% на выплаты за управленческие услуги. В Саудовской Аравии не берется индивидуальный подоходный налог с физических лиц, если такие доходы были получены на территории Саудовской Аравии [6].

Налог на добавленную стоимость (НДС) был установлен правительством Саудовской Аравии только в 2018 году в ходе реализации общего подхода стран-членов ССАГПЗ. Изначально стандартная ставка налога составляла 5%, однако начиная 1 июля 2020 года ставка была повышена до 15% в рамках мер, принятых для борьбы с экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19.

В период пандемии правительство Саудовской Аравии одобрило стимулирующий пакет поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавших от влияния COVID-19 в размере 1 миллиарда долларов. В этот пакет также вошла помощь частному бизнесу по выплате зарплат сотрудникам (60% от оклада сотрудника) во время карантина, отсрочка и реструктуризация платежей по кредитам малых и средних предприятий.

Государственная поддержка по развитию предпринимательства

В повседневное время, поддержкой сектора МСП занимаются такие организации как Торгово-промышленная палата Саудовской Аравии (Saudi Chambers of Commerce), «Saudi Industrial Development Fund», «The Centennial Fund» в сотрудничестве с «Saudi Credit & Savings Bank», «King Abdulaziz City for Science and Technology», «Technical and Vocational Training Corporation».

К примеру, «Saudi Industrial Development Fund» создан для оказания поддержки в сфере индустриализации страны и играет ведущую роль в разработке курса программ, направленных на оказание помощи частному бизнесу. Финансовая поддержка в виде льготных ставок по кредитам представляет собой одну из основных вспомогательных функций поощрения промышленного развития в Саудовской Аравии.

«The Centennial Fund» начиная с 2004 помогает молодым предпринимателям из КСА в открытии успешных коммерческих предприятий. Форма поддержки фонда разнообразна, начиная с частичного и полного финансирования проектов и заканчивая специальными видами поддержки, которые включают в себя: обучение молодых предпринимателей, предоставление банковских, страховых и услуг в области маркетинга и продвижения товара.

Что касается недостатков ведения бизнеса в Королевстве, то они также присутствуют. Во-первых, согласно закону «Об иностранных инвестициях», иностранным инвесторам запрещено инвестировать в компании, которые заняты в стратегически важных отраслях промышленного сектора и сферы услуг, а также требуется получение инвестиционной лицензии от Главного инвестиционного управления Саудовской Аравии, что осложняет вложение денежных средств в национальные компании.

Во-вторых, законы Саудовской Аравии не позволяют иностранцам начинать бизнес без участия гражданина или местной компании, в случае если компания не является резидентом ОЭЗ или экономически промышленных городов. С одной стороны, это позволяет иностранной компании воспользоваться спектором льгот, которые предоставляются саудовским предпринимателям, однако с другой стороны, иностранцу придется передать большую долю компании гражданину страны в собственность.

И наконец, существуют национальные особенности. Помимо того, что Саудовская Аравия — это мусульманское государство, с абсолютной теократической монархией и строгим сводом законов, существуют предрассудки по поводу иностранных предпринимателей, что по итогу выливается в национальную дискриминацию, когда дело доходит до практических действий в бизнесе.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что Саудовская Аравия обладает экономическим потенциалом для развития малого и среднего предпринимательства в стране, несмотря на множество национальных особенностей. Страна держит вектор на программы с участием иностранного капитала, что, несомненно, делает ее инвестиционно привлекательной для иностранных компаний. В настоящее время Королевство планирует еще до двадцати ОЭЗ до 2030 года, при этом четыре или пять из них будут запущены в ближайшем будущем. Новые особые экономические зоны Саудовской Аравии будут включать в себя центры, специализирующиеся на облачных вычислениях, промышленном производстве, здравоохранении, биотехнологиях и различных других приоритетных отраслях.

Библиографический список

1. И.О. Родион, Т.Е. Пименова. Энциклопедический справочник: Все страны мира: Вече, 2002 – С. 293 – 295.
2. Рейтинг стран по благоприятности ведения бизнеса/ Сайт Всемирного банка. – Режим доступа: https://archive.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения 17.02.2023).
3. Статистика по МСП за 2021 год/Главное статистическое управление КСА. – Режим доступа: https://www.stats.gov.sa/en/919 (дата обращения: 18.02.2023).
4. Доклад по МСП за 2021 год Главное статистическое управление КСА.– Режим доступа: https://www.stats.gov.sa/sites/default/files/SME_Report_2021_EN.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
5. Программа «Saudi Vision 2030». – Режим доступа: https://www.vision2030.gov.sa/v2030/overview/ (дата обращения: 25.02.2023).
6. Регулирование ВЭД в Саудовской Аравии/ Доклад АгроЭкспорт. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/52c/52c613ad7b15d4f7ca73545fb1492e19.pdf?ysclid=leb42cwpn1442707163 (дата обращения: 24.02.2023).