Abstract: The article examines the main aspects of professional development of state civil servants; identifies the main changes in the regulatory framework that determines the regional aspect of professional development of civil servants, and analyzes the system of professional development of regional civil servants using the example of the Kaluga Region.
Keywords: professional development of civil servants; executive authorities; region; Kaluga Region
Актуальность. В современных условиях сфера государственного и муниципального управления предъявляет существенные требования к государственным гражданским и муниципальным служащим независимо от занимаемой должности. Значительное внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию, подготовке кадров, аттестации государственных и гражданских служащих, а также их профессиональным качествам и навыкам. Вследствие этого проблема профессионального развития государственных гражданских служащих является весьма актуальной, т.к. является ключевым элементом успешности и эффективности качества государственного управления.
Теоретико-методологические основы исследования.
Концептуальные основы процесса профессионального развития государственных гражданских служащих составляют труды классиков социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин и др.3), а также современных отечественных исследователей (А.Г. Здравомыслов, В.Г. Подмарков, М.Х. Титма, Ж.Т. Тощенко, T.JI. Александрова и др., направленных на поиск идеальной модели государственного служащего.
Правовые и организационные аспекты функционирования органов государственной власти раскрываются в трудах А.Ф. Ноздрачева, Г.В. Граждан, A.B. Понеделкова и др.). Сущность и особенности государственной службы как социального института, определяющего специфические требования к госслужащим, описаны Е.В. Охотским, В.А. Мальцевым.
Ряд ученых рассмотрели проблемы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: А.А. Васецкий, Ю.В. Ильина, А.Г. Оболенская, В.Л. Романов и др. Отдельные полномочия являлись предметом исследования К.Г. Асриянца, Д.Г. Домрачева, Л.Л. Ивановой, А.В. Орлова, О.А. Смирнова и др.
Государственная служба занимает ключевую роль в системе государственного управления. Государственные гражданские служащие являются представителями государственной власти, имеющие государственно-властные полномочия на основании акта о назначении его на должность и служебного контракта для осуществления задач и функций государства. Поэтому ведущим значением в государственной гражданской службе является эффективное применение своих личностных качеств, поведенческих особенностей и профессиональных функций в процессе реализации интересов государства.
Спрос на профессионалов в любой области деятельности всегда является высоким, в случае с государственными гражданскими служащими, он становится необходимым, так как именно от их профессионализма зависит качество жизни населения, удовлетворение их потребностей и высококачественное предоставление государственных услуг.
Государственные гражданские служащие должны четко понимать, что они являются представителями государства, государственных интересов, следовательно должны быть высококвалифицированными кадрами, деятельность которых направлена на ориентацию интересов общества, оперативность решения вопросов и принятия управленческих решений, способность выстраивать взаимодействие с гражданами.
Профессиональное развитие гражданского служащего — повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию [2].
Профессиональное развитие гражданских служащих в Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов, которые устанавливают основы кадровой политики, порядок прохождения государственной гражданской службы и развития профессиональных компетенций служащих, начиная с Конституции РФ и заканчивая конкретными указами, постановлениями и приказами. Базовым документом является Федеральный закон № 79-ФЗ, а ключевыми направлениями развития выступают:
- Повышение квалификации;
- Профессиональная переподготовка;
- Стажировки и стажировка за рубежом;
- Обучение в системе дополнительного профессионального образования;
- Участие в программах обмена опытом.
В соответствии со ст.62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ профессиональная подготовка и повышение квалификации должны осуществляться в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы.
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.02.2019 №68 профессиональное развитие гражданских служащих включает в себя следующие мероприятия [6]:
- a) дополнительное профессиональное образование;
б) семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений;
в) конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом;
г) самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и которые размещены на предназначенном для профессионального развития гражданских служащих едином специализированном информационном ресурсе, созданном на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (далее — единый специализированный информационный ресурс), а также в иных информационных системах;
д) образовательные курсы, доступ к которым предоставляется гражданским служащим в дистанционной форме, в том числе с использованием единого специализированного информационного ресурса и иных информационных систем.
Этим же указом вводятся новые механизмы профессиональное развития гражданских служащих:
1) государственный образовательный сертификат на дополнительное профессиональное образование госслужащих;
2) служебная стажировка госслужащих;
3) единый ресурс, который размещен на сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (https://gossluzhba.gov.ru);
4) наставничество на государственной гражданской службе.
Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
- a) решение представителя нанимателя;
б) результаты аттестации гражданского служащего;
в) назначение гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
г) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» высшей или главной группы должностей либо на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты» высшей группы должностей впервые;
д) поступление гражданина на государственную гражданскую службу Российской Федерации впервые.
Планирование на очередной год и плановый период мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, на основе заявок федеральных государственных органов на участие федеральных государственных гражданских служащих в мероприятиях по профессиональному развитию, с учетом функций федеральных государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям федеральной государственной гражданской службы, замещаемым в этих органах.
В настоящее время ключевым направлением совершенствование института государственной службы является дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих, позволяя поддерживать высокий уровень компетентности, периодически повышая уровень своей квалификации при сохранении замещаемой должности и денежного содержания.
Следует особо отметить Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации», определившем новые возможности и подходы к комплексному управлению компетентностным развитием государственного гражданского служащего на основе современных технологий управления.
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется [4]:
а) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство о контрактной системе в сфере закупок);
б) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
в) за счет средств государственных органов, в которых гражданские служащие замещают должности государственной гражданской службы Российской Федерации, в образовательных организациях, определенных в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
г) на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование (далее — образовательный сертификат).
Примечательно, что до введения нового порядка профессионального развития государственных служащих действовало положение, согласно которому обязательным являлось получение дополнительного профессионального образования каждые три года. Предложенный в новой редакции механизм получения дополнительного профессионального образования, по мнению экспертного сообщества, отличается гибкость процесса ввиду доступности параметров выбора программ обучения в соответствии с возможностями образовательного сертификата.
Так, сформирован новый порядок получения дополнительного профессионального образования на основе государственных образовательных сертификатов. Правительством Российской Федерации принято постановление от 18 мая 2019 г. № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации», подготовленное в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации».
В рамках образовательного сертификата предполагается не только директивный порядок направления служащего на обучение, но и процесс инициативного получения образования.
Использование возможностей образовательного сертификата в соответствии с реальными потребностями государственного служащего в профессиональном развитии призвано также повысить уровень мотивации к труду. Фактически данный инструмент будет способствовать целевому влиянию на пробелы в рамках уровня компетентностной подготовки специалиста [4, ст.2579].
Сформированы также организационные основы получения дополнительного образования в рамках образовательного сертификата. Установлено, что федеральной государственной информационной системой в области государственной службы, в рамках которой осуществляется самостоятельное изучение государственными гражданскими служащими Российской Федерации образовательных материалов, является «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации».
В настоящее время запущен и функционирует единый специализированный информационный ресурс (edu.gossluzhba.gov.ru). Ресурс представляет собой информационную площадку, позволяющую обеспечить широкое применение информационно-коммуникационных технологий в ходе планирования, организации и реализации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.
В рамках раздела «Самообразование» доступны такие блоки, как «Дополнительные профессиональные программы», «Обучающие материалы», «Библиотека лучших практик», «Самооценка». Государственному служащему предоставляется доступ к онлайн-ресурсу, обеспечивающему непрерывное развитие его профессионального уровня [52].
Также для получения актуальных знаний гражданскими служащими в области своей профессиональной деятельности разрабатываются дополнительные профессиональные программы. Минтруд России ежегодно публикует перечень таких программ в соответствии с актуальными тенденциями и потребностями в обучении. В настоящее время список направлений представлен такими программами, как «Современные технологии в государственном управлении», «Управление общественными финансами», «Проектная деятельность», «Использование цифровых технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении» и др.
Таким образом, создание новой системы организации дополнительного профессионального образования государственных служащих способно обеспечить гибкость в принятии решений относительно периодичности и содержания образовательных программ, осваиваемых государственным служащим. Предлагаемая модель позволяет учитывать актуальные для конкретного органа государственной власти задачи, уровень подготовки специалиста, системно влияя на развитие компетентностного профиля государственного гражданского служащего.
Уровень профессионализма государственного служащего непосредственно влияет на социально-экономическое развитие территории и повышает эффективность использования ее ресурсов. Так высшие должностные лица государственных образований определяют общую политику, характер развития региона, его инновационное развитие, реализацией которой непосредственно занимаются государственные служащие, занимающие ведущие, старшие, а также младшие должности государственной службы [9]. Поэтому готовность служащих к инновациям является особенно важной, т.к. от этого зависит успех реализации проектов и реформ.
Должностные обязанности государственного служащего во многом связаны с использованием огромного количества текстов, для понимания которых требуется не только знание языка, на котором они составлены, но и определенный объем личного контекста. Одним из условий адекватности понимания и интерпретации текста является, прежде всего, соответствующий уровень личностного развития. Государственному служащему, полномочия которого постоянно пересекаются с деятельностью других людей, коммуникации позволяют организовывать общественную работу и обогащать её новыми связями и отношениями. Однако, порой представители государственной службы, отличающиеся высоким уровнем эрудиции и специализированных профессиональных знаний, умений и навыков, но при этом не владеющие современными коммуникационными технологиями, оказываются совершенно беспомощными в процессе взаимодействия с населением, представителями бизнеса и высшей властью, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда партнеры компетентны в данной ситуации.
Также немало важным является то, что государственный служащий, обладающий правовой грамотностью, соблюдающий законодательство о противодействии коррупции, не терпит явлений фаворитизма, кумовства и непотизма в своем подразделении, тем самым создает условия для привлечения на государственную службу профессионалов с активной и принципиальной гражданской позицией, молодых новаторов, обладающих нестандартным мышлением, что способствует развитию социально-ориентированного общества и развития региона в целом.
Таким образом, профессиональное развитие государственного служащего действительно является серьезным фактором социально-экономического развития региона
Профессиональное развитие государственных гражданских служащих на примере Калужской области.
Совершенствование профессионального развития государственного служащего напрямую связаны с совершенствованием нормативной правовой базы, поэтому анализ нормативно-правовых актов Руководства администрации Калужской области в сфере государственной гражданской службы позволяет определить основные направления:
— изменения в государственной гражданской службе Калужской области;
— изменения в области конкурсных и аттестационных комиссий государственных служащих;
— изменения порядка предоставления гранта в форме субсидии образовательным организациям, осуществившим обучение государственных служащих на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование [7-8]
Численность сотрудников органов государственной власти в Калужской области составляет примерно 0,11% от общей численности сотрудников органов государственной власти.[13]
Перед государственными служащими Калужского региона стоят сложные проблемы: государственный служащий должен проявлять себя не только как высококвалифицированный профессионал, но и как человек, способный мыслить и действовать в условиях большой неопределенности; для осуществления преобразований в республике должен формироваться тип государственного служащего, противоположный пассивному исполнителю.
Особое внимание сотрудники кадровых подразделений органов государственной власти Калужской области уделяют вопросам исполнения ведомственной целевой программы (ВЦП) «Развитие государственной гражданской службы Калужской области» за период 2020—2022 годов и планах по реализации ВЦП на 2023−2025 годы. В регионе успешно осуществляется обучение служащих на основании государственных образовательных сертификатов. Новая форма получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования была апробирована в 2022 году и находит широкое применение в органах власти региона, позволяя точечно и эффективно, без дополнительных временных затрат подобрать необходимую программу обучения по профильному развитию специалистов разных уровней. Основной механизм, позволяющий успешно использовать этот ресурс — «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» [14]
Администрация и Правительство Калужской области при поддержке служб и министерств, представляющих исполнительную ветвь власти, оказывают методическую помощь в форме семинаров и совещаний по вопросам клиентоцентричности в кадровой работе, профессионального развития сотрудников органов государственной власти Калужской области, изменения законодательства по работе с персональными данными, применения Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году; инструктаж по работе с подсистемой обеспечения соблюдения требований к служебному поведению, урегулированию конфликта интересов и противодействия коррупции в ФГИС «ЕИСУКС»; брифинг для недавно принятых сотрудников кадровых служб в формате «вопрос-ответ»; лекции по вопросам воинского учета, пенсионного обеспечения и применения норм трудового права; обмен опытом создания результативной системы адаптации в органах государственной власти Калужской области.
По данным за 2024 год, в мероприятиях по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Калужской области приняли участие 1380 человек. Из них 1 служащий прошёл профессиональную переподготовку, 1025 человек повысили квалификацию, 354 человека приняли участие в иных мероприятиях.[12]
Были реализованы следующие приоритетные направления дополнительного профессионального образования:
- стратегическое планирование и проектное управление;
- развитие нормотворческой деятельности в органах власти;
- бюджетные процессы и закупочные процедуры для государственных и муниципальных нужд;
- развитие личной эффективности государственных служащих;
- подходы в работе контрольно-надзорных органов в эпоху цифровой экономики;
- формирование цифрового общества и внедрение цифровых технологий в государственном управлении;
- обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации;
- государственная политика по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей;
- противодействие коррупции;
- развитие кадровых технологий на государственной гражданской службы [12]
В 2024 году 14 гражданских служащих прошли служебные стажировки в органах власти Калужской области.
Наставничество является важной составляющей системы адаптации. В 2024 году 38 гражданских служащих стали наставниками, и наставничество охватывало 44 гражданских служащих. [10]
В 2024 г. впервые были организованы межмуниципальные стажировки. Обучение проходило как в очном, так и в онлайн формате. Стажировку успешно завершили 56 муниципальных служащих, что составляет 55 процентов от запланированного числа.
Рисунок 1. Обеспечение профессионального развития гражданских служащих.
Проведенное исследование позволило оценить профессиональное развитие государственных гражданских служащих в Калужской области, что в будущем позволит проанализировать направления по совершенствованию этого направления для региона.
Заключение
Функционирование государственных структур невозможно без грамотного обеспечения кадрового состава, так как именно профессионализм служащих влияет на принятие управленческих решений и их результативность. Вопросы профессионального развития госслужащих требуют постоянного внимания, так как качество управленческих решений в значительной степени зависит от уровня подготовки специалистов, их опыта и профессиональных навыков, оказывая прямое влияние на экономическое развитие региона. Качество принимаемых решений и успешность их реализации зависят от профессиональной подготовки государственных служащих, их компетентности и способности адаптироваться к изменениям в экономической и социальной среде.
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации. М: Экспо, 2024. 84 с.2.Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 08.08.2024 N 232-ФЗ)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_42413/ (дата обращения: 25.05.2025).
3.Федеральный закон «О муниципальной службе в деятельности Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_66530/ (дата обращения: 09.04.2025).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 г. № 619 «О государственном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. №21. Ст. 2579 // Справочно-правовая система «Гарантвнешней» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru /72246132/ (дата обращения: 09.04.2025).
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 № 618 «Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации»)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.04.2025).
6.Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. № 68 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (ред. 25.08.2021) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2025).
7. Постановление Правительства Калужской области от 19.07.2021 № 463 «О установление грантов в форме субсидии из областного деятельности бюджета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agko.admoblkaluga.ru/page/info2021/ (дата обращения: 12.02.2025).
8. Постановление Правительства Калужской области от 24.01.2024 № 72 «Об утверждении государственного заказа Калужской области на мероприятия по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Калужской области на 2024 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agko.admoblkaluga.ru/page/info2021/ (дата обращения: 12.02.2025).
9. Жукевич Г.В., Соколова Е.Ю. Профессиональные компетенции в сфере государственного управления: Доклад [Электронный ресурс]. – Восьмая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». –Режим места доступа: http://www.labourmarket.ru (дата обращения: 15.05.2025).
10. Мониторинг кадровой ситуации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agko.admoblkaluga.ru/page/monitoring/?ysclid=m9e6r9kzv3370349873(дата обращения: 07.04.2025).
21. Смирнов О.В. Кадровая политика в органах исполнительной власти. – Новосибирск: Сибирское издательство, 2022. – 340 с.
11.Портал профессионального развития государственных служащих – Режим доступа: https://edu.gossluzhba.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2025).
12. agko.admoblkaluga.ru
13.https://apni.ru/article/5018-usloviya-professionalnoj-deyatelnosti-gosudar?ysclid=mb3vg15qlx834802670
14.https://kadrsov.ru/all/regiony/5656-kaluzhskie-kadrovik-obsudili-voprosy-obucheniya-gossluzhashih-i-klientocentrichnosti-gosorganov?ysclid=mb3v7su66b908403948V