Abstract: The article analyzes the expectations of unfriendly countries as a result of sanctions on Russia. An atlas of the first package of sanctions against Russia has been developed, including a list of restrictive measures that posed real threats to Russia's socio-economic development, distributed in areas of impact: economic, social, political and cultural. The problems of socio-economic development related to the withdrawal of Western IT companies from Russia and anti-crisis measures as a chance for the development of domestic companies are considered.
Keywords: sanctions, anti-crisis measures, economic security, protection of national interests, measures to support industries
Защита национальных интересов Российской Федерации, русского языка, дружественных народов, оказавшихся в сложном положении под гнётом антироссийского режима, потребовала определенных, весьма жёстких мер со стороны управляющей системы РФ. Это вызвало возмущение со стороны стран запада, которые с помощью санкционного давления, начиная с 2014 года, надеялись ослабить Россию как на внешнем периметре, так и внутри страны, при этом по-прежнему используя дешёвые российские ресурсы в интересах развития собственных стран. Под гнётом санкций ожидалось крушение российской экономики, взрыв социальных возмущений, активизация протестного движения против управляющей системы со стороны прозападных асессоров. Учитывая все условия в сложившейся ситуации, принятые антикризисные меры, были направленны на реализацию открывающихся в ходе кризиса возможностей, а также устранение или минимизацию отрицательных результатов. Противостояние кризису, потребовало глубокого анализа всей социально-экономической системы, учитывая условия неопределённости и риска, выявления новых тенденций развития и прогнозирования результатов антикризисных мер в условиях хаоса и креативной энтропии[1] [1].
Агрессивная политика по всем направлениям, включая экономическое, социальное, политическое и культурное, представляла реальные угрозы для социально-экономического развития России. Был введён обширный перечень санкций против России со стороны Евросоюза, Великобритании, США и Швейцарии. Начиная с 2014 введено 3 пакета санкций, тем самым предполагалось ослабить Россию во всех направлениях и в последствии развалить на части, а с 2022 года после принятия решения о начале специальной военной операции принято ещё 12 санкционных пакетов. Защита национальных интересов РФ, народов ДНР, ЛНР и «в связи со сложившейся обстановкой, на основании договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ, ЛНР и ДНР»[2] обусловили принятие решения об оказании помощи в отражении агрессии вооруженных сил и формирований Украины.
Однако, анализ санкционных воздействий недружественных стран на Россию даёт понимание того, что специальная военная операция была лишь вынужденной мерой защиты. На рис. 1 представлен атлас лишь первого пакета санкций 2014 года, но его содержание отражает всю суть агрессивной русофобской политики.
Рис. 1. Атлас первого пакета санкций против РФ
Авторы отмечают, что первый год санкционного воздействия, действительно, оказал угрожающее российской экономике, о чём свидетельствовал факт падения ВВП, снижение оборотов торговли, рост инфляции, снижение реальных доходов населения и многое другое[3], но для России , эти условия стали стартом для развития.
Анализ показывает, что представленный на рис.1 перечень санкций против Российской Федерации, в последствии взят за основу для их углубления и расширения, воздействуя на все направления развития России.
Особенно остро встал вопрос поддержки военно-промышленного комплекса для своевременной и полноценной защиты суверенитета России и создания собственных высокотехнологичных отраслей экономики, возобновляя утраченные масштабы научных разработок и производства. В этом направлении правительством РФ были разработаны весьма креативные антикризисные меры, способные противостоять санкциям, не нарушая работоспособность предприятий страны.
Более подробно остановимся на одном из важнейших направлений развития, а именно поддержка IT-отрасли. На сегодняшний день развитие высокотехнологичных отраслей, особенно IT, определяет развитие практически всех отраслей экономики и, особенно важно для защиты национальных интересов страны, военно-промышленного комплекса. «Поддержка IT-отрасли для государства является одной из ключевых задач, — отмечал президент России Владимир Путин, — и одним из ключевых направлений нашей работы»[4] [3].
С уходом с российского рынка западных компаний IT-отрасли, утягивающий вслед за собой высокопрофессиональных специалистов, Правительством РФ были предприняты меры по остановке «утечки мозгов», сохранению рабочих мест и удержанию специалистов в составе российских компаний [5][4].
Рис. 2 – Поддержка IT — отраслей
В результате последовал запрет на предоставление российским лицам и предприятиям услуг в области ИТ-консалтинга, архитектурных, рекламных и инженерных сервисов, множества других высокотехнологичных услуг. а также Санкционные списки физических и юридических лиц, , связанных с разработкой и производством микроэлектроники и вычислительной техники, постоянно обновлялся. Однако, при некотором временном торможении, Россия справилась с задачей и смогла преодолеть весьма сложные вызовы времени.
Таким образом, несмотря на желание недружественных стран нарушить социально-экономическое развитие России, органы государственной власти, действуя слаженно и направленно, смогли предотвратить угрозы разрушения экономики. Высокий уровень поддержки со стороны государства, создаёт условия развития современных технологий, создания машин и оборудования востребованного военно-промышленного комплекса, в том числе и для защиты собственных границ и интересов.
«Укрепление армии остается безусловным приоритетом России, — заявил президент Владимир Путин на встрече с выпускниками высших военных учебных заведений. — С учетом новых вызовов и, конечно, бесценного опыта проведения специальной военной операции продолжим всесторонне совершенствовать Вооруженные силы«[6][4].
На рисунке 3 рассмотрены направления кратко представлен результат влияния введенных санкций на население России.
Рис. 3 – Санкции против ВПК РФ 2014 года
Рисунок 3 наглядно показывает, что, несмотря на условия жёсткого санкционного давления на Россию, страна не ослабла, а наоборот наращивает свой потенциал. Курс на импортозамещение во всех отраслях экономики, меняет вектор направления развития, где основная задача сосредоточенна на собственном производстве альтернативных узлов и деталей внутри страны. С этой целью создаются экономические и социальные условия для развития производственной сферы[7][6]. Постановлением Правительства от 15.04.2014 года №328 определены цели импортозамещения, включая формирование конкурентоспособного производства, создания высокотехнологичной техники и оборудования, развитие креативных индустрий[8] [8], а также в соответствии с Постановлением Правительства от 18.02.2022 № 208 (в ред. от 31.03.2022) открываются широкие возможности получения грантов на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа»[9] [9].
Выводы. Защита интересов неделимой Великой России в условиях санкционного воздействия является неопровержимым доказательством сильного профессионального антикризисного управления. Огромное количество санкций, направленных на уничтожение экономики страны и негативное воздействие на структуру и настроения в обществе, делают нашу страну только сильнее, превращая угрозы в открывающиеся возможности.
[1] Захарова, С. Г. Креативные взгляды на вызовы российскому бизнесу в условиях турбулентности мирового порядка / С. Г. Захарова, Л. П. Зенькова, К. А. Сараев // На страже экономики. – 2024. – № 1(28). – С. 75-88. – DOI 10.36511/2588-0071-2024-1-75-88. – EDN COXLAW.
[2] Обращение лидеров ДНР и ЛНР к Президенту России Путину В.В. от 22.02.2022, https://www.rbc.ru/politics/23/02/2022/62169d7e9a79473544a34bdd
[3] Бунеева, Р. И. Экономика России в условиях санкций: состояние и перспективы развития / Р. И. Бунеева, М. В. Бунеева, К. В. Анисимов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 3(106). – С. 34-43. – DOI 10.21295/2223-5639-2024-3-34-43. – EDN ORBAKK.
[4] Выступление президента России Владимира Путина на совещании с членами правительства и руководством партии «Единая Россия» https://digital.gov.ru/ru/events/41265/
[5] Зенькова, Л. П. Креативные предложения по обеспечению экономической безопасности России и Беларуси с учетом миграционных процессов высококвалифицированных специалистов и научных работников / Л. П. Зенькова, С. Г. Захарова, С. Р. Назарова // На страже экономики. – 2023. – № 2(25). – С. 28-39. – DOI 10.36511/2588-0071-2023-2-28-39. – EDN GISQFH.
[6] Выступление президента России Владимира Путина на встрече с выпускниками высших военных заведений https://ria.ru/20230621/putin-1879562883.html
[7] Грицук, Н. В. Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства / Н. В. Грицук, А. С. Жигарев // Вектор экономики. – 2022. – № 5(71). – EDN ARVZIS.
[8] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 19.03.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
[9] ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 208 (в ред от 31.03.2022) «О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности»
Библиографический список
1. Захарова, С. Г. Креативные взгляды на вызовы российскому бизнесу в условиях турбулентности мирового порядка / С. Г. Захарова, Л. П. Зенькова, К. А. Сараев // На страже экономики. – 2024. – № 1(28). – С. 75-88. – DOI 10.36511/2588-0071-2024-1-75-88. – EDN COXLAW.2. Обращение лидеров ДНР и ЛНР к Президенту России Путину В.В. от 22.02.2022, https://www.rbc.ru/politics/23/02/2022/62169d7e9a79473544a34bdd
3. Бунеева, Р. И. Экономика России в условиях санкций: состояние и перспективы развития / Р. И. Бунеева, М. В. Бунеева, К. В. Анисимов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 3(106). – С. 34-43. – DOI 10.21295/2223-5639-2024-3-34-43. – EDN ORBAKK.
4. Выступление президента России Владимира Путина на совещании с членами правительства и руководством партии «Единая Россия» https://digital.gov.ru/ru/events/41265/
5. Зенькова, Л. П. Креативные предложения по обеспечению экономической безопасности России и Беларуси с учетом миграционных процессов высококвалифицированных специалистов и научных работников / Л. П. Зенькова, С. Г. Захарова, С. Р. Назарова // На страже экономики. – 2023. – № 2(25). – С. 28-39. – DOI 10.36511/2588-0071-2023-2-28-39. – EDN GISQFH.
6. Выступление президента России Владимира Путина на встрече с выпускниками высших военных заведений https://ria.ru/20230621/putin-1879562883.html
7. Грицук, Н. В. Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства / Н. В. Грицук, А. С. Жигарев // Вектор экономики. – 2022. – № 5(71). – EDN ARVZIS.
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 19.03.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
9. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 208 (в ред от 31.03.2022) "О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Агентство по технологическому развитию" на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности"