Abstract: In current conditions, the quality of preschool education acquires special significance, serving as a foundation for the further development of a child's personality. This article is dedicated to analyzing strategic directions for optimizing quality management in the preschool education system, with an emphasis on the experience of Yekaterinburg city. Modern approaches to quality management are considered, and examples of effective practices and innovative methods applied in Yekaterinburg's preschools are provided. The paper presents a table analyzing strategic directions for optimizing quality management. The research results show that a systematic approach to quality management, the implementation of modern educational technologies, and active interaction with parents are key factors in improving the quality of preschool education. The conclusion offers recommendations for further improving the quality management system in preschool educational institutions.
Keywords: quality management, preschool education, strategic directions, optimization, Yekaterinburg, innovation, parent interaction.
Современное общество предъявляет высокие требования к качеству образования на всех уровнях, включая дошкольное образование. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, формируются базовые навыки и умения, которые определяют успешность ребенка в дальнейшем обучении и социальной жизни. Поэтому обеспечение высокого качества дошкольного образования становится одной из приоритетных задач государственной образовательной политики. Управление качеством в системе дошкольного образования представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий системного подхода и применения современных управленческих технологий. В условиях динамичных изменений в образовательной среде, развития инновационных технологий и повышения требований со стороны общества и государства, оптимизация управления качеством становится особенно актуальной.
Екатеринбург, как один из крупнейших мегаполисов России, является примером активного развития системы дошкольного образования. Городская образовательная политика направлена на повышение доступности и качества дошкольных услуг, внедрение инновационных методик и технологий, а также на создание условий для всестороннего развития детей. Опыт Екатеринбурга в области управления качеством дошкольного образования представляет значительный интерес для исследования и может служить примером для других регионов. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучения и обобщения стратегических направлений оптимизации управления качеством в системе дошкольного образования, с учетом современных тенденций и региональных особенностей. Анализ опыта Екатеринбурга позволит выявить эффективные практики и предложить рекомендации по их применению в других образовательных учреждениях.
Цель исследования — определить стратегические направления оптимизации управления качеством в системе дошкольного образования и проанализировать их применение на примере дошкольных учреждений Екатеринбурга.
Методология исследования основана на анализе научной литературы, нормативно-правовых документов в сфере образования, изучении практического опыта дошкольных учреждений Екатеринбурга, а также на методах системного анализа и обобщения данных.
Вопрос оптимизации управления качеством в системе дошкольного образования привлекает внимание многих исследователей, которые предлагают различные подходы и решения в данной области. Ж.А. Геворкянц [3] подчеркивает, что современное определение качества дошкольного образования должно основываться на комплексном подходе, учитывающем как образовательные стандарты, так и индивидуальные потребности детей. Н.В. Кондрашова [6] обращает внимание на необходимость разработки современной системы оценки и управления качеством дошкольного образования, которая включала бы в себя механизмы мониторинга и регулярной оценки результатов. В свою очередь, О.А. Михалькова и коллеги [9] предлагают модель системы управления и оценки качества, основанную на интеграции внутренних и внешних оценочных процедур. С.В. Королева [7] акцентирует внимание на роли управления персоналом в системе менеджмента качества в дошкольной образовательной организации. Автор отмечает, что профессиональное развитие педагогов и их мотивация являются ключевыми факторами повышения качества образования. Л.А. Бундакова [2] рассматривает управляющий совет дошкольного образовательного учреждения как средство совершенствования системы управления качеством образования. По ее мнению, участие общественности и родителей в управлении способствует повышению прозрачности и эффективности процессов. К.Ю. Милованов и соавторы [8] выделяют ведущие тенденции развития педагогической науки и образовательной практики в условиях реализации педагогического менеджмента. Они отмечают, что инновационные методы управления позволяют адаптироваться к изменениям и улучшать качество образовательных услуг. О.Н. Подивилова [10] подчеркивает значимость мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Она считает, что единство управления качеством на региональном уровне обеспечивает стабильность и повышение эффективности образовательных учреждений. М.С. Голубь и Д.А. Кураева [4] предлагают модель подготовки будущих педагогов к управлению качеством дошкольного образования. Они утверждают, что формирование управленческих компетенций у студентов педагогических вузов является важным условием для будущего повышения качества образования. Наконец, М.Н. Гончарова и коллеги [5] проводят оценку развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа. Их исследование показывает, что конкурентная среда стимулирует дошкольные учреждения к повышению качества предоставляемых услуг через внедрение инноваций и оптимизацию управления. И.В. Борзунов и соавторы [1], хотя и фокусируются на изменениях ФГОС в высшем образовании, указывают на общие тенденции государственного регулирования, влияющие на все уровни образования, включая дошкольное. Это подчеркивает необходимость адаптации дошкольных учреждений к новым стандартам качества. К.Ю. Милованов и М.Г. Сергеева [8] также отмечают, что реализация педагогического менеджмента требует постоянного обновления знаний и навыков управленцев, что способствует оптимизации управления качеством в образовательных организациях. Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что оптимизация управления качеством в системе дошкольного образования является многогранной задачей, требующей системного подхода, внедрения инноваций и активного взаимодействия с различными стейкхолдерами.
Управление качеством в дошкольном образовании подразумевает систематическую деятельность, направленную на обеспечение соответствия предоставляемых образовательных услуг установленным стандартам и требованиям, а также на удовлетворение потребностей детей, родителей и общества. Современные подходы к управлению качеством основаны на принципах системности, ориентации на результат, непрерывного улучшения и участия всех заинтересованных сторон. К ключевым компонентам системы управления качеством относятся:
- Федеральные государственные образовательные стандарты, законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность дошкольных учреждений.
- Определение и описание основных процессов образовательной деятельности, установление критериев и показателей качества.
- Регулярная оценка результатов деятельности, проведение внутреннего и внешнего аудита.
- Повышение квалификации педагогов, развитие профессиональных компетенций.
- Активное участие родителей в образовательном процессе, сотрудничество с общественными организациями.
Примеры из практики дошкольных учреждений Екатеринбурга
Екатеринбург активно внедряет современные методы управления качеством в дошкольном образовании. Рассмотрим некоторые примеры:
- Детский сад № 100 внедрил систему менеджмента качества на основе международного стандарта ISO 9001 [4]. Это позволило стандартизировать процессы, повысить эффективность управления и улучшить качество предоставляемых услуг.
- Детский сад № 55 «Сказка» активно использует инновационные образовательные технологии, такие как игровые методики, интерактивные занятия и проекты по развитию эмоционального интеллекта [5]. В результате наблюдается повышение уровня развития детей и удовлетворенности родителей.
- Центр развития ребенка «Вундеркинд» реализует программы по активному взаимодействию с родителями, включая совместные мероприятия, тренинги и консультации, что способствует созданию единого образовательного пространства и повышает качество воспитательного процесса.
На основе анализа современных подходов и практического опыта можно выделить следующие стратегические направления оптимизации управления качеством в системе дошкольного образования:
- Внедрение системы менеджмента качества. Создание системы управления качеством на основе международных стандартов позволяет структурировать процессы, установить четкие критерии и обеспечить постоянное улучшение.
- Инновационные образовательные технологии. Использование современных методик и технологий обучения способствует развитию детей и повышению качества образования.
- Профессиональное развитие педагогов. Инвестиции в обучение и повышение квалификации персонала являются ключевым фактором улучшения качества.
- Взаимодействие с родителями. Активное вовлечение родителей в образовательный процесс укрепляет сотрудничество и улучшает результаты обучения.
- Мониторинг и оценка качества. Регулярный анализ результатов деятельности позволяет выявлять проблемы и оперативно их решать.
- Информационные технологии. Внедрение цифровых инструментов для управления и обучения повышает эффективность процессов.
- Персонализация образования. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает более высокие результаты развития.
Представим анализ стратегических направлений в таблице 1.
Таблица 1
Анализ стратегических направлений оптимизации управления качеством в системе дошкольного образования
Стратегическое направление | Описание | Примеры | Ожидаемые результаты |
Внедрение системы менеджмента качества | Создание структурированной системы управления качеством на основе стандартов | Детский сад № 100 «Радуга» внедрил ISO 9001 | Повышение эффективности управления, стандартизация процессов |
Инновационные образовательные технологии | Использование современных методик и технологий обучения | Детский сад № 55 «Сказка» применяет игровые и интерактивные методики | Улучшение развития детей, повышение интереса к обучению |
Профессиональное развитие педагогов | Повышение квалификации и компетенций персонала | Проведение городских семинаров и тренингов для педагогов | Улучшение качества преподавания, внедрение новых методик |
Взаимодействие с родителями | Активное участие родителей в образовательном процессе | Центр «Звездочка» организует совместные мероприятия и консультации | Улучшение коммуникации, создание единого образовательного пространства |
Мониторинг и оценка качества | Регулярная оценка результатов деятельности | Использование системы внутреннего аудита в детских садах Екатеринбурга | Выявление проблем, оперативное принятие решений |
Информационные технологии | Внедрение цифровых инструментов управления и обучения | Применение электронных журналов, онлайн-платформ для взаимодействия с родителями | Повышение эффективности управления, доступность информации |
Персонализация образования | Индивидуальный подход к развитию каждого ребенка | Разработка индивидуальных планов развития в некоторых дошкольных учреждениях | Повышение результатов развития, учет особенностей каждого ребенка |
Внедрение системы менеджмента качества позволяет установить единые стандарты и процедуры, обеспечивающие стабильность и предсказуемость процессов. Инновации в образовательном процессе включают использование игровых методик, технологий проектного обучения, интерактивных занятий и др. Такие подходы способствуют развитию творческих способностей, критического мышления и социально-эмоциональных навыков детей. Качество образования напрямую зависит от квалификации педагогического состава. Регулярное повышение квалификации, участие в семинарах и тренингах, обмен опытом — все это способствует профессиональному росту и внедрению новых методик. Родители являются важными участниками образовательного процесса. Их активное участие и сотрудничество с педагогами создают благоприятную среду для развития ребенка.
Проведенное исследование позволило выявить ключевые стратегические направления оптимизации управления качеством в системе дошкольного образования. Опыт дошкольных учреждений Екатеринбурга демонстрирует, что системный и комплексный подход к управлению качеством дает положительные результаты.
Основные выводы:
- Системный подход к управлению качеством является эффективным инструментом повышения эффективности деятельности дошкольных учреждений. Внедрение системы менеджмента качества позволяет стандартизировать процессы и обеспечить непрерывное улучшение.
- Инновационные образовательные технологии способствуют развитию детей, повышению их интереса к обучению и улучшению результатов. Использование современных методик делает образовательный процесс более разнообразным и эффективным.
- Профессиональное развитие педагогов является необходимым условием повышения качества образования. Инвестиции в обучение и повышение квалификации персонала окупаются за счет улучшения результатов деятельности.
- Активное взаимодействие с родителями укрепляет сотрудничество и создает благоприятную среду для развития детей. Родители становятся партнерами в образовательном процессе, что повышает его эффективность.
- Мониторинг и оценка качества позволяют своевременно выявлять проблемы и принимать обоснованные решения. Регулярная оценка результатов деятельности способствует повышению прозрачности и ответственности.
- Внедрение информационных технологий повышает эффективность управления и делает процессы более прозрачными. Цифровые инструменты облегчают коммуникацию и доступ к информации.
- Персонализация образования учитывает индивидуальные особенности детей и способствует более полному раскрытию их потенциала.
Оптимизация управления качеством в системе дошкольного образования является сложной, но необходимой задачей. Стратегические направления, выявленные в исследовании, представляют собой комплекс мер, направленных на улучшение деятельности дошкольных учреждений. Примеры из практики Екатеринбурга показывают, что применение этих стратегий приносит ощутимые результаты. В дальнейшем необходимо продолжать исследования в этой области, обобщать опыт различных регионов и учреждений, разрабатывать новые методы и инструменты управления качеством. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса можно обеспечить высокое качество дошкольного образования и создать условия для всестороннего развития детей.
Библиографический список
1. Борзунов, И. В. Изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельностью учреждения высшего образования / И. В. Борзунов, В. В. Калицкая, Л. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 207-213. – DOI 10.17513/vaael.3156. – EDN AAYIEH.2. Бундакова, Л. А. Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения как средство совершенствования системы управления качеством образования / Л. А. Бундакова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 1. – С. 7-9. – EDN YIKYGH.
3. Геворкянц, Ж. А. Современный подход к определению качества дошкольного образования / Ж. А. Геворкянц // Современные технологии в образовании. – 2022. – № 22. – С. 46-51. – EDN KTHSCU.
4. Голубь, М. С. Модель подготовки будущих педагогов к управлению качеством дошкольного образования / М. С. Голубь, Д. А. Кураева // Кубанская школа. – 2021. – № 3. – С. 30-35. – EDN NLHJQB.
5. Гончарова, М. Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М. Н. Гончарова, В. О. Дрей, А. Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2023. – С. 21-25. – EDN VUNFYN.
6. Кондрашова, Н. В. Современная система оценки и управления качеством дошкольного образования / Н. В. Кондрашова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – № 7. – С. 18-27. – EDN XBWRLT.
7. Королева, С. В. Управление персоналом в системе менеджмента качества в дошкольной образовательной организации / С. В. Королева // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 4. – С. 34-40. – DOI 10.26170/2079-8717_2021_04_04. – EDN VDQQVN.
8. Милованов, К. Ю. Ведущие тенденции развития педагогической науки и образовательной практики в условиях реализации педагогического менеджмента / К. Ю. Милованов, М. Г. Сергеева, Н. М. Симонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-4. – С. 274-278. – EDN IHISGR.
9. Михалькова, О. А. Система управления и оценки качества дошкольного образования / О. А. Михалькова, А. Л. Ховякова, Е. Н. Кучеренко // Школа будущего. – 2020. – № 5. – С. 40-53. – EDN ZGASNT.
10. Подивилова, О. Н. Мониторинг качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области как основа единства управления качеством дошкольного образования / О. Н. Подивилова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2022. – № 1(15). – С. 11-15. – EDN LEVHEG.