Индекс УДК 338
Дата публикации: 29.10.2024

Экономико-правовые особенности таможенного регулирования в России и ЕАЭС

Economic and legal features of customs regulation in Russia and the EAEU

Крашенинникова Ксения Николаевна

Старший. преподаватель Уральского государственный экономического университет,
Россия, г. Екатеринбург
Krasheninnikova Ksenia Nikolaevna

Older. Lecturer at the Ural State University of Economics,
Russia, Yekaterinburg
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы таможенного регулирования в условиях глобального рынка и зачительных изменений политической и экономической обствновки. Рассмотрены основные функции таможенного контроля, принципы Единой таможенной тарифной политики Евразийского экономического союза. Обозначены основные направления развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как одно из условий укрепления интеграционного процесса в рамках формирования общего экономического пространства.

Abstract: The article deals with topical issues of customs regulation in the context of the global market and rapid changes in the political and economic environment. The main functions of customs control and the principles of the Unified Customs Tariff Policy of the Eurasian Economic Union are considered. The main directions of the development of customs and tariff regulation of foreign economic activity are outlined as one of the conditions for strengthening the integration process within the framework of the formation of a common economic space.
Ключевые слова: таможенное регулирование, тарифная политика, пошлины, интеграция, нормативно-правовые требования.

Keywords: customs regulation, tariff policy, duties, integration, regulatory requirements.


Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.

В условиях развития рыночной экономики возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт. Одним из важнейших элементов данной концепции является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

В настоящее время развитие таможенной службы сосредоточено на повышении качества, результативности и эффективности таможенного контроля.

Характеристики таможенных органов включают признаки фискальных, правоохранительных и контрольных органов. Таможенный контроль играет ключевую роль в системе таможенных органов РФ на всех уровнях.

В настоящий момент актуальное определение «таможенного контроля» закреплено в пп.41 п.1. ст.2 ТК ЕАЭС: «Таможенный контроль — совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании» [7].

Основные функции таможенного контроля:

— «обеспечение соблюдения таможенного законодательства;

— принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

— обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой суверенитета государства;

— осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

— взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

— обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

— участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров (товары – любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии) и транспортных средств, перемещаемых (совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств) через таможенную границу РФ, и в реализации этих мер;

— осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ.»

Контроль в области таможенного дела является одной из функций управления, направленной на выявление и устранение отклонений в работе системы от нормативно-правовых требований. Он также помогает выявить причины этих отклонений и улучшить нормативное регулирование, что является важной гарантией соблюдения законности в таможенном деле.

Общая экономическая ситуация в стране, как и внутренние и внешние факторы, определяют характер и приоритеты внешнеэкономического развития и задачи тарифного регулирования. Таможенное дело и таможенная политика становятся все более важными компонентами внешней и внутренней политики страны [5].

В процессе формирования единой таможенной территории стран-членов ЕАЭС и Евразийского экономического сообщества, принятие обязательств по применению таможенных пошлин является одним из наиболее сложных вопросов.

При разработке таможенно-тарифной политики необходимо учитывать различия в экономическом развитии стран, их экономической структуре, производстве и роли различных инструментов регулирования экономики.

Единой таможенной тарифной политикой Евразийского экономического союза называется установленная система ставок ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран.

Понятия «таможенное регулирование» и «таможенное дело» закреплены в законе в ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ [3].

Российское законодательство в сфере таможенного дела состоит не только из Закона № 289-ФЗ, но и принятых в соответствии с ним иных Федеральных законов. Кроме того, пунктом 4 ст. 4 Закона 289-ФЗ закрепляется возможность правового регулирования таможенного дела через указы Президента.

Основная цель данного нормативно-правового акта — обеспечить соблюдение международных договоров, заключенных Российской Федерацией в рамках Евразийского экономического союза по вопросам таможенного регулирования и таможенного дела.

Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с импортом и экспортом продукции через таможенную границу, ее перемещением по территории ЕАЭС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием и т.д.

Предметом регулирования Закона являются:

  • полномочия органов государственной власти в области таможенного регулирования;
  • права и обязанности участников ВЭД;
  • правовые и организационные основы деятельности таможенных органов в России;
  • властные отношения между таможенными органами и участниками ВЭД.

Договор о создании Евразийского экономического союза, подписанный 29 мая 2014 года, провозгласил Союз международной организацией региональной экономической интеграции, который обладает международной правосубъектностью.

Согласно Договору, понятия «единой политики» и «согласованной политики» определяются через политику, осуществляемую странами-членами Союза. Это включает использование единообразного правового регулирования, гармонизацию законодательства, установление единых механизмов и методов для внешней торговли с третьими странами и т.д. Создание высших органов в рамках Евразийского экономического союза позволяет реализовывать единое правовое регулирование в рамках ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) является постоянно действующим органом, обладающим ограниченными полномочиями, но осуществляющим единое регулирование в рамках Евразийского экономического союза. ЕЭК разрабатывает предложения по развитию и функционированию Союза, и принимает обязательные решения в сфере нормативно-правового регулирования, которые применяются на территории стран-членов.

Важно отметить, что Договор не содержит явного плана перехода к политической интеграции в рамках евразийской интеграции.

Отличительными чертами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • таможенно-тарифное регулирование является способом и формой государственного регулирования аспектов внешнеторговой деятельности наряду с паратарифным обложением, нетарифными мерами регулирования и др.;
  • таможенно-тарифное регулирование динамично ввиду непрерывности движения потока товаров;
  • изучаемый вид регулирования обычно применяется в комплексе методов и форм государственного регулирования (то есть в совокупности с нетарифным регулированием, уплатой налогов и др.).

В ходе регулирования ввоза и вывоза некоторых товаров таможенно-тарифное регулирование имеет определенную степень самостоятельности, занимает определенную нишу в системе приоритетов государственного контроля, взаимодействуют с другими элементами или формами государственного регулирования.

  • таможенно-тарифное регулирование является оперативным регулятором внешней торговли;
  • таможенные пошлины и тарифы являются инструментами экономического регулирования (как и таможенные и паратарифные платежи);
  • таможенная пошлина в качестве инструмента таможенно-тарифного регулирования является методом косвенного воздействия на внешнеторговую деятельность, а также на ценовые характеристики всех импортных и экспортных товаров;
  • «необходимо разграничивать содержание таможенной пошлины и косвенных налогов ввиду видимости того факта, что таможенно-тарифное регулирование является сферой применения косвенных налогов для воздействия государства на внешнюю торговлю.»

Таможенные платежи являются обязательными условиями для прохождения продукции через таможенную границу ЕАЭС. Они основаны на правомерных действиях участников ВЭД. Если участники совершают действия, нарушающие закон, они подвергаются юридической ответственности и могут быть наказаны санкциями.

Согласно Закону РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 25.12.2023) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024), в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Единый таможенный тариф ЕАЭС, действующий на территории стран-членов ЕАЭС, по видам ставок имеет следующую структуру на рисунке 6.

Рисунок 1 – Структура Единого таможенного тариф ЕАЭС по видам ставок на 2023 г., % [5]

Адвалорная ставка — это метод расчета тарифов, основанный на проценте от тарифной стоимости товара. Метод применяется к товарам одного класса с различными свойствами и может варьироваться от 0 до 30%. Адвалорная ставка является наиболее распространенной формой расчета тарифов, поскольку она поддерживает стабильный уровень внутреннего рынка и способна адаптироваться к изменениям цен на товары.

Специфические ставки, устанавливаемые в евро или долларах за единицу товара, не зависят от цены товара и являются фиксированными показателями.

Комбинированные ставки, включающие как адвалорные, так и специфические составляющие, представляют собой альтернативный вариант расчета таможенных пошлин. Исчисление такой ставки происходит в три этапа:

  • расчет пошлины по формуле адвалорной ставки;
  • расчет по формуле специфической ставки;
  • в зависимости от вида комбинированной ставки формируется либо кумулятивная пошлина (результаты вычислений складываются), либо альтернативная (оплате подлежит большая из величин).

Для расчета таможенных пошлин при ввозе товаров в Россию применяются различные льготы и тарифные преференции. Тарифные преференции предоставляются для содействия экономическому развитию развивающихся и менее развитых стран с целью содействия их экономическому развитию. Развивающимся странам предоставляется скидка в 75% от базовой ставки ЕТТ ЕАЭС, такие как Турция, Хорватия, Малайзия, Чили и другие. Менее развитые страны, включая Эфиопию, Мальдивы, Гвинею и другие, освобождены от уплаты пошлин при ввозе товаров на территорию России.

Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что предоставляются не по индивидуальному признаку, а исходя из цели импорта и назначения груза. Например, товары, ввозимые для личного пользования, гуманитарная помощь, грузы для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий и другие подобные случаи могут быть освобождены от уплаты таможенной пошлины. Важно отметить, что эти льготы не зависят от страны происхождения товаров.

Таким образом, в условиях активного становления ЕАЭС основными направлениями развития таможенно-тарифного регулирования ВЭД должны стать:

  • постоянное совершенствование структуры ЕТТ ЕАЭС, направленное на углубление промышленной кооперации;
  • детализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС для выделения инновационных, а также чувствительных к импорту позиций.

Процессы интеграции, происходящие на международном уровне, вызывают проблемы в области таможенного регулирования. Несмотря на существование международных соглашений, правила таможенного дела определяются национальным законодательством, что также относится к управленческим аспектам, влияющим на достижение целей международных договоров.

Исходя из вышеизложенного, особенными чертами таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС заключается в том, что в рамках ЕАЭС большинство вопросов таможенного регулирования остаются в компетенции государств-участников, несмотря на наличие наднационального органа. Применение таможенного законодательства ЕАЭС часто вызывает противоречия в выборе нормативного акта для конкретной ситуации, что затрудняет равномерное экономическое развитие стран-членов в области таможенно-тарифного регулирования.

Таким образом, Укрепление интеграционного процесса в рамках формирования общего экономического пространства с участием государств, таких как Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и др., приводит к экономической выгоде как для отдельных членов союза, так и для всех участвующих стран в целом. Однако отсутствие эффективного регулирования антимонопольной деятельности ослабляет возможности контроля за экономической концентрацией и реорганизацией производства. Главная выгода от интеграции заключается в расширении торговых связей и создании общего рынка, что не всегда доступно на международных рынках из-за высокой конкуренции.

 Для решения этих проблем важно стремиться к более глубокой интеграции, включающей совместную торговлю и формирование общей экономической политики. Это позволит эффективнее использовать производственные и финансовые возможности стран-участниц, повысить их статус на международной арене и усилит геополитическую позицию РФ.

Библиографический список

1. Козырин, А.Н. Таможенное право России. Общая часть / А.Н. Козырин. - М.: Спарк, 2020. - 134 c.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.03.2024)
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 25.12.2023) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Падалко К.С. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС [Текст] // К.С. Падалко - Форум молодёжной науки. - 2021. №4. С. 148-155.
6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р р - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.