Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.12.2020

Конкурентоспобность автотранспортного предприятия «Севэлектроавтотранс» и факторы ее оценки

Competitiveness of the automobile enterprise «Sevelektroavtotrans» and factors of its evaluation

Михалев Алексей Вадимович
Левчук Кристина Сергеевна
Аблаев Ремзи Рустемович

1. магистрант кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
2. магистрант кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
3. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия

Mikhalev Alexey V.,
Levchuk Сristina S.,
Ablaev Remzi R.,

1. master's student of the Department of enterprise Economics, Sevastopol state University, Sevastopol, Russia
2. master's student of the Department of enterprise Economics, Sevastopol state University, Sevastopol, Russia
3. PhD in Economics, associate Professor of the Department of enterprise Economics, Sevastopol state University, Sevastopol, Russia
Аннотация: В статье исследован один из важных параметров обеспечения эффективного функционирования автотранспортного предприятия, а также главный параметр его выживаемости на рынке, конкурентоспособность. Авторами выявлены основные факторы оценки уровня конкурентоспособности автотранспортного предприятия, а также был проведен анализ конкурентоспособности АТП на основе интегрального показателя, специализирующего по перевозке пассажиров, на основании чего проведена оценка уровня конкурентоспособности ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» на рынке пассажиро-транспортных услуг г. Севастополя. Проведенная оценка позволила выявить слабые и сильные стороны предприятия, что позволило обосновать основные направления дальнейшего развития анализируемого предприятия.

Abstract: The article examines one of the important parameters of ensuring the effective functioning of a motor transport enterprise, as well as the main parameter of its survival in the market, competitiveness. The authors identified the main factors for assessing the level of competitiveness of a motor transport enterprise, and also analyzed the competitiveness of an ATP based on an integral indicator specializing in passenger transportation, on the basis of which an assessment of the level of competitiveness of the state unitary enterprise "Sevavtoelektrotrans named after A. S. Krupoderov" in the market of passenger transport services in Sevastopol was made. The assessment made it possible to identify the weak and strong sides of the enterprise, which allowed us to justify the main directions of further development of the analyzed enterprise.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, автотранспортное предприятие, перевозка пассажиров, факторы конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, enterprise competitiveness, motor transport enterprise, passenger transportation, factors competitiveness.


Современный рынок в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем конкуренции. Наиболее остро эта ситуация складывается на рынке пассажирских автотранспортных услуг. Это вынуждает руководство автотранспортных предприятий и его планово-экономических отделов разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, позволяющие поддерживать высокий уровень конкурентоспособности предприятия [2, 3, 4]. Не исключением является рынок автотранспортных пассажироперевозок в г. Севастополе, который характеризуется высоким уровнем конкуренции между предприятиями, оказывающими услуги по автоперевозке пассажиров. Вышеуказанное позволяет сформулировать цель настоящего исследования в виде исследования специфических для Севастопольского региона факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности ГУПС «Севавтоэлектрранс» им. А.С. Круподерова», а также количественная оценка уровня конкурентоспособности этого предприятия.

На сегодняшний день «конкурентоспособность предприятия» одно из немногих понятий, которое носит достаточно противоречивый характер. Некоторые авторы утверждают, что единой формулировки понятия конкурентоспособности не существует. В данной работе конкурентоспособность определяется как относительная характеристика уровня развития предприятия относительно других предприятий, а также удовлетворение потребностей потребителей [1].

Уровень конкурентоспособности организации является одним из наиболее важных аспектов, потому что с его помощью можно определить потенциал ресурсов и способность эффективно ими пользоваться, что способствует повышению прибыльности и финансовой устойчивости предприятия [5].

Перед тем как перейти к оценке факторов конкурентоспособности автотранспортного предприятия, необходимо определить классификацию услуг пассажирского автотранспортного предприятия (таблица 1).

Ключевыми показателями, влияющими на функционирование предприятия и его конкурентоспособность на рынке транспортных услуг, являются: состояние транспортной отрасли, цели и задачи АТП, квалификация персонала, финансовые ресурсы, материально-техническая база, а также временной фактор.

Таблица 1

Классификация услуг пассажирского автотранспортного предприятия

ПризнакВиды перевозок
Вид подвижного составаЖелезнодорожный, авиационный, морской, таксомоторный
Вид сообщенийГородские, пригородные, междугородние
НазначениеПассажирские, туристские, школьные, специальные
Уровень комфортности перевозкиНизкая, средняя и высокая комфортность
ПериодичностьПостоянные и сезонные

Конкурентоспособность любого предприятия, в том числе автотранспортного, складывается из трех факторов [6]:

  • ресурсного;
  • ценового;
  • «фактора среды».

Перечисленные факторы могут изменять уровень конкурентоспособности предприятия либо в сторону уменьшения, либо в сторону повышения. Из этого следует вывод, что уровень конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта в каждый период времени определяется под воздействием ряда факторов.

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ГУПС «Севэлектроавтотранс» им. А.С. Круподерова [8].

Выделим ряд специфических факторов, влияющих на конкурентоспособность АТП «Севэлектроавтотранс» в сфере пассажирских перевозок, представленных в таблице 2.

Наиболее сложным этапом в оценке конкурентоспособности автотранспортного предприятия является разработка интегрального показателя, который позволил бы количественно оценить уровень конкурентоспособности предприятия. Основной проблемой этой оценки является сложность с методологической части обосновать интегральный показатель, который позволил бы наиболее точно осуществить оценку фактического уровня конкурентоспособности предприятия и выявить факторы его повышения.

Таблица 2

Специфические факторы, влияющие на конкурентоспособность АТП «Севэлектроавтотранс» в сфере пассажирских перевозок

№ п/пОсобенности АТПСпецифические факторы конкурентоспособности  АТП
1Разнообразие ассортимента услуг1.     Услуги перевозки пассажиров электро- и автотранспортом.

2.     Услуги социального такси.

3.     Услуги школьных перевозок.

4.     Услуги междугородних перевозок.

2Качество предоставляемых услуг1.     Комфортабельность ТС.

2.     Доступность ТС.

3.     Интервал движения ТС.

3Стоимость услуг1.     Возможность бесконтактной оплаты.

2.     Оплата при помощи стационарных валидаторов.

3.     Реализация программы «Активного пассажира».

4Разнообразие моделей подвижного состава1.     Наличие низкопольных троллейбусов марки: Тролза, ЛАЗ, ВМЗ и другие.

2.     Наличие низкопольных автобусов марки: КАВЗ, НЕФАЗ, ЛиАЗ, Lotos.

5Локальный характер конкуренции1.     Использование собственных ремонтных баз.

2.     Наличие учебного комбината.

В настоящее время наибольшее применение нашел метод, позволяющий установить уровень конкурентоспособности в виде суммы произведения факторов конкурентоспособности на их весомый коэффициент:

где, a(i) – коэффициент весомости i-ого фактора конкурентоспособности; П(i) – значение i-ого фактора конкурентоспособности АТП в баллах [2,7].

На примере ГУПС «Севэлектроавтотранс» и его ближайших конкурентов, трех достаточно крупных перевозчиков: ООО «Евротранс», ООО «Зенит-Автотранс», ООО «Федчишен» был проведен анализ конкурентоспособности в городе Севастополе. В число экспертов были включены руководители и специалисты подразделений АТП, а в число респондентов были включены потребители услуг. Оценки экспертов по весомым коэффициентам были усреднены и переведены в проценты к итогу суммы значений единичных показателей, а оценки респондентов (в баллах от 1 до 10) также были усреднены для получения итогового значения. Результаты проведенной оценки и расчеты интегрального показателя «Севавтоэлектроавторанс», и его основных конкурентов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Оценка и расчет интегрального показателя «Севэлектроавтотранс», и его основных конкурентов

Группа факторовПоказатель конкурентоспособностиВес оценки, %Оценка в баллах АТПОценка, % от лидера
ГУПС «Севэлектроавтотранс»ООО «Федчишен»ООО «Евротранс»ООО «Зенит-Автотранс»
СервисТехническая оснащенность парка20,007,785,013,877,02100,00
Количество ПС13,009,446,675,525,78100,00
Сервисное обслуживание ПС10,006,975,055,067,0598,87
Профессионализм кадров18,008,024,586,225,01100,00
ИнфраструктураУдобное месторасположение8,0010,009,006,005,00100,00
Наличие  Депо/Парка5,0010,006,677,025,55100,00
МаркетингКачество обслуживания10,007,764,038,846,8887,78
Ассортимент услуг6,0010,007,007,007,00100,00
Имидж предприятия4,008,854,456,625,57100,00
PR-деятельность6,005,225,003,354,47100,00
Общий показатель (Кр)100,008,405,755,955,93100,00

Результаты оценки конкурентоспособности ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» по интегральному показателю (Кр = 8,40) показали, что предприятие является лидером на рынке пассажиро-транспортных услуг в городе Севастополе по отношению к своим конкурентам. Несмотря на наивысший показатель, у предприятия имеются параметры, которые ниже, чем у конкурентов. Поэтому следует:

– во-первых, необходимо улучшить качество сервисного обслуживания подвижного состава, а для этого необходимо своевременно приобретать  комплектующие для подвижного состава и расширять производственные мощности;

– во-вторых, необходимо улучшить качество предоставления услуги, то есть услуга должна быть предоставлена своевременно и в полном объеме, а также она должна соответствовать спросу на рынке пассажиро-транспортных услуг.

Таким образом, несмотря на то, что в нынешних условиях частных автотранспортных предприятий, занимающихся услугами пассажирских перевозок, становится все больше с каждым годом, государственный перевозчик имеет большую устойчивость к изменениям внутренней и внешней среды рынка пассажирских транспортных услуг, чем частные организации и обладает более сильными конкурентными преимуществами. Несмотря на это, руководству предприятия необходимо постоянно анализировать рынок услуг по пассажирским перевозкам в регионе, чтобы своевременно принимать меры по поддержанию высокого уровня конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Абалонин С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – Москва: Академкнига, 2011. – 172 c.
2. Аблаев А.Р. Выбор метода оценки конкурентоспособности предприятия// А.Р. Аблаев, Р.Р. Аблаев// Вiсник СевНТУ - 2012 - № 130. С. 3-7. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20145266 (дата обращения: 03.08.2020).
3. Аблаев Р.Р, Кокодей Т.А. Оценка факторов конкурентоспособности авторемонтного предприятия // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 14-21. DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-14-21
4. Аблаев Р.Р. Конкурентоспособность авторемонтного предприятия и специфика факторов ее оценки // Р.Р. Аблаев, А.М. Колесников, А.А. Макаров, Ю.И. Михайлов// Дискурс. 2018. -№ 3. - С. 71-79.
5. Бережной В.И. Управление конкурентоспособностью предприятия / В.И. Бережной, В.А. Фурсов, А.В. Березовская. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказ. гос. техн. ун-та, 2006. – 211 с.
6. Гавриков В.А., Залукаева Н. Ю. Факторы конкурентоспособности автотранспортного предприятия // Транспортное дело России. 2017. № 5. С. 54-56.
7. Ломаченко Т.И. Диагностика устойчивого развития автотранспортных предприятий / Т.И. Ломаченко, Т.А. Кокодей, Р.Р. Аблаев, А.М. Колесников // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2018. - № 4 (51). - С. 97-108. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37018054_36310555.pdf (дата обращения: 06.08.2020)
8. Официальный сайт ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sevtrol.ru. (дата обращения: 03.08.2020).
9. Официальный сайт перевозчиков города Севастополя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fotobus.msk.ru/location/2438. (дата обращения: 03.08.2020).