Abstract: The article examines one of the important parameters of ensuring the effective functioning of a motor transport enterprise, as well as the main parameter of its survival in the market, competitiveness. The authors identified the main factors for assessing the level of competitiveness of a motor transport enterprise, and also analyzed the competitiveness of an ATP based on an integral indicator specializing in passenger transportation, on the basis of which an assessment of the level of competitiveness of the state unitary enterprise "Sevavtoelektrotrans named after A. S. Krupoderov" in the market of passenger transport services in Sevastopol was made. The assessment made it possible to identify the weak and strong sides of the enterprise, which allowed us to justify the main directions of further development of the analyzed enterprise.
Keywords: competitiveness, enterprise competitiveness, motor transport enterprise, passenger transportation, factors competitiveness.
Современный рынок в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем конкуренции. Наиболее остро эта ситуация складывается на рынке пассажирских автотранспортных услуг. Это вынуждает руководство автотранспортных предприятий и его планово-экономических отделов разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, позволяющие поддерживать высокий уровень конкурентоспособности предприятия [2, 3, 4]. Не исключением является рынок автотранспортных пассажироперевозок в г. Севастополе, который характеризуется высоким уровнем конкуренции между предприятиями, оказывающими услуги по автоперевозке пассажиров. Вышеуказанное позволяет сформулировать цель настоящего исследования в виде исследования специфических для Севастопольского региона факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности ГУПС «Севавтоэлектрранс» им. А.С. Круподерова», а также количественная оценка уровня конкурентоспособности этого предприятия.
На сегодняшний день «конкурентоспособность предприятия» одно из немногих понятий, которое носит достаточно противоречивый характер. Некоторые авторы утверждают, что единой формулировки понятия конкурентоспособности не существует. В данной работе конкурентоспособность определяется как относительная характеристика уровня развития предприятия относительно других предприятий, а также удовлетворение потребностей потребителей [1].
Уровень конкурентоспособности организации является одним из наиболее важных аспектов, потому что с его помощью можно определить потенциал ресурсов и способность эффективно ими пользоваться, что способствует повышению прибыльности и финансовой устойчивости предприятия [5].
Перед тем как перейти к оценке факторов конкурентоспособности автотранспортного предприятия, необходимо определить классификацию услуг пассажирского автотранспортного предприятия (таблица 1).
Ключевыми показателями, влияющими на функционирование предприятия и его конкурентоспособность на рынке транспортных услуг, являются: состояние транспортной отрасли, цели и задачи АТП, квалификация персонала, финансовые ресурсы, материально-техническая база, а также временной фактор.
Таблица 1
Классификация услуг пассажирского автотранспортного предприятия
Признак | Виды перевозок |
Вид подвижного состава | Железнодорожный, авиационный, морской, таксомоторный |
Вид сообщений | Городские, пригородные, междугородние |
Назначение | Пассажирские, туристские, школьные, специальные |
Уровень комфортности перевозки | Низкая, средняя и высокая комфортность |
Периодичность | Постоянные и сезонные |
Конкурентоспособность любого предприятия, в том числе автотранспортного, складывается из трех факторов [6]:
- ресурсного;
- ценового;
- «фактора среды».
Перечисленные факторы могут изменять уровень конкурентоспособности предприятия либо в сторону уменьшения, либо в сторону повышения. Из этого следует вывод, что уровень конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта в каждый период времени определяется под воздействием ряда факторов.
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ГУПС «Севэлектроавтотранс» им. А.С. Круподерова [8].
Выделим ряд специфических факторов, влияющих на конкурентоспособность АТП «Севэлектроавтотранс» в сфере пассажирских перевозок, представленных в таблице 2.
Наиболее сложным этапом в оценке конкурентоспособности автотранспортного предприятия является разработка интегрального показателя, который позволил бы количественно оценить уровень конкурентоспособности предприятия. Основной проблемой этой оценки является сложность с методологической части обосновать интегральный показатель, который позволил бы наиболее точно осуществить оценку фактического уровня конкурентоспособности предприятия и выявить факторы его повышения.
Таблица 2
Специфические факторы, влияющие на конкурентоспособность АТП «Севэлектроавтотранс» в сфере пассажирских перевозок
№ п/п | Особенности АТП | Специфические факторы конкурентоспособности АТП |
1 | Разнообразие ассортимента услуг | 1. Услуги перевозки пассажиров электро- и автотранспортом. 2. Услуги социального такси. 3. Услуги школьных перевозок. 4. Услуги междугородних перевозок. |
2 | Качество предоставляемых услуг | 1. Комфортабельность ТС. 2. Доступность ТС. 3. Интервал движения ТС. |
3 | Стоимость услуг | 1. Возможность бесконтактной оплаты. 2. Оплата при помощи стационарных валидаторов. 3. Реализация программы «Активного пассажира». |
4 | Разнообразие моделей подвижного состава | 1. Наличие низкопольных троллейбусов марки: Тролза, ЛАЗ, ВМЗ и другие. 2. Наличие низкопольных автобусов марки: КАВЗ, НЕФАЗ, ЛиАЗ, Lotos. |
5 | Локальный характер конкуренции | 1. Использование собственных ремонтных баз. 2. Наличие учебного комбината. |
В настоящее время наибольшее применение нашел метод, позволяющий установить уровень конкурентоспособности в виде суммы произведения факторов конкурентоспособности на их весомый коэффициент:
где, a(i) – коэффициент весомости i-ого фактора конкурентоспособности; П(i) – значение i-ого фактора конкурентоспособности АТП в баллах [2,7].
На примере ГУПС «Севэлектроавтотранс» и его ближайших конкурентов, трех достаточно крупных перевозчиков: ООО «Евротранс», ООО «Зенит-Автотранс», ООО «Федчишен» был проведен анализ конкурентоспособности в городе Севастополе. В число экспертов были включены руководители и специалисты подразделений АТП, а в число респондентов были включены потребители услуг. Оценки экспертов по весомым коэффициентам были усреднены и переведены в проценты к итогу суммы значений единичных показателей, а оценки респондентов (в баллах от 1 до 10) также были усреднены для получения итогового значения. Результаты проведенной оценки и расчеты интегрального показателя «Севавтоэлектроавторанс», и его основных конкурентов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка и расчет интегрального показателя «Севэлектроавтотранс», и его основных конкурентов
Группа факторов | Показатель конкурентоспособности | Вес оценки, % | Оценка в баллах АТП | Оценка, % от лидера | |||||
ГУПС «Севэлектроавтотранс» | ООО «Федчишен» | ООО «Евротранс» | ООО «Зенит-Автотранс» | ||||||
Сервис | Техническая оснащенность парка | 20,00 | 7,78 | 5,01 | 3,87 | 7,02 | 100,00 | ||
Количество ПС | 13,00 | 9,44 | 6,67 | 5,52 | 5,78 | 100,00 | |||
Сервисное обслуживание ПС | 10,00 | 6,97 | 5,05 | 5,06 | 7,05 | 98,87 | |||
Профессионализм кадров | 18,00 | 8,02 | 4,58 | 6,22 | 5,01 | 100,00 | |||
Инфраструктура | Удобное месторасположение | 8,00 | 10,00 | 9,00 | 6,00 | 5,00 | 100,00 | ||
Наличие Депо/Парка | 5,00 | 10,00 | 6,67 | 7,02 | 5,55 | 100,00 | |||
Маркетинг | Качество обслуживания | 10,00 | 7,76 | 4,03 | 8,84 | 6,88 | 87,78 | ||
Ассортимент услуг | 6,00 | 10,00 | 7,00 | 7,00 | 7,00 | 100,00 | |||
Имидж предприятия | 4,00 | 8,85 | 4,45 | 6,62 | 5,57 | 100,00 | |||
PR-деятельность | 6,00 | 5,22 | 5,00 | 3,35 | 4,47 | 100,00 | |||
Общий показатель (Кр) | 100,00 | 8,40 | 5,75 | 5,95 | 5,93 | 100,00 | |||
Результаты оценки конкурентоспособности ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» по интегральному показателю (Кр = 8,40) показали, что предприятие является лидером на рынке пассажиро-транспортных услуг в городе Севастополе по отношению к своим конкурентам. Несмотря на наивысший показатель, у предприятия имеются параметры, которые ниже, чем у конкурентов. Поэтому следует:
– во-первых, необходимо улучшить качество сервисного обслуживания подвижного состава, а для этого необходимо своевременно приобретать комплектующие для подвижного состава и расширять производственные мощности;
– во-вторых, необходимо улучшить качество предоставления услуги, то есть услуга должна быть предоставлена своевременно и в полном объеме, а также она должна соответствовать спросу на рынке пассажиро-транспортных услуг.
Таким образом, несмотря на то, что в нынешних условиях частных автотранспортных предприятий, занимающихся услугами пассажирских перевозок, становится все больше с каждым годом, государственный перевозчик имеет большую устойчивость к изменениям внутренней и внешней среды рынка пассажирских транспортных услуг, чем частные организации и обладает более сильными конкурентными преимуществами. Несмотря на это, руководству предприятия необходимо постоянно анализировать рынок услуг по пассажирским перевозкам в регионе, чтобы своевременно принимать меры по поддержанию высокого уровня конкурентоспособности.
Библиографический список
1. Абалонин С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – Москва: Академкнига, 2011. – 172 c.2. Аблаев А.Р. Выбор метода оценки конкурентоспособности предприятия// А.Р. Аблаев, Р.Р. Аблаев// Вiсник СевНТУ - 2012 - № 130. С. 3-7. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20145266 (дата обращения: 03.08.2020).
3. Аблаев Р.Р, Кокодей Т.А. Оценка факторов конкурентоспособности авторемонтного предприятия // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 14-21. DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-14-21
4. Аблаев Р.Р. Конкурентоспособность авторемонтного предприятия и специфика факторов ее оценки // Р.Р. Аблаев, А.М. Колесников, А.А. Макаров, Ю.И. Михайлов// Дискурс. 2018. -№ 3. - С. 71-79.
5. Бережной В.И. Управление конкурентоспособностью предприятия / В.И. Бережной, В.А. Фурсов, А.В. Березовская. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказ. гос. техн. ун-та, 2006. – 211 с.
6. Гавриков В.А., Залукаева Н. Ю. Факторы конкурентоспособности автотранспортного предприятия // Транспортное дело России. 2017. № 5. С. 54-56.
7. Ломаченко Т.И. Диагностика устойчивого развития автотранспортных предприятий / Т.И. Ломаченко, Т.А. Кокодей, Р.Р. Аблаев, А.М. Колесников // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2018. - № 4 (51). - С. 97-108. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37018054_36310555.pdf (дата обращения: 06.08.2020)
8. Официальный сайт ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sevtrol.ru. (дата обращения: 03.08.2020).
9. Официальный сайт перевозчиков города Севастополя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fotobus.msk.ru/location/2438. (дата обращения: 03.08.2020).