Индекс УДК 338.27
Дата публикации: 28.04.2018

Метод экспертных оценок для нахождения оптимальных точек локации

Степанов Ю.А., Бычков А.

Степанов Юрий Александрович, Бычков Александр

1. докт.техн.наук, профессор кафедры информатики и вычислительной техники Новокузнецкого института (филиала) «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
2. Бакалавр по направлению «Прикладная информатика» Новокузнецкого института (филиала) «Кемеровский государственный университет», г.Новокузнецк

Stepanov Yuri Alexandrovich, Bychkov Alexander

1. Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Informatics and Computer Science of the Novokuznetsk Institute (branch) “Kemerovo State University”, Novokuznetsk
2. Bachelor in “Applied Informatics” at the Novokuznetsk Institute (branch) “Kemerovo State University”, Novokuznetsk
Аннотация: Предложена методика нахождения для открытия магазина розничной торговли. Рассмотрена классическая задача двунаправленной оптимизации, которая предполагает использование метода ранжирования, основанный на расположении объектов ранжирования в порядке возрастания/убывания суммарного коэффициента значимости, полученный из сумм произведений ранговых оценок на весовые коэффициенты критериев оценки. Разобран пример определения выгодного расположение торговых точек на основе рейтинга опорных точек относительно друг от друга, методом экспертных оценок.

Abstract: A method for locating locations for the opening of a retail store is proposed. The classical problem of bidirectional optimization is considered, which assumes the use of a ranking method based on the arrangement of ranking objects in the order of increasing / decreasing the total significance coefficient, obtained from the sums of products of rank rankings by the weighting coefficients of the evaluation criteria. The example of determining the profitable location of outlets on the basis of the reference points relative to each other is analyzed, by the method of peer reviews
Ключевые слова: малый бизнес, точка локации, критерии оценки, метод экспертных оценок, метод ранжирования.

Keywords: small business, location point; criteria for evaluation, method of expert evaluations, method of ranking.


Сегодня малый бизнес в России можно назвать органической частью структуры экономики. Он увеличивает количество рабочих мест, устанавливает собственный ассортимент товара и ценовую политику и т.п. В процессе становления малого бизнеса перед предпринимателями встают множество проблем, одной из которых является неправильное расположение торговой точки [1]. И если у фирм, занимающихся поставками услуг, есть возможность организовывать работу через Интернет, то магазинам часто бывает нерентабельно организовывать доставку этой продукции на дом [2]. Особенно это актуально для розничной торговли, например, продуктами питания.

Место для размещения такого магазина необходимо выбирать с расчётом быстрого и удобного доступа клиентов к нему. Выбор такого места можно производить разными способами, но чаще всего выбирается эмпирическим способом. При решении поставленной задачи приходится отвечать на следующие вопросы: «Как охватить как можно больший объём людей?» и «Как потратить как можно меньше средств на обслуживание?». В дальнейшем выбор альтернатив производится с учётом максимизации первого фактора, т.е. количества потенциальных клиентов, и минимизации второго – размеров затрат на содержание. Таким образом, формулируется классическая задача двунаправленной оптимизации, которая предполагает для создания математической модели расчёта местоположения данной опорной точки использовать метод ранжирования. Этот метод основан на расположении объектов ранжирования в порядке возрастания/убывания суммарного коэффициента значимости, который образуется из сумм произведений ранговых оценок на весовые коэффициенты критериев оценки.

Метод ранжирования в такой конфигурации можно использовать для выбора места создания опорной точки практически любого типа предприятия. В данной статье рассмотрен вариант с розничными магазинами пищевой продукции. В качестве критериев оценки точек были выбраны несколько параметров.

  1. Количество людей, живущих в небольшом радиусе шаговой доступности (~400 м) – чем больше потенциальных клиентов, тем более выгодно размещать магазин.
  2. Количество транспортных маршрутов – чем больше транзитный поток, тем больше потенциальных клиентов.
  3. Количество организаций поблизости (~400 м) – люди, пришедшие по делам в один магазин, могут зайти в другой.
  4. Количество конкурентов – другие предприятия, занимающиеся продажей пищевых продуктов, забирают на себя возможных клиентов.
  5. Соотношение «стоимость аренды на квадратный метр» – насколько дорого обойдётся аренда одного квадратного метра данного помещения.

Данные параметры имеют кодификаторы от N1 до N5 соответственно. Критериев выбора оптимальной точки может быть множество в зависимости от предприятия. Такие критерии являются одними из основных и самых важных при выборе места размещения магазина [3].

Далее необходимо определить весовые коэффициенты приведенных критериев. Метод экспертных оценок предполагает, что будут созваны эксперты, каждый из которых ранжирует данные критерии в порядке убывания от самого значимого до наименее значимого, по их мнению [4].

Но перед использованием данного метода необходимо убедиться, что мнениям данных экспертов целесообразно доверять. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование взаимооценки экспертов и проверку согласованности мнений.

Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок.

Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходима доверительная обстановка и опыт совместной работы. Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации:

где S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения; n – число экспертов; m – число объектов экспертизы.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<W<1, причем 0 – полная несогласованность, 1 – полное единодушие. Для определения степени согласованности используется коэффициент конкордации Кендалла.

 

Таблица 1

Данные для оценки согласованности экспертов

Номер объекта экспертизыОценка экспертаСумма ранговОтклонение от среднегоКвадрат отклонения
1234
146441824
2332311-525
322127-981
4656522636
511316-10100
6545620416
777772812144

 

Теперь необходимо рассчитать среднеарифметическое число рангов:

Qср = (18+11+7+22+6+20+28)/7=16

Затем необходимо оценить сумму квадратов отклонений от среднего: S = 406. Теперь надо определить величину коэффициента конкордации:

W=(12*406)/(16*(343-7))=0.90625

Из полученного результата следует, что данный набор экспертов отличается высокой степенью согласованности. Результат оценки важности критериев показан в таблице 2.

Таблица 2

Расчёт весовых коэффициентов критериев

Эксперт 1Эксперт 2Эксперт 3Эксперт 4СуммаВес
N15545190.316
N23232100.166
N3112150.083
N44454170.283
N5231390.150

 

После расчёта весовых коэффициентов строится итоговая таблица. Для этого сначала надо составить таблицу выбора альтернатив (табл. 3). В качестве примера можно взять 4 случайные точки.

Таблица 3

Параметры выбираемых альтернатив

N1, челN2, штN3, штN4, штN5, руб/м2
Точка 143215104200
Точка 23702152150
Точка 33862561180
Точка 44121633170

 

В итоговой таблице (табл. 4) каждому из этих значений присваивается ранг в зависимости от порядка критериев, от приоритетности признака по возрастанию или по убыванию. Поле «Итого» показывает финальный рейтинг каждой из этих точек относительно друг друга. Он рассчитывается по формуле суммы произведений между весами и рангов критериев. По итогам данного примера видно, что целесообразно размещать магазины в точках 2 и 3.

Данный метод с незначительными модификациями, к примеру, изменения критериев, их количества и т.п., позволяет создать информационную систему поддержки принятия решений практически в любой области знаний.

Таблица 4

Итоговая таблица расчётов

ВесТочка 1Точка 2Точка 3Точка 4
N10,3164233
N20,1661342
N30,0834231
N40,2831342
N50,1501423
Итого12.1952.7453.2932.378

Таким образом, выгодное расположение опорных точек любого предприятия является одним из ключевых факторов успеха развития бизнеса на этом предприятии. Именно от успешного размещения торговых точек зависит сложность прочих решаемых проблем, не всегда связанных напрямую с местоположением, таких как необходимость и масштабы рекламных акций, уровень зарплаты работников и др.

Библиографический список

1. Пять проблем малого бизнеса, с которыми стоит разобраться немедленно /Forbes: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/353703-analiziruy-eto-pyat-problem-malogo-biznesa-s-kotorymi-stoit-razobratsya (дата обращения: 02.04.18)
2. Малый бизнес назвал четыре главные проблемы /РБК: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/ 560574bf9a7947d1198f6d29 (дата обращения: 02.04.18)
3. Как открыть магазин продуктов? /Свой бизнес: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svoy-business.com/nachalo-deyatelnosti/vidyi-biznesa/kak-otkryit-magazin-produktov.html (дата обращения: 02.04.18)
4. Методы экспертных оценок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/189626/ (дата обращения: 02.04.18)