Abstract: The article deals with the problems of the event industry, which are associated with multitasking training of qualified specialists in this area of socio-cultural service. The main necessary trends in the development of the system of training in this direction are shown.
Keywords: Event event, event industry, creative approach, target audience, corporate event.
Введение.
Говоря о ситуации, которая сложилась сегодня в сфере организации ивент-мероприятий, следует отметить, что дней в году гораздо меньше, чем событий, которые могут отмечаться тем или иным способом как праздник.
В настоящее время ивент-сервис имеет постоянный социальный заказ на подготовку и проведение самых разных событийных мероприятий. Это могут быть:
- детские мероприятия;
- художественно-игровые и информационно-развлекательные программы для подростков;
- разнообразные праздники для молодежной аудитории;
- развивающееся активными темпами направление развлекательных мероприятий для людей возраста «за пятьдесят»;
- праздники профессиональной направленности;
- народные гуляния и юбилейные праздники территорий разного статуса;
- гражданско-личностные праздники и обряды;
- массовые эстрадные представления;
- спортивные праздничные мероприятия;
- рекламное шоу и др.
А перспективой данной сферы услуг являются спектакли света, звука, пластики, включающие лазерные, светодиодные, современные стейч-технологии, которые уже идут на смену традиционным формам массовых событийных мероприятий [1].
Приходит такое разнообразие праздничных действий, что сегодня можно говорить о давлении ивент-культуры. Но при этом обращает на себя внимание крайняя нехватка профессионалов, которые на высоком уровне смогли бы возглавить и направить в правильное русло этот поток удовольствий.
Объекты и методы исследования.
Сегодня на рынке праздничной индустрии огромное количество фирм, коммерческих организаций, которые заполонили ту пустоту, которая возникла в результате бурного развития сферы развлечений. Они оказывают услуги в сфере всех видов событийных мероприятий, обслуживают и частных клиентов, и организации любого уровня. Но, к сожалению, происходит это, зачастую, не очень качественно и не достаточно профессионально.
По данным экспертов, только официально зарегистрированных объединений, которые сегодня проводят праздники в столице нашей Родины более 2-х тысяч.
Но при таком количестве организаций проводятся все эти праздничные события, в большинстве своем как выступление трех артистов и салют. Естественно, что территории за пределами Москвы также не отличаются изысками в данном направлении. И это действительно вызывает тревогу [2].
В мире каждые три-четыре года в праздничной индустрии идет обновление эстетики, сценографии, технической оснащенности. Сегодня, в данном направлении сервиса чтобы отвечать требованиям настоящего момента, просто жизненно необходимо быть мобильным и современным.
В современных условиях развития событийной индустрии государство заинтересованно вкладывать деньги в подготовку достойных специалистов в части проведения ивент-мероприятий, а не поручать это направление всякого рода малоквалифицированным желающим быстро заработать.
Как никогда сегодня общество заинтересовано в профессиональных кадрах, специалистах своего дела, образованных, с творческим мышлением и продуктивной фантазией, обладающих необходимыми навыками организатора массового событийного мероприятия.
В настоящее время праздник это не только радость, отдых, досуг и развлечение, но и бизнес, дело, которому должны служить преданные ему люди.
По мнению экспертов, сегодня выявляются проблемы в ивент-индустрии, на которые следует особо обратить внимание:
- праздник в наши дни превратился в зрелище, поскольку на мероприятиях народ стоит и смотрит, тогда как должен гулять и действовать, а не пассивно созерцать. Режиссура массовых мероприятий сводится сегодня к зрелищу, а не празднику;
- в России появляется все больше иностранных праздников. Однако, бездумное увлечение всем западным оказывает огромное воздействие не только на подрастающее поколение, но и на национальную праздничную культуру. Решить эту дилемму может только специалист подготовленный, специально обученный, владеющий всеми современными технологиями, и ни в коем случае не отстающий от западных веяний [3].
Вникая в систему организации событийных мероприятий, приходит понимание явной итерации событийных мероприятий, понимание того, что праздничное производство уже многократно тиражировано и, как следствие повторяемо. Должна быть решена одна и та же задача – создание праздника, а подход должен быть совершенно разный, сугубо индивидуальный. И с каждым годом увеличиваются объемы выделяемых на это средств из-за постоянно возрастающей индивидуальности и яркости события.
И здесь организатору, режиссеру праздничного действа поможет так называемый креативно-концептуальный подход к организации мероприятия. Именно в креативном подходе организации праздничного мероприятия и проявляется его неповторимость [4].
При этом необходимо учитывать самые разные аспекты:
- система организации материала в сценарии, сам прием ведения мероприятия, способ идейно-художественного воздействия на аудиторию;
- создание определенной художественной образности представления;
- уместное использование современных технологий, технических средств воздействия на каналы восприятия аудитории.
Креативный подход к подготовке сценария событийного мероприятия – должен являться основой современных сценарных технологий всех ивентов. Следовательно, наш специалист по праздникам должен обязательно иметь ярко выраженные креативные способности.
Естественно, что помимо финансовой стороны события, необходимо принять во внимание, в первую очередь, формат мероприятия. Создателям праздника должны учитывать не только повод, по которому он организуется, но и то, кто будет на нем присутствовать. В зависимости от аудитории меняется и сама суть мероприятия. Критерии могут быть разными: возраст аудитории, образ жизни, социальный статус, сфера интересов, национальные и личностные особенности [5].
Целевая аудитория праздника – это разные люди, со своими проблемами, желаниями, финансовыми возможностями. И мероприятие должно быть интересно этой конкретной аудитории. Необходимо вначале изучить эту аудиторию, а затем делать программу. Значит, организатор, помимо владения праксиологией, в том числе, должен быть еще и психологом.
Музыкальное оформление мероприятия сегодня играет огромную роль. XXI век — это век интеграции. Метод совместного использования света, цвета и музыки заставляет одновременно включаться зрительным и слуховым ощущениям, оказывает воздействие на психику и душевное состояние человека, побуждает его к тем или иным действиям. Следовательно, музыкальные способности и знания организатору праздника необходимы как воздух [6].
Оформительскому искусству сегодня в деле организации праздников придается большее значение. В зависимости от формата мероприятия, от его статуса – это и оформление улиц, народных празднеств, помещений для свадеб, юбилеев и т.д. Сегодня особо востребована креативная флористика, а также флористический дизайн. Ценится новизна и динамичность самого разного оформления мероприятия любого уровня. Художественная жилка у организатора мероприятия тоже обязательно должна быть.
Аромат праздника — сегодня мы говорим уже и об этом: воздействие на эмоциональное состояние человека с помощью эфирных масел и просто ароматов естественного и искусственного происхождения. Аромат, как и привлекательный интерьер, и хорошая музыка, так же является инструментом праздничной индустрии. Владение технологией управления запахами, а главное – желание сделать событие более насыщенным, интересным, запоминающимся дает новое огромное конкурентное преимущество в деле хорошего ивента.
А о световом воздействии на потребителя данной услуги следует говорить особо. Чтобы подчеркнуть кульминацию торжества, придать событию эпохальность, начать или завершить праздник в современном мире все чаще используют завораживающее огненно-световое зрелище. Фейерверочное представление, несомненно, окажется одним из самых запоминающихся моментов праздничного события. Сегодня можно синхронизировать фейерверк с музыкальным оформлением [7].
Используются возможности всех органов чувств человека, задействуются все возможные каналы восприятия праздничного действа. Следовательно, и знания анатомии и физиологии человека не помешают организатору ивента.
В наше время техника играет особую роль в оформлении праздничных мероприятий. Все чаще применяется аудио-визуальные методы воздействия на зрителей, фотографии и фотомонтажи, светотехнические конструкции, композиции из воздушных шаров, лазерные шоу.
Не редкими в наше время стали также виртуальные декорации – панорамные мультиэкраные проекции виртуальных миров, своего рода интерактивное шоу, в котором экран становится псевдореальностью с путешествующим в ней человеком (под водой, в космосе, в прошлом, в будущем времени и т.д.).
Компьютерное моделирование в трехмерном пространстве создает атмосферу средневекового замка, либо английского клуба, закат на океанском пляже, уютную обстановку шикарного дома. Значит наш идеальный организатор праздника – компьюторщик, инженер, технарь с большой буквы [8].
Сегодня уже редкостью становятся организации, руководство которых не проводило бы корпоративные праздники для собственных сотрудников. В современном бизнесе корпоративы давно считаются обязательным элементом внутренней культуры. Корпоративные праздники сближают сотрудников, открывают в них новые таланты, задают коллективу творческую энергию и т.д. В проведении корпоративных праздников есть своя специфика, и этому специалисту, организатору праздничных действ тоже необходимо учиться [9].
Сегодня существует спрос на организацию необычных мероприятий и событий. Большое будущее у праздников эксклюзивного направления.
К числу самых ярких праздничных мероприятий относятся фестивали самодеятельного художественного творчества, праздники народного творчества (фольклорные праздники и фестивали). Особого внимания заслуживают жанровые праздники: праздники песни, инструментальной музыки, танца; праздники частушек и др.
В условиях современной действительности новым содержанием наполняются семейные праздники, связанные с важными событиями в личной жизни человека: свадьбы, юбилейные даты и другие события, важные для всех членов семьи. День Победы, День города, Новый год, День Матери, День смеха – стали праздниками традиционными и отмечаются повсеместно и всеми [10].
Это — для организатора праздника — знания истории, социологии, культурологии…
В последние годы в крупных и небольших городах России большое внимание уделяется семейным центрам развлечений при различных торговых центрах. В свободное от работы время горожане целыми семьями приезжают в такие центры и зачастую готовы провести там целый день: сделать покупки, отдохнуть, развлечься, устроить маленький семейный праздник. Выходят на сцену и активно требуются детские аниматоры. И, как следствие, педагогика — наука необходимая специалисту по праздникам.
С одной стороны, развлечения и событийные мероприятия в торговых центрах обеспечивают стимулирование торговли. А с другой стороны, активно работающие торговые точки привлекают толпы на событийные мероприятия рекламного характера, тем самым активизируя новый поток покупателей по итогам рекламных ивентов. Сегодня все больше понятен потенциал жизнеспособности центров развлечений внутри любых структур не развлекательного типа. Нельзя забывать, что сегодня любой ивент несет, прежде всего, коммерческую нагрузку, решает те или иные экономические проблемы. Значит, специалист по организации праздничных мероприятий, самое главное, экономист [11].
Разносторонность знаний специалиста по организации праздников очень велика. Конечно, крупные ивент-организации должны иметь узких специалистов разного профиля. Однако профессия «инженер праздника» сегодня становится все более востребованной.
Заключение.
Современный массовый праздник – это, прежде всего, способ снятия напряжения, дефицита общения. Но это еще и организация свободного времени с пользой для человека, когда отдыхая, развлекаясь, он познает что-то новое, получает дополнительные знания, адаптируется в социокультурную среду, приобщает подрастающее поколение к новым традициям.
Современные технологии (сценарные, музыкальные, режиссерские, информационные и т.д.) сегодня в распоряжении специалистов праздничной культуры. Остается за малым – профессионально владеть этими знаниями, умениями и навыками и адекватно применять их в практической деятельности.
За всем перечисленным великолепием и многообразием потенциала ивент-индустрии стоит серьезная проблема подготовки многопрофильных супер-специалистов данной, огромными темпами развивающейся, индустрии праздника.
Библиографический список
1. Дудкина О.В. Релевантность событийных мероприятий в развитии туристской привлекательности территории // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 16-20.2. Дудкина О.В. Компетентностный подход в менеджменте человеческих ресурсов в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. «Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг» Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 57-60.
3. Грекова Г.А. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования // В сборнике: Современная система интерактивного обучения в условиях модернизации высшего образования. Материалы научно-методической конференции. 2015. С. 9-22.
4. Донцова М.Е., Дудкина О.В. Особенности организации событийных мероприятий патриотического характера в молодежной среде // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 129-137.
5. Грекова Г.А., Дудкина О.В. Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях // Экономические исследования и разработки. 2017. № 4. С. 134-146.
6. Дудкина О.В., Палецкий Д.В. О применении опыта брендирования российских городов для Ростова-на-Дону // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 165-171.
7. Дудкина О.В. О выборе восприятия внешней среды для предприятия сервиса // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы II Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2016. С. 175-177.
8. Гунько Д.И., Дудкина О.В. Теоретическая модель организации современного специального мероприятия в сервисной деятельности // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 120-128.
9. Дудкина О.В. Ориентиры HR-службы в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. «Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг» Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 60-63.
10. Котова Д.А., Дудкина О.В. Организация и результативность тематических событийных мероприятий // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 138-144..
11. Дудкина О.В. Апперцепция и индивидуальность в проведении мероприятий по брендированию территории города Ростова-на-Дону // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 155-160.