Индекс УДК 659.1
Дата публикации: 31.10.2022

Тенденции и перспективы развития рынка рекламных услуг в Российской Федерации

Trends and prospects for the development of the advertising services market in the Russian Federation

Крюкова А.Д.
Младший научный сотрудник, преподаватель
Вятский государственный университет
Россия, г. Киров

Kryukova A.D.
Junior Research Fellow, Lecturer
Vyatka State University
Russia, Kirov
Аннотация: Современная экономика не представляется без рынка рекламы. В исследовании обозначены функции рекламного рынка в современной экономике, отмечена их важность для участников рынка и потребителя. Проанализирован объем рынка рекламы в стоимостном выражении за 2015–2021 гг. с цепными темпами прироста, сделаны выводы и дана оценка перспективам развития, а также обозначены темы для дальнейших исследований.

Abstract: The modern economy cannot be imagined without an advertising market. The study identifies the functions of the advertising market in the modern economy, their importance for market participants and consumers is noted. The volume of the advertising market in value terms for 2015-2021 with a chain growth rate is analyzed, conclusions are drawn and development prospects are assessed, and topics for further research are identified.
Ключевые слова: рынок рекламы, тенденции развития, перспективы, рынок рекламных услуг, объем рекламы.

Keywords: advertising market, development trends, prospects, advertising services market, advertising volume.


Рынок рекламы выполняет множество функций – интегрирует, информирует, стимулирует, задает социокультурные тенденции. Российский рынок является частью мировой индустрии рекламы, именно поэтому он подвержен влиянию мировых трендов.

Рассматривая рынок рекламы как сектор экономики, можно сказать, что он выполняет значимые функции, от объединения интересов экономических субъектов до выравнивания дисбаланса между спросом и предложением. Рекламный рынок информирует участников рынка о состоянии конкурентной среды и создает условия для развития участников рынка, а социокультурной функцией выступает формирование предпочтений и потребительского поведения.

Анализ российского рынка рекламы является актуальной темой для исследования, так как имеет значение и для участников рынка и для субъектов, которые принимают решения, влияющие на его развитие.

В современной экономике всё большее внимание акцентируется на цифровизации экономики, что, безусловно, влияет на рекламный рынок.  Рекламная сфера следует тенденциям, меняется вслед за современной рыночной реальностью и показывает качественные изменения и активность по всем направлениям: от бизнес-задач копаний до качественных преобразований в собственной индустрии [3, с. 105-112].

Степень проработанности данной темы высокая, в публикации последних лет, авторами которой являются Фейлинг Т.Б. и Каткова Т.В. [4, с. 146-149], рассмотрены основные факторы, которые влияют на нестабильность и отрицательную динамику рынка рекламы, но, тем не менее, ведущие к перестройке индустрии и развитию собственного образа российской рекламы.

Проводя анализ состояния рынка рекламы в Российской Федерации, будем соблюдать принцип комплексности, используя наиболее значимые источники данных — организаций, специализирующихся на исследовании рекламной индустрии: Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) [6].

Для достижения целей исследования российскому рынку рекламы будет дана оценка на основании ключевого показателя – объема рынка (в стоимостном выражении).

Важно отметить тесную связь российского рынка рекламы с мировой рекламной индустрией, в первую очередь по причине осуществления маркетинговых и рекламных интеграций иностранных компаний-рекламодателей. Оценка будет даваться по состоянию на конец 2021 года, на основании имеющихся доступных данных. На основании данных этих лет будет возможность оценить влияние пандемии COVID-19 на рынок рекламных услуг, но влияние текущей политической ситуации с беспрецедентным санкционным давлением на российскую экономику, которое отразится и на рынке рекламы, достоверно оценить сейчас невозможно, и это может стать важной темой для дальнейших исследований.

Далее обратимся к количественным параметрам, характеризующим состояние, тенденции и структуру российского рынка рекламы в последние семь лет на Рисунке 1 и в Таблице 1 [5, 6] .

Таблица 1

 Объем рынка рекламы в России с цепными темпами прироста 2015–2021 гг.

2015201620172018201920202021
Объем рынка, млрд. руб.326364417469494473578
Прирост, %+11,65+14,56+12,47+5,33-4,2+22,19

Рисунок 1 – Показатели объемов российского рынка рекламы, 2015–2021 гг.

Данные округлены, но исходя из представленных данных видно, что 2020 год оказался для рынка рекламы даже не стагнационным, а имел отрицательный прирост, однако это не может говорить о тенденции, т.к. 2020 год стал специфическим не только для России, но и для всего мира, в связи с кризисом, вызванным пандемией COVID-19. В большей мере кризис повлиял на те сегменты рекламного рынка, которые представляют собой традиционные методы маркетинга (стационарны конструкции Out Of Home, outdoor-реклама и пр.), такое падение спроса на традиционную рекламу не смог нивелировать даже резко возросший спрос на интернет-рекламу [1].

Из данных таблицы видно, что объем рекламы в 2021 году свыше 578 млрд руб., прирост составил 22,19%. По уточнению экспертов АКАР, это самый большой объем рынка за всю историю страны и наивысшая динамика рынка с 2008 года [5].

Важно обратить внимание на факт того, что рынок вырос не только к кризисному 2020 году, но и к докризисному 2019 году. Прирост в 2021 году по отношению к 2019 положительный и составляет 17%.

На основании текущего анализа объемов рынка рекламы можно сделать вывод, что в 2021 году рынок рекламы смог не только восстановиться после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, но и достичь наивысших показателей за последние 14 лет, что, безусловно, трактуется положительно. В этой связи будет очень важно проанализировать рынок рекламы в Российской Федерации по результатам 2022 года, изучив влияние санкций.

Библиографический список

1. Голубцов Павел Сергеевич, Фомин Александр Анатольевич Рынок интернет рекламы в России // Столыпинский вестник. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-internet-reklamy-v-rossii-1 (дата обращения: 11.10.2022).
2. Горохова Полина Андреевна Российский рынок рекламы: состояние, структура, тенденции и перспективы развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-reklamy-sostoyanie-struktura-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 11.10.2022).
3. Фейлинг Т.Б. Разработка моделей продвижения продуктов на потребительских рынках / Т.Б. Фейлинг // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал / Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. – СПб., 2020. – № 2. – 154 с. (С.105-112)
4. Фейлинг Т.Б., Каткова Т.В. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ РЕКЛАМЫ: ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ // МНИЖ. 2022. №6-5 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-sovremennoy-industrii-reklamy-innovatsii-perspektivy-problemy (дата обращения: 11.10.2022)
5. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2021 году URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id10015 (дата обращения 11.10.2022)
6. Объем российского рекламного рынка в 2001-2020 гг. URL: https://www.akarussia.ru/vol_1 (дата обращения: 11.10.2022)