Индекс УДК 33.331
Дата публикации: 27.04.2020

Особенности организации гостиничного бизнеса в России

Features of the organization of the hotel business in Russia

Дудкина О.В.,
Сафронова В.В.
1. кандидат социологических наук, доцент
доцент кафедры «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской Государственный Технический Университет
2. старший преподаватель
кафедры «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской Государственный Технический Университет

Dudkina O. V.,
Safronova V.V.
1. candidate of social Sciences, associate Professor
associate Professor of the Department " Service, tourism and hospitality industry»
Don State Technical University
2. Senior Lecturer
Department "Service, Tourism and Hospitality Industry"
Don State Technical University

Аннотация: Рассматриваются специфика, риски и последовательность действий при организации гостиничного бизнеса. Показано, что из-за повышенной конкуренции в сфере гостиничного бизнеса, предпринимателям необходимо прибегать к различным маркетинговым и управленческим решениям, использовать разнообразные акции, чтобы привлекать и удерживать клиентов. Рассмотрены различные модели организации гостиничного бизнеса, показано какие задачи ставят перед собой современные отели.

Abstract: The specifics, risks and sequence of actions in the organization of the hotel business are considered. It is shown that due to increased competition in the hospitality industry, entrepreneurs need to resort to various marketing and management decisions, use a variety of promotions to attract and retain customers. Various models of organizing the hotel business are examined, and what tasks modern hotels set themselves are shown.
Ключевые слова: Бизнес-процессы, тенденции, гостеприимство, коммерция, эффективность, качество услуг.

Keywords: business processes, trends, hospitality, commerce, efficiency, quality of services.


Сегодня гостиничный бизнес в России быстро развивается и приносит существенную прибыль своим владельцам. При этом развитие отельного дела не останавливают даже возможные риски. Предпринимательская деятельность хорошо сказывается также на пополнении государственного бюджета. Однако из-за повышенной конкуренции предпринимателям нужно прибегать к различным мерам, использовать разнообразные акции, чтобы удерживать клиентов [1]. Система гостиниц подразумевает гостеприимство и развитие традиций, которые давно сложились в стране. Ради привлечения людей необходимо проделать серьезную работу. При этом возникает закономерный вопрос, какие основные перспективы развития гостиничного дела, особенности и чего ждать предпринимателям?

Если сфера деятельности носит международный характер, то, по мнению экспертов, развитие данного бизнеса имеет большой потенциал. Когда управляющие начнут сотрудничать с другими странами, использовать основные современные тенденции, ставить новые задачи, то бизнес начнет развиваться интенсивней и приносить большую прибыль. Если говорить о России, то здесь существуют гостиницы различного уровня. Но этот бизнес на территории нашей страны еще не до конца сформирован. Отели двух или трех звезд не всегда могут принять людей с малым доходом. Однако это не мешает отечественным бизнесменам начать выходить на международный уровень. Закон не только дает ответ на вопрос, как организовать гостиничный бизнес, но также направлен развивать предпринимательство.

В каждом деле существуют особенности и риски, которые мешают его развитию. Не всегда можно сразу выявить от чего они появляются [2].

К числу основных проблем гостиничного дела сегодня можно отнести следующие три.

Во-первых – сезонность.

Сезон отдыха серьезно влияет на прибыль многих отелей. Чем больше людей, тем больше деятельность гостиницы. И наоборот, чем меньше деятельность, тем меньше дохода. Окупаемость напрямую зависит от размера прибыли. Анализируя международный опыт можно прийти к выводу, что людей необходимо привлекать яркой рекламой, развлечениями. Касается гостиниц, которые расположены в горах, на морях.

Во-вторых – сервис.

Для каждого клиента гостиница служит временным домом. Персонал должен убирать комнаты, обслуживать клиентов, охранять здание. Здесь существуют требования, которые необходимо выполнять. Если персонал забывает правила, то появляются отзывы о плохом сервисе [3]. Подобная деятельность требует серьезного подхода к бизнесу.

В-третьих – программное обеспечение и работоспособность компьютерной сети. Сбой  работы компьютерного оборудования создает серьезные проблемы, при том, что, как правило, система содержит данные о бронировании номеров, клиентах. Чтобы избежать подобных недоразумений, следует периодически проводить ревизию компьютерного оборудования и дееспособность сети. Полноценная предпринимательская деятельность невозможна без работоспособной компьютерной системы. Проблемы необходимо решать сразу, чтобы отель не утратил свою репутацию, рейтинг. Иначе существуют риски потери клиентов, такое предпринимательство понесет серьезные убытки.

Если предприниматель выбрал гостиничный бизнес в качестве основного дела, то ему нужно знать все этапы организации. Необходимо понимать цели бизнеса и ставить конкретные задачи. Следует помнить: любое собственное дело имеет риски. Вопрос о том, как организовать вышеуказанный бизнес с минимальными рисками.

Подход к организации данного процесса можно разбить на пять блоков.

Перед тем как открыть гостиницу необходимо выбрать организационно-правовую форму предприятия. Коммерческую деятельность следует осуществлять легально. Незаконная предпринимательская деятельность пресекается государством [4]. Контролирующие органы могут привлечь нарушителя к налоговой ответственности.

Затем нужно начать оформлять документы, пройти регистрацию в налоговом органе. Этого требует закон. Далее – выбрать систему налогообложения. При открытии гостиницы допускается использование УСН. Она позволит снизить налоговую нагрузку. Если прибыль гостиницы превысит допустимые лимиты, тогда налогоплательщику придется перейти на другой налоговый режим. Налогообложение является одним из ключевых факторов при открытии любого бизнеса. Вопрос налогообложения регулирует соответствующий закон.

Позже следует начать подбирать и/или обустраивать помещение. Чтобы открыть мини-отель можно выкупить небольшое здание и сделать его перепланировку. Полученная прибыль быстро окупит все затраты. Для открытия большой гостиницы можно взять помещение в аренду на долгий срок. При обустройстве желательно воспользоваться услугами профессиональных дизайнеров. Они помогут воплотить задумки владельца гостиницы, учтут местные особенности. Однако не стоит забывать, что закон запрещает использование жилых помещений.

При необходимости можно привлечь в дело инвестиции. Инвесторы смогут получать хорошую прибыль. Выгодно делать вложение средств в учреждения, которые расположены на курортах. Если отель будет заполнен весь туристский сезон, то инвесторы получат больше денег [5]. Следовательно, инвестиции в дело окупятся в короткие сроки.

Следующим этапом является подбор персонала. Любая, даже небольшая, гостиница должна иметь следующий минимальный набор персонала:

  • администратор;
  • персона со знанием иностранного языка;
  • горничная;
  • технический персонал;
  • охрана;
  • бухгалтер (отдел);
  • специалист (отдел) по бронированию номеров;
  • другие сотрудники (в зависимости от величины, профиля гостиницы).

Подбор персонала зависит от того, какая именно будет гостиница. Также необходимо провести маркетинговые исследования, вычислить возможные риски.

Чтобы привлечь посетителей в гостиницу необходимо провести рекламную кампанию. Для этого можно использовать газеты, журналы и интернет-ресурсы. Также желательно заключить договоры с турфирмами. Это позволит заполнить отель посетителями на весь туристский сезон, при этом хорошая прибыль не заставит себя ждать.

Как видно рентабельность бизнеса зависит от разных факторов.

Начинающих предпринимателей интересует, какие существуют модели организации гостиничного бизнеса, а также какие задачи устанавливают перед собой отели.

Существует несколько разновидностей моделей. Так, например, модель Ритца – в гостиницах присутствуют европейские традиции, изысканный стиль. Модель Кемонса Уильсона – отели отличаются высоким уровнем обслуживания клиентов, единым стилем. Половина домов отдыха мира придерживается этой модели.

Есть три вида организации гостиничного бизнеса. Первый – объединяются учреждения различных классов. Второй – гостиницы, отвечающие определенным требованиям. Третий – отели объединены по принципу франчайзинга.

То, как открыть отель, с чего начать и какие задачи нужно ставить, можно также рассмотреть на примере мини гостиницы или гостевого дома. Мини учреждения хорошо подходят для семейного бизнеса. Много людей предпочитает селиться в такие отели, где можно чувствовать себя как дома. Однако как открыть мини-гостиницу правильно знают немногие.

Некоторые предприниматели забывают, что закон запрещает открывать гостиницу в жилом помещении.

Большинство мини-отелей располагаются на различных курортах. Деятельность гостиницы будет зависеть от района размещения, чем популярней туристический уголок, тем лучше [6]. Владелец может заключить договор с турфирмами. Соглашение позволит принимать клиентов весь туристический сезон. Оформление документов, реконструкция помещения может занять 2-3 месяца. Желательно создать уютную обстановку, выделить комнату под развлечения, открыть бар, организовать бильярд, настольные игры. Затем можно принимать первых клиентов.

Гостевой дом. В современном мире люди часто лишены возможности отдохнуть на природе. Поэтому каждый хочет иметь уютный загородный дом, где можно расслабиться. На рентабельность такого заведения влияют разные факторы, поэтому необходимо все просчитать. Сначала нужно выбрать место под будущее строение. Если помещение будет арендованное, то можно начать заниматься оформлением документов и подбором персонала. Одним из часто встречающихся развлечений в гостевом доме является бильярд. После завершения подготовительных работ, можно приступать к открытию заведения.

Зачастую требования владельцев отелей к удобному размещению людей намного выше, чем у самих гостей.

Так как гостиница иногда бывает местом работы для занятого клиента,  отели начинают предлагать:

  • аудитории под проведение конференций;
  • помощь в организации работы с партнерами;
  • организацию нужного мероприятия.

Идеи гостиничного предпринимательства бывают разные. Создают удобные залы для отдыха, бары, вестибюли, в которых можно организовывать мероприятия, встречи. Для подобных отелей обычно выбирают место расположения возле дорог, чтобы удобней было добираться.

Следуя современным тенденциям, необходимо учитывать, что многие люди ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом [7]. Поэтому в отелях можно создавать бассейны, спортзалы, СПА-центры. Плюсы – идея приносит хорошую прибыль. Минусы – высокие риски  в связи со значительными затратами. Владельцы отелей часто нанимают спортивных инструкторов, которые знаю свое дело, помогают людям поддерживать спортивную форму вдали от дома.

Стоит напомнить, что ресторанное дело и гостиничное предпринимательство тесно связаны между собой. Следовательно, нужно позаботиться об организации кухни, которая будет соответствовать вкусам посетителей.

При расселении гостей необходимо учитывать их национальность и подбирать максимально комфортные комнаты. Однако в бизнесе присутствуют риски, что клиент не одобрит выбранный вами номер. Поэтому необходимо оставлять возможность поиска компромиссного варианта при подборе номера для особых клиентов.

Одно из современных нововведений – бутик-отель. Такие гостиницы, как правило, предлагают много эксклюзивных идей. К примеру, номер можно найти с помощью надписи на нем, а не по цифрам. Мебель группируют по цветам. К каждому номеру прикреплен персонал, который работает исключительно для посетителей номера.

Также стоит напомнить, что при существующей тенденции развития туризма владельцы гостиниц все чаще стали подписывать договоры с туристскими фирмами. Турфирма помогает заполнять отель клиентами на весь сезон. Гостиница в ответ предлагает гражданам развлечения, включая разнообразные туристские маршруты от конкретной турфирмы.

Существуют многообразные современные тенденции отельного бизнеса. За оригинальность отели получают особую прибыль. Если отель простой, то существуют риски снизить рейтинг с последующей потерей клиентов и прибыли [8]. Инновации в деле, современные тенденции играют значительную роль в развитии гостиничного бизнеса. Как видно, организация этого бизнеса довольно сложный и трудоемкий процесс. Деятельность имеет определенные проблемы и риски. Однако даже если начинать бизнес с нуля, при четком планировании процесса окупаемость дела не заставит себя ждать.

Библиографический список

1. Минасян Л.А., Бородай В.А. Социально-психологическая доминанта в управлении изменениями сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 6 (100). С. 12.
2. Петренко А.С., Провоторина В.В., Экиниль Г.Е. Сервисные технологии в деятельности гостиничного предприятия: учебное пособие. –
Ростов-на-Дону, ДГТУ-Принт, 2020. – 189 с.
3. Греков А.А., Грекова Г.А. Педагогическая миссия классических университетов России. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. №2. С.233-236.
4. Шевченко Е.М. Характеристика рынка туристских услуг Ростовской области: современное состояние и направления развития // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика.2017. № 5. С. 404-414.
5. Грекова Г.А. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования // В сборнике: Современная система интерактивного обучения в условиях модернизации высшего образования. Материалы научно-методической конференции. 2015. С. 9-22.
6. Кедрова И.В., Шевченко Е.М., Бородай В.А. Экстраполяция тенденций в маркетинге в условиях неопределенности и высокой скорости изменений // Экономические исследования и разработки. 2019. № 8. С. 8-13.
7. Грекова Г.А., Дудкина О.В. Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях // Экономические исследования и разработки. 2017. № 4. С. 134-146.
8. Осипова Ю.В., Шевченко Е.М., Бородай В.А. Альтернативный взгляд на технологию антикризисных услуг в сервисе // Экономические исследования и разработки. 2019. № 8. С. 112-116.