Abstract: Public policy plays a crucial role in stimulating the development of small and medium-sized businesses. Orientation to small business currently is the most important element of government economic strategy. This article discusses actual problems of state support of small and average business in Russia. In the country formed the main common in countries with developed market economy elements of the system of state support of small business. Additional grants, venture capital funds, business incubators and various state programs provide for effective small business development and overcome such challenges as lack of funding, severe administrative barriers, lack of access to public orders and promote new products on the market. Meanwhile, difficult economic conditions and existing problems of development of small business, revealed not the efficiency of state support measures. In this regard, further development and improvement of the system of state support of small entrepreneurship becomes necessary for the successful development of small entrepreneurship in the Russian Federation.
Keywords: small and medium business, state support, government policies, government programs, entrepreneurship, credit, subsidies, Economics, economic growth, Finance, public funds
На сегодняшний день малое предпринимательство играет особо важную роль в жизнедеятельности населения и государства в целом. Это неотъемлемая часть экономики страны, способствующая реализации талантов и способностей граждан. Это важное экономическое звено, которому присуща мобильность, гибкость и высокая эффективность, что очень важно в нынешних условиях нестабильности.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Регулирование и поддержка малого бизнеса заключается в стимулировании предпринимательской активности общества со стороны государства в соответствии с определенными целями и направлениями осуществления поддержки. Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства исходит из необходимости сочетания интересов государства и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны/
Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:
– создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
– устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
– расширение самозанятости населения;
– увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов [4].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач. Оно включает реализацию комплекса мер, направленных как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть 6 млн. чел. к 2020 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:
– сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20%;
– рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука – до 50%;
– рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний) [1].
Данные задачи предполагается достичь посредством:
– упрощения административных процедур и снижения связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
– устранения неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
– значительного сокращения количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотра технических норм и правил;
– совершенствования налогообложения малых предприятий;
– расширения доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
– обеспечения доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
– поддержки программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.
Использование обозначенных выше направлений развития малого предпринимательства должно способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики Российской Федерации, что приведет к достижению следующих целевых показателей к 2020 году:
– доля малого бизнеса в ВВП – 30%
– доля малого бизнеса в занятости – 30%
– доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80%
Согласно данным Министерства экономического развития РФ по состоянию на начало 2015 года, две из пяти российских компаний – малые. Каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% – строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств [10].
Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта [3]. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночного спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса – фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.
В настоящее время происходит снижение объема предоставления субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства бюджетам РФ и на начало 01.01.2015 г. составляет 19815042 рублей по сравнению с 01.01.2014г. – 20800000 рублей. [9]. Снижение объема субсидий субъектам РФ происходит в связи с окончанием реализации отдельных федеральных целевых программ, в том числе по проведению крупных международных спортивных мероприятий. Уже в текущем году в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2017 год ответственные исполнители и соисполнители государственных программ планируют конкретные предложения по консолидации субсидий.
В последние годы возрос интерес регионов и муниципальных образований к созданию бизнес-инкубаторов, как структур, специализирующихся на поддержке малого бизнеса, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации. (Таблица 1)
Таблица 1
Деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства
Год | Количество бизнес-инкубаторов, единиц | Общая площадь бизнес-инкубаторов, м2 | Количество субъектов малого предпринима тельства — резидентов бизнес-инкубатора единиц | Общее количество работников субъектов малого предпринима тельства -резидентов бизнес-инкубатора, человек |
2015 | 133 | 280922,1 | 2140 | 10624 |
Так же инкубаторы сотрудничают с государственными плановыми органами, отслеживая динамику роста предпринимательства в регионах, отлаживая механизм создания успешных предприятий, оценивая эффективность инструментов содействия и воздействия на развитие малого предпринимательства.
Т.о стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
Обобщая направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса, отметим следующее:
1.Модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
2.Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей.
3.Государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, развитие бизнес-инкубаторов, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.
В этой связи дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится необходимым для успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc12229385290372. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. — 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.reghelp.ru/podderjka_malogo_i_srednego_biznesa.shtml
3. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России. – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://zakupki-tendery.ru/articles/item/4-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego
4. Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участника рынков с монополистической конкуренцией. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 10 (264), — с. 95—101.
5. Разработаны дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. — 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/news/536028/
6. Крылова Д.В. Малое и среднее предпринимательство в России. Высшая школа экономики. – Москва 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hse.ru/
7. Н. Юсупова – Поддержка малого предпринимательства в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – №5 . – С. 87.
8. Малое и среднее предпринимательство в России 2014. Статистический сборник). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359
9. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2015 года [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/3249a21e-5185-42da-bd46-d226cc50048e/Mon_j_m.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=3249a21e-5185-42da-bd46-d226cc50048e