Индекс УДК 369.8
Дата публикации: 28.04.2018

Профессиональная реабилитация инвалидов как важнейшая часть государственной политики в области социальной защиты населения

Vocational rehabilitation of disabled persons as an important part of state policy in the field of social protection of the population

Фролкина Ирина Александровна, Пимкина Юлия Владимировна
1. преподаватель высшей квалификационной категории ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Республика Мордовия
2. студентка факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск, Республика Мордовия

Frolkina Irina Alexandrovna, Pimkina Yuliya Vladimirovna
1. teacher of the highest qualification category of the National Research Mordovian State University N.P. Ogaryova, Saransk, Republic of Mordovia
2. student of the faculty of pre-university training and secondary vocational education National Research Mordovian State University N.P. Ogaryova, Saransk, Republic of Mordovia
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам в области трудоустройства, проанализированы статистические данные по предоставлению рабочих мест инвалидам в Республике Мордовия на примере Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения Саранский».

Abstract: The article reveals the issues of rendering assistance to rehabilitation services for disabled people in the field of employment, analyzed statistical data on the provision of jobs to disabled people in the Republic of Mordovia «Employment Center of the population of the city of Saransk ».
Ключевые слова: реабилитационные услуги, инвалиды, социальная защита, трудоустройство, занятость, профессиональная реабилитация.

Keywords: rehabilitation services, disabled persons, social protection, employment, professional rehabilitation.


Ежегодно в Российской Федерации признаются инвалидами 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек – впервые. Это происходит, главным образом, из-за высокого уровня заболеваемости и травматизма населения, низкого качества медицинской помощи и услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, другими причинами. Растет количество инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Более 120 тысяч человек стали инвалидами в результате участия в боевых действиях.

Проблема реабилитации инвалидов остается одной из самых сложных, требующих от общества не только ее понимания, но и участия   в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация – это не только лечение и улучшение состояния здоровья граждан, но и процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.

Улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, как одной из самых уязвимых групп населения, является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким нарушением функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей людей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной зависимости и их интеграции в общество. Реализация мероприятий по реабилитации инвалидов возложена на государственную службу реабилитации инвалидов, которая представляет собой совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Целью реабилитации граждан в Российской Федерации является оздоровление больного (инвалида) и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики  перенесенной им травмы или болезни.

Дифференцированный подход к реабилитации инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей реализуется через программы реабилитации (ИПР) инвалидов – разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки,  порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и на выполнение инвалидом определенных видов деятельности. Разработка ИПР опирается на ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», на государственную службу МСЭ (медико-социальная экспертиза) [1]. Реабилитация должна осуществляться с момента возникновения болезни  или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность). Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее аспектов (комплексность). Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, то есть к  восстановлению всех социальных способностей инвалида. «Необходимо изменить общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, чтобы приспособить его к жизни общества» [2, c.76].

Важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является профессиональная реабилитация. Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является острой и актуальной. Создается дополнительная напряженность в обществе, растет количество «ненужных» людей. Поэтому в последнее время остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена  исключительно на профессиональную и социальную реабилитацию.

Проблема обеспечения нетрудоспособных лиц стоит перед любым обществом, на каком бы уровне экономического и культурного развития оно не находилось.

В Республике Мордовия работа по профессиональной реабилитации инвалидов, включающая в себя профессиональную ориентацию и рациональное трудоустройство, проводится в рамках Государственной программы «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 года №396.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

– установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов от 2 до 4%;

– резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (Постановление Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. №150);

– стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов (Указ Президента РФ от 25 марта 1993 г. №394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»);

– создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер;

– создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе и обучения предпринимательской деятельности;

– организации обучения инвалидов новым профессиям. Постановление Министерства труда РФ и Министерства образования и науки РФ от 13 января 2000 года №3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» устанавливает право инвалидов в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Профессиональное обучение инвалидов проводится по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает их возможность в поиске оплачиваемой работы. Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями [3].

При организации профессионального обучения инвалидам могут быть предложены варианты выбора профессии, специальности, пользующиеся спросом на рынке труда (с учетом их образования, опыта работы и состояния здоровья).

Ключевым нормативным актом, регулирующим порядок приема на работу инвалида, является Трудовой кодекс РФ. Ряд его статей регламентирует правила осуществления трудовой деятельности сотрудником, имеющим ограничения по здоровью, например:

– ограничение максимальной длительности рабочего времени (ст. 92, 94, 96 ТК РФ);

– ограничение по привлечению к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);

– ограничение по работе в выходные и праздники (ст. 113 ТК РФ);

– льготный характер предоставления оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы (ст.128 ТК РФ).

В Мордовии проживает 21678 инвалидов трудоспособного возраста. Из них работает 6217 человек. В 2017 году при содействии органов занятости населения трудоустроено 287 инвалидов, что ставило 7,5% от числа обратившихся за содействием в трудоустройстве. Участие в организации проведения оплачиваемых общественных работ приняли 92 инвалида. В мероприятии по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, приняло участие 82 инвалида. Собственное дело в рамках мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан оформили 5 инвалидов. Организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 12 безработных инвалидов. В целях совершенствования условий занятости инвалидов в 2016 году оказано содействие по трудоустройству с оснащением (дооснащением) рабочих мест 74 инвалидам, в том числе с созданием рабочих мест на дому.

На 1 января 2017 года в Мордовии работали более 6,5 тысячи инвалидов трудоспособного возраста (31% от их общей численности). В среднем по России этот показатель равен 25%. К 2020 году Минтруд ставит задачу регионам обеспечить не менее 50% трудоспособных инвалидов работой.

Для адресной работы с инвалидами в Республике Мордовия сформирован их персональный реестр – в нем около 15 тысяч неработающих граждан. В каждом центре занятости определены работники, ответственные за помощь инвалидам в поиске работы. В 2017 году для работодателей установлена квота по трудоустройству инвалидов – 3324 человека. На начало 2017 года в счет квоты уже работало 2360 граждан [4].

В целях эффективного содействия гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, ежемесячно формируется специализированный банк вакансий для трудоустройства инвалидов, который размещается в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (www.trudvsem.ru) и на официальном сайте Комитета (www.trudrm), а также направляется в общественные организации инвалидов республики.

Распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2017 года №893-р был утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, подготовленный Минтрудом России. Им предусмотрены меры, направленные на повышение эффективности квотирования рабочих мест для инвалидов, совершенствование системы учета инвалидов. Оптимизацию работы службы занятости [5].

Правительством Республики Мордовия было принято распоряжение от 3 марта 2017 года №131-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2018 годы».

На 1 января 2018 года доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составила 29,8%. Служба занятости населения Республики Мордовия продолжает проводить работу с инвалидами в целях выявления и дальнейшего изучения проблемы каждого гражданина, имеющего ограничения по здоровью и адресно оказать помощь при их трудоустройстве.

Таким образом, профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Для этого можно рекомендовать, например, следующее:

– внести в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу;

– установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя;

– развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения;

– ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов;

– предоставить предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы, как и для специализированных предприятий обществ инвалидов;

– создать благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд инвалидов, на региональном уровне.

Библиографический список

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон: [от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018)]. – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
2. Кавокин С. Н. Социальное управление процессом комплексной реабилитации инвалидов : автореф. дис. … доктора социологических наук / С. Н. Кавокин. – М. : Моск. гос. соц. ун-т, 2012. – 25 с.
3. Головина С. Ю. Трудовое право. Учебник для бакалавров /
С. Ю. Головина. – М. : Юрайт-Издат, 2012. – 379 с.
4. Официальный сайт Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия. – Режим доступа: http://minsoc.e-mordovia.ru/.
5. Подведомственные организации Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия. – Режим доступа: http://minsoc.e-mordovia.ru/.