Abstract: The purpose of the article is to reveal the scale and geography of outbound tourism in the Republic of Mordovia in the newest period (2014 - 2016), which is characterized by crisis phenomena. The volumes and directions of tourist trips are considered in comparison with the pre-crisis 2013.The reasons that have affected the scope and direction of trips of citizens of the republic to foreign countries.
Keywords: outbound tourism, foreign trips, travel geography, tourist flow, trend, dynamics, volume.
Выездной туризм в России с момента падения «железного занавеса» развивался достаточно быстрыми темпами и в целом по нарастающей как количественно, так и качественно: происходили сдвиги в структуре и географии зарубежных поездок [1]. В XXI в. снижение масштабов выездного потока российских туристов фиксировалось лишь в годы экономических кризисов – 2009 г. и 2014 – 2016 гг. [4; 5]. Аналогичная тенденция наблюдается и в Республике Мордовия.
В 2016 г. услугами турфирм Мордовии воспользовались 25066 туристов, которым было продано 9308 турпакетов [6]. В сравнении с 2013 г., когда было обслужено 29336 туристов и было продано 11990 турпакетов (снижение составило соответственно 14,6 % и 22,4 %), речь может идти о негативных тенденциях в развитии республиканского туризма, что, кстати, характерно и в целом для российского туризма. Одна из главных причин – девальвация национальной валюты, вследствие чего резко подорожали цены на турпутевки за границу [2].
Однако в сравнении с 2015 г. наблюдается другая тенденция: в 2016 г. было продано на 47 % турпакетов больше и было обслужено на 34,9 % человек больше, чем в 2015 г. [6]. Здесь отметим, что в целом для российского выездного туризма в анализируемый период 2014 – 2016 гг. была характерна другая тенденция: значительное снижение числа туристских поездок в зарубежные страны [5]. Таким образом, в отличие от ситуации с российским выездным туризмом в целом за 2016 год произошел заметный рост туристской активности жителей Мордовии. Эти данные свидетельствуют, что шок, который испытали туристы от введения политико-экономических санкций со стороны стран Запада и вызванных ими последствиями, прошел и они увеличили число туристских поездок в другие страны. Этому также способствовало снижение в республике средней стоимости турпакета по зарубежным странам с 77 тыс. руб. в 2015 г. до 66 тыс. руб. в 2016 г. [6].
Сведения о масштабах и географии зарубежных поездок жителей Мордовии представлены в таблице 1.
Как показывают данные таблицы 1, отдых за пределами России в 2016 г. предпочли 10158 чел. По сравнению с 2013 г. этот показатель сократился в 2,16 раза, что наглядно демонстрирует отрицательное влияние кризисных лет (2014 – 2016 гг.) на динамику выездных потоков (обострение экономической ситуации в стране и усиление политической напряженности в мире в результате санкций со стороны США, стран ЕС и ряда других стран, а также событий вокруг Турции и Египта). Однако в сравнении с пиком кризиса в 2015 г. можно отметить рост выезда туристов за границу в 2016 г. на 19,5 %.
География выездного международного туризма Республики Мордовия отличается достаточно широкой представительностью стран и охватывает все континенты. На пике популярности для отдыха за границей у жителей республики в 2016 г. были Тунис (1730 чел., или 17 % всего выездного потока), Греция (1217 чел., 12 %) и Кипр (1034 чел., 10,2 %).
Пятерку лидеров среди европейских стран в 2016 г. составили Греция (26,7 % общего потока туристов из Мордовии в страны Европы, рост потока по сравнению с 2015 г. в 2,6 раза), Кипр (в 2016 г. – 22,7 %, в 2015 г. занимал 4 место среди европейских стран, рост за год составил 3,7 раза), Испания (15,3 % потока, рост к уровню 2015 г. в 2,9 раза), Чехия (7,5 %, рост за год на 10, 3%) и Болгария (6,9 % общего потока туристов в Европу, рост по отношению к 2015 г. составил 2,3 раза).
Вместе с тем из данных таблицы 1 видно, что наиболее популярные благодаря оптимальному сочетанию цены и качества, а также упрощенному визовому режиму еще в 2015 г. страны Турция и Египет (на них пришлось 48 % выездного туристского потока) утратили свои позиции вследствие ряда причин. Доля Турции в общем объеме выездного туристского потока в 2016 г. составила 9,3 % (27 % в 2014 г.), а Египет был закрыт для российских туристов (его доля в 2014 г. составляла 30,1 % выехавших туристов).
Таблица 1
Число обслуженных турфирмами Республики Мордовия туристов и распределение по странам, чел. [6]
Страны и регионы | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Обслужено российских туристов — всего | 29336 | 27987 | 18581 | 25066 |
в том числе отправлено по странам: | ||||
Российская Федерация | 6674 | 6040 | 10083 | 14908 |
Регионы мира | 22662 | 21947 | 8498 | 10158 |
В том числе: Европа, всего | 8513 | 6482 | 3696 | 4558 |
Австрия | 71 | 51 | 60 | 25 |
Болгария | 414 | 233 | 137 | 313 |
Великобритания | 35 | 54 | 74 | 36 |
Германия | 194 | 240 | 209 | 205 |
Греция | 2041 | 1892 | 451 | 1217 |
Испания | 1347 | 1032 | 243 | 698 |
Италия | 1089 | 904 | 264 | 217 |
Норвегия | 11 | 5 | 8 | — |
Польша | 3 | 8 | 17 | — |
Кипр | 587 | 641 | 281 | 1034 |
страны СНГ | 647 | 161 | 596 | 27 |
страны Прибалтики | 20 | 37 | 135 | — |
Финляндия | 57 | 89 | 43 | 56 |
Франция | 365 | 200 | 92 | 104 |
Хорватия | 170 | 32 | 12 | 2 |
Черногория | 218 | 80 | 64 | 75 |
Чехия | 1165 | 610 | 310 | 342 |
Швеция | 22 | 14 | 10 | — |
другие страны Европы | 57 | 199 | 690 | 207 |
Азия, всего | 8192 | 8105 | 2896 | 3356 |
Израиль | 332 | 97 | 67 | 13 |
Индия | 180 | 211 | 29 | 138 |
Китай | 85 | 171 | 143 | 150 |
Корея | — | — | 2 | — |
Объединенные Арабские Эмираты | 969 | 710 | 103 | 479 |
Таиланд | 1244 | 814 | 144 | 805 |
Турция | 5338 | 5930 | 2325 | 944 |
другие страны Азии | 44 | 172 | 83 | 827 |
Африка, всего | 5655 | 7023 | 1786 | 1827 |
Египет | 5229 | 6611 | 1751 | — |
Тунис | 420 | 407 | 30 | 1730 |
другие страны Африки | 6 | 5 | 5 | 97 |
Америка, всего | 179 | 202 | 73 | 412 |
Бразилия | — | — | 9 | — |
Канада | — | 1 | — | 9 |
США, включая Гавайские острова | 88 | 83 | 35 | — |
другие страны Америки | 91 | 118 | 29 | 403 |
Австралия и Океания | 76 | 14 | — | 5 |
Комплексные туры | 47 | 121 | 47 | — |
Кроме того, обращает на себя внимание сокращение на 8 списка стран, принявших наших туристов в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Таким образом, можно говорить о сужении географии поездок туристов из Мордовии в зарубежные страны особенно по отношению к уровню 2013 г. [3].
Указанные выше экономические и политические факторы способствовали тому, что в 2015 г. в республике произошел резкий поворот в географии туристских потоков (таблица 2).
Таблица 2
Распределение туристов по регионам*, %
Обслужено российских туристов | Г о д ы | |||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе отправлено по странам и регионам: | ||||
Россия | 22,8 | 21,6 | 54,3 | 59,4 |
страны СНГ | 2,2 | 0,6 | 3,2 | 0,1 |
Европа | 26,8 | 22,6 | 16,8 | 18,2 |
Азия | 27,9 | 29,0 | 15,6 | 13,4 |
Африка | 19,3 | 25,1 | 9,6 | 7,3 |
Америка | 0,6 | 0,7 | 0,3 | 1,6 |
Австралия и Океания | 0,3 | 0,0 | — | 0,0 |
Комплексные туры | 0,1 | 0,4 | 0,2 | — |
*Составлено по [6]
Анализ географии выездного туризма Республики Мордовия, представленные в таблице 2, свидетельствует, что, если еще в 2014 г. основная часть туристов Мордовии стремилась побывать в других странах, оставляя там свои средства (всего 15,9 % отправленных туристов приходилось на долю России), то в 2015 г. этот показатель составил 54,3 %, а в 2016 г. он вырос до 59,5 %. Четко проявилась тенденция сокращения числа обслуженных российских туристов (в 22,1 раза в 2016 г. против уровня 2015 г.), отправленных в страны СНГ.
Сбалансированное устойчивое развитие туристского рынка страны или региона, по рекомендациям ЮНВТО, имеет следующие оптимальные пропорции: 1 въездной турист : 1 выездной турист : 4 внутренних туриста (соотношение 1 : 1 : 4). В 2014 г. в Мордовию въехало 1357 иностранных граждан, выехало из республики в другие страны 21947 чел. и отправлено по России – 6040 туристов, т. е. соотношение составило 1 : 16 : 4, в 2015 г. это соотношение было 1 : 9 : 11, а в 2016 г. оно составило – 1 : 3 : 4. Из данных показателей видно, что в рассматриваемый период наблюдается тенденция к оптимизации туристского рынка республики, однако данные пропорции «перекошены» в сторону выездного туризма. Это говорит о необходимости структурной трансформации республиканского туристского рынка.
В 2015 г. европейские страны вышли на первое место по количеству туристов. В предыдущие годы первые две строчки в рейтинге уверенно занимали страны Азиатского и Африканского регионов. В 2016 г. удельный вес туристов, обслуженных турфирмами Мордовии и посетивших европейские страны, составил 44,9 % общего объема выездного туристского потока (в 2015 г. было 43,5 %), тогда как на долю стран Азии приходилось 33,0 % (в 2015 г. – 34,1 %) и африканских стран – 18,0 % (в 2015 г. – 21,0 %).
В 2016 г. по отношению к уровню 2015 г. в европейские страны было отправлено туристов больше на 23,3 %, в страны Азии – на 15,9 %, Африки – на 2,3 %, Америки – в 5,6 раза. В Австралию и страны Океании выехало всего 5 туристов, однако в 2015 г. таких поездок не было вообще. Таким образом, в 2016 г. туристы, обслуженные турфирмами Республики Мордовия, охватили своими поездками все туристские дестинации мира, выделяемые ЮНВТО, включая Австралию и Океанию.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать следующие выводы:
- в выездном туризме Республики Мордовия в 2014 – 2015 гг. наблюдались кризисные явления, проявившиеся в снижении числа поездок туристов за границу;
- в 2016 г. произошел рост туристской активности жителей региона, что свидетельствует о преодолении кризиса;
- устойчивая тенденция роста выезда туристов из республики в зарубежные страны в 2015 г. сменилась на противоположную – доля туристов, выехавших в другие регионы России достигла почти 3/5 в 2016 г. по сравнению с 1/5 в 2014 г.;
- среди зарубежных стран на первое место по количеству выехавших туристов вышли европейские страны;
- Турция и Египет утратили свои позиции среди лидеров выездного туристского потока;
- туристы, обслуженные турфирмами Республики Мордовия, охватили своими поездками все туристские дестинации мира, выделяемые ЮНВТО, включая Австралию и Океанию.
Библиографический список
1. Калабкина И. М. Динамика и региональная структура въездного и выездного российского туризма / И. М. Калабкина, В. М. Кицис // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Вып. 7. – Смоленск: Универсум, 2011. – С. 111-117.2. Кицис В. М. Воздействие санкций на развитие выездного туризма России / В. М. Кицис // Основные проблемы естественных и математических наук : сборник научных трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. № 2. – Волгоград, 2015. – С.82-85.
3. Кицис В. М. География выездного туризма Республики Мордовия / В. М. Кицис // Роль и значение науки в вузе и ее влияние на образовательный процесс: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Саранск, 30 октября 2015 г.). / [редкол. Б. Ф. Кевбрин (отв. ред.) и др.] ; Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015. - С.214-217.
4. Кицис В. М. Выездной туризм России: динамика, направления / В. М. Кицис, О. Ю. Валеулова // Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Вып. 10. – Смоленск: Универсум, 2017. – С. 56-61.
5. Кицис В. М. Особенности развития выездного российского туризма / В. М. Кицис, О. Ю. Валеулова // Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки: сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума, 31 июля 2017 г. – СПб. : НОО «Профессиональная наука», 2017. – С.1086-1094.
6. Туризм в Республике Мордовия. 2017 : Стат. бюл. / Мордовиястат. – Саранск, 2017. – 22 с.