Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Малый бизнес Финляндии: регулирование, проблемы и перспективы

Small business in Finland: regulation, problems and prospects

Блинов А.И.

Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва

Blinov A.I.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: Статья посвящена анализу современного состояния малого бизнеса Финляндии. Малый бизнес в этой стране является предметом достаточно жесткого регулирования. Однако это не препятствует росту его доли в числе активных предприятий. В статье рассмотрены методы регулирования малого бизнеса Финляндии, его проблемы и перспективы развития.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.


Abstract: The article is devoted to the analysis of the current state of small business in Finland. Small business in this country is subject to fairly strict regulation. However, this does not prevent the growth of its share in the number of active enterprises. The article discusses the methods of regulation of small business in Finland, its problems and prospects for development.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Финляндия, малый бизнес, регулирование, проблемы, перспективы, рост.

Keywords: Finland, small business, regulation, problems, prospects, growth.


Введение

Малые предприятия имеют решающее значение для финской экономики, поскольку они предоставляют возможности трудоустройства, способствуют экономическому росту и стимулируют инновации. Большинство действующих предприятий в Финляндии являются малыми и средними, что подчеркивает их важность для делового ландшафта страны. Малые предприятия также играют ключевую роль в создании динамичных местных сообществ и поддержке регионального развития. В целом, малый бизнес имеет важное значение для обеспечения сильной и разнообразной экономики Финляндии.

Методологическая основа исследования

В процессе подготовки данного исследования были использованы различные общенаучные методы исследования, как методы группирования и системного анализа операций, метод аналогий и сравнений, метод обобщений и различные методы эконометрического анализа.

Основная часть исследования

В Финляндии малый бизнес регулируется различными законами и постановлениями. Нормативная база направлена ​​на обеспечение того, чтобы новые предприятия работали на справедливом и конкурентном рынке и соблюдали требования законодательства. Вот основные правила, которым такие компании следуют:

  • Регистрация бизнеса: все предприятия, действующие в Финляндии, должны быть зарегистрированы в Финском ведомстве патентов и регистрации. Сюда входят малые предприятия.
  • Налогообложение. Малые предприятия подчиняются различным налоговым законам, включая подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС) и взносы работодателя. Налоговое законодательство и ставки, применимые к малому бизнесу в Финляндии, могут различаться в зависимости от типа бизнеса и уровня его дохода.
  • Трудовое законодательство: Малые предприятия в Финляндии должны соблюдать трудовое законодательство, включая требования к минимальной заработной плате, рабочее время и трудовые договоры.
  • Экологические нормы: малые предприятия, оказывающие воздействие на окружающую среду, подпадают под действие природоохранных норм, включая управление отходами и борьбу с загрязнением.
  • Бизнес-лицензии: некоторым видам малого бизнеса в Финляндии требуется лицензия для работы, например, предприятиям, занимающимся производством продуктов питания, строительством и транспортировкой.

Поговорим подробнее про каждый перечисленный пункт. Процедура регистрации предприятий в Финляндии начинается с выбора названия предприятия. Название не должно быть слишком похожим на какое-либо существующее и не должно содержать никаких запретительных или оскорбительных слов. Затем владельцу бизнеса необходимо определить юридическую форму бизнеса. Это может быть единоличное предприятие, товарищество, общество с ограниченной ответственностью или другое юридическое лицо. В зависимости от типа предприятия владельцу может потребоваться получение различных лицензий и разрешений до регистрации предприятия. Следующим шагом является регистрация операций в торговом реестре Финского патентного и регистрационного бюро. Регистрация может быть проведена в режиме онлайн или может быть заполнена бумажной формой. Регистрация требует предоставления основной информации о предприятии, такой как название, адрес, юридическая форма и хозяйственная деятельность. Далее владелец предприятия должен зарегистрировать свое предприятие в Налоговом управлении Финляндии в течение одного месяца с момента начала его деятельности. Это связано с получением идентификатора предприятия для налоговых целей. Также в зависимости от типа предприятия владельцу может потребоваться регистрация в других органах, таких как таможня Финляндии или Продовольственное управление Финляндии.

Налогообложение предприятий малого бизнеса требует отдельного рассмотрения ввиду существования различных его видов:

  • Корпоративный подоходный налог: общества с ограниченной ответственностью и другие корпоративные формы бизнеса облагаются корпоративным подоходным налогом, который рассчитывается на основе налогооблагаемой прибыли компании.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Малым предприятиям, продающим товары или услуги в Финляндии, может потребоваться зарегистрироваться в качестве плательщика НДС и взимать НДС со своих продаж. Текущая стандартная ставка НДС в Финляндии составляет 24%.
  • Взносы работодателя: малые предприятия, у которых есть работники, обязаны платить взносы на социальное обеспечение и другие взносы работодателя, такие как пенсионные взносы и взносы на медицинское страхование.
  • Налог на доходы физических лиц: индивидуальные предприниматели и партнеры в товариществах облагаются налогом на свой личный доход от бизнеса. Ставка налога зависит от уровня дохода человека.
  • Налог на прирост капитала: малые предприятия, продающие активы, такие как недвижимость или акции, могут облагаться налогом на прирост капитала на прибыль.
  • Акцизные сборы. Малые предприятия, торгующие определенными видами товаров, например, алкогольной или табачной продукцией, могут облагаться акцизными сборами.

Трудовой кодекс Финляндии также достаточно строг по отношению к предприятиям малого бизнеса. Согласно нему, работники имеют право на минимум 8 часов отдыха в сутки и не менее 11 часов отдыха между рабочими днями. Работники также имеют право на оплачиваемый ежегодный отпуск, отпуск по болезни и отпуск по уходу за ребенком, а также другие виды отпуска, такие как учебный отпуск и военный отпуск. Интересно, что в Финляндии не существует установленной законом минимальной заработной платы, но существуют минимальные уровни заработной платы, установленные коллективными договорами и другими отраслевыми соглашениями. Кроме того, работодатели несут ответственность за обеспечение безопасной и здоровой рабочей среды для своих сотрудников и должны соблюдать различные правила охраны здоровья и техники безопасности. А если вдруг работодатель решит уволить работника, то для этого должна быть веская причина, и работники имеют право на получение уведомления об увольнении или выплаты вместо уведомления.

Помимо налоговой и трудовой законодательной базы, малые предприятия Финляндии также подчиняются различным экологическим нормам, направленным на снижение воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Вот некоторые из ключевых экологических норм, которые должны соблюдать малые предприятия в Финляндии:

  • Управление отходами: предприятия должны ответственно относиться к своим отходам, включая сортировку, переработку и утилизацию отходов в соответствии с правилами.
  • Опасные вещества. предприятия должны соблюдать правила, касающиеся использования и обращения с опасными веществами, включая надлежащее хранение, маркировку и утилизацию.
  • Энергоэффективность: предприятиям рекомендуется повышать свою продуктивность и сокращать выбросы парниковых газов за счет использования современного оборудования и методов.
  • Использование воды: предприятия должны соблюдать правила, касающиеся использования воды и сброса сточных вод, включая получение разрешений и контроль качества воды.
  • Экологические разрешения: в зависимости от типа бизнеса, предприятиям может потребоваться получение различных экологических разрешений до начала деятельности, таких как оценка воздействия на окружающую среду и разрешения на выбросы в атмосферу и воду.
  • Маркировка продукции: предприятия должны маркировать свою продукцию экологической информацией, такой как рейтинг энергоэффективности, и соблюдать правила, касающиеся упаковки и переработки продукции.
  • Экологическая отчетность: крупные предприятия должны отчитываться о своих экологических показателях и воздействии, включая выбросы парниковых газов и образование отходов.

Как уже было сказано в начале, для некоторых видов деятельности предприятиям малого бизнеса потребуются специальные лицензии. Их список достаточно длинный, однако к основным и наиболее «популярным» относятся лицензии на рестораны и услуги общественного питания (по сути является разрешением местных властей на заведение), на розничную торговлю алкоголем (требуется лицензия Национального управления по надзору за благосостоянием и здоровьем), такси и транспортные услуги (требуется лицензия на аренду), парикмахерские и косметологические услуги (также простое разрешение местных властей), строительные услуги (компании, предоставляющие строительные услуги, должны получить лицензию от Управления по безопасности и химическим веществам Финляндии, или Tukes), услуги туристических агентств (требуется лицензия Финского органа по вопросам конкуренции и потребителей (FCCA)).

В целом малые предприятия в Финляндии подчиняются комплексной нормативно-правовой базе, направленной на обеспечение честной конкуренции и соблюдение требований законодательства. Процедура регистрации бизнеса в Финляндии проста и может занять всего несколько недель. Налогообложение малого бизнеса Финляндии достаточно сложно, и владельцы бизнеса должны знать свои налоговые обязательства и, при необходимости, обращаться за профессиональной консультацией. Также финский малый бизнес должен соблюдать всеобъемлющий свод законов о труде, направленных на защиту прав работников и обеспечение справедливого и равноправного обращения на рабочем месте. Малые предприятия должны серьезно относиться в том числе и к экологическим нормам и предпринимать шаги для снижения своего воздействия на окружающую среду. Это не только помогает защитить окружающую среду, но также может улучшить репутацию и конкурентоспособность бизнеса. И, само собой, новым предприятиям важно получить все необходимые лицензии до начала работы, чтобы избежать штрафов и других юридических проблем.

Несмотря на такое количество регулирования рынков, малый бизнес Финляндии всё равно сталкивается с конкуренцией со стороны более крупных компаний, как отечественных, так и международных, что усиливает конкуренцию с точки зрения цен и маркетинга. В список проблем финского малого бизнеса входит затруднённость доступа к финансированию. Несмотря на наличие различных финансируемых государством программ и услуг, некоторым предприятиям по-прежнему трудно получить доступ к финансированию. Особенно сильно это влияет на стартапы и предприятия в определённых отраслях. Кроме того, затраты на оплату труда, включая заработную плату и льготы, в Финляндии могут быть высокими, что затрудняет для малого бизнеса привлечение и удержание квалифицированных сотрудников. Растущая цифровизация экономики также может создать проблемы для финских малых предприятий, особенно тех, которые не имеют необходимых технических знаний и ресурсов.

Рисунок 1. Уровень цифровизации экономики и общества Финляндии, в сравнении со средним индексом Европейского Союза.

Составлено автором по данным индекса DESI https://digital-agenda-data.eu.

Несмотря на все перечисленные проблемы, темпы роста малого бизнеса в Финляндии в последние годы были положительными. Согласно реестру финского бизнеса, по состоянию на конец 2020 года в Финляндии насчитывалось более 290 000 активных предприятий, из которых около 93% составляли малые и средние предприятия.

Что касается создания новых предприятий, то в последние годы в Финляндии неуклонно растет число зарегистрированных новых предприятий. В 2020 году зарегистрировано более 34 000 новых предприятий, что на 6,8% больше, чем годом ранее. Это свидетельствует о здоровом развитии предпринимательской культуры в Финляндии.

Кроме того, правительство Финляндии приняло различные меры для поддержки роста и развития малых предприятий, такие как предоставление финансовых и коммерческих консультационных услуг. Например, Финское агентство по финансированию инноваций (Tekes) предлагает различные программы финансирования и услуги для стартапов и малых и средних предприятий.

У финского малого бизнеса хорошие перспективы роста и успеха. Экономика Финляндии стабильна, и правительство активно поощряет предпринимательство и развитие малого бизнеса с помощью различных инициатив и программ.

К числу факторов, способствующих улучшению перспектив малого бизнеса в Финляндии, относятся:

  • Квалифицированная и образованная рабочая сила: Финляндия располагает высококвалифицированной и образованной рабочей силой, которая уделяет большое внимание НИОКР. Это дает малым предприятиям доступ к перспективным кадрам и ресурсам.
  • Государственная поддержка: правительство Финляндии предоставляет малым предприятиям широкий спектр вспомогательных услуг и возможностей финансирования, включая субсидии, кредиты и консультативные услуги.
  • Инновации: Финляндия известна своей инновационной деловой культурой и процветающей предпринимательской экосистемой. Это создает возможности для малого бизнеса сотрудничать с другими компаниями и быть в курсе новых технологий и идей.
  • Доступ к рынкам: Финляндия имеет прочные торговые отношения с другими странами и является членом ЕС, предоставляя малым предприятиям доступ к крупным рынкам.
  • Устойчивое развитие: правительство Финляндии сделало устойчивое развитие ключевым приоритетом, который открывает возможности для малых предприятий в таких областях, как возобновляемые источники энергии, экологически чистые технологии и решения для круговой экономики.

Заключение

Таким образом, малый бизнес Финляндии представляет собой огромный экономический сектор страны, стабильно развивающийся уже на протяжении долгих лет. Сектору с трудом удаётся уйти от проблем финансирования, сложностей с налогообложением и множества требований касательно экологичности бизнеса. Однако в целом перспективы малого бизнеса в Финляндии положительные, и правительство и различные организации активно работают над поддержкой роста и развития малого бизнеса. Благодаря доступу к квалифицированной рабочей силе, финансовым возможностям,  открытым европейским рынкам, инновациям и устойчивой практике малые предприятия в Финляндии находятся в выгодном положении, чтобы преуспеть и внести свой вклад в экономический рост страны.

Библиографический список

1. DESI - Сравнить прогресс стран. Режим доступа: https://digital-agenda-data.eu/charts/desi-see-the-evolution-of-two-indicators-and-compare-countries#chart={%22indicator%22:%22desi_total%22,%22breakdown%22:%22desi_total%22,%22unit-measure%22:%22pc_desi%22,%22ref-area%22:[%22EU%22,%22FI%22]} (дата обращения: 19.03.2023)
2. Киберкрепость Финляндии. Александр Семаков. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/asemakov/kiberkrepost-finlyandii/?sphrase_id=31015148 (дата обращения: 19.03.2023)
3. Финансирование МСП и предпринимателей до 2022 года: Таблица ОЭСР. Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/568ceb9a-en/index.html?itemId=/content/component/568ceb9a-en (дата обращения: 19.03.2023)
4. Establishing a business in Finland. Режим доступа: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/9-637-0854?transitionType=Default&contextData=(sc.Default)&firstPage=true (дата обращения: 19.03.2023)
5. Финский торговый реестр. Финское патентно-регистрационное ведомство. Режим доступа: https://www.prh.fi/en/kaupparekisteri.html (дата обращения: 19.03.2023)
6. Стартап–грант - поддержка новых предпринимателей. Министерство экономики и занятости Финляндии. Режим доступа: https://tem.fi/en/start-up-grants (дата обращения: 19.03.2023)
7. Top 10 challenges of doing business in Finland. TMF Group. Режим доступа: https://www.tmf-group.com/en/news-insights/business-culture/top-challenges-finland/ (дата обращения: 19.03.2023)
8. Entrepreneurship in Finland. Financial Quarter of Finland. Режим доступа: https://finrepo.fi/en/entrepreneurship-in-finland (дата обращения: 19.03.2023)