Индекс УДК 33
Дата публикации: 05.06.2017

Специфика составления плана оказания услуг

The specifics of making a service plan

Петренко Антонина Сергеевна, Апенышева Бэлла Давидбеговна, Сидельникова Дарья Сергеевна
1. к.соц.н. доцент. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия
2. студентка. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия
3. студентка. Донской государственный технический университет. г. Ростов-на-Дону, Россия


Petrenko Antonina S., Apenysheva Bella D., Sidelnikova Daria S.
1. PH.D. (in Sociology)docent. Don State Technical University. Rostov-on-don, Russia
2. student. Don State Technical University. Rostov-on-don, Russia
3. student. Don State Technical University. Rostov-on-don, Russia

Аннотация: Тема данной статьи посвящена изучению специфики составления плана оказания услуг на предприятиях сферы сервиса. С помощью составления плана оказания услуг позволит своевременно реагировать на вновь появляющиеся требования рынка.

Abstract: The theme of given article is devoted to to the study of the specifics of the plan of rendering of services of the enterprises of sphere of service. By means of drawing up the service plan will allow timely response to emerging market demands.
Ключевые слова: услуга, план, планирование, сфера услуг.

Keywords: service, plan, planning, services.


Любой субъект прежде, чем начать какую-либо деятельность, должен отчетливо представлять насколько она будет востребована в выбранном им сегменте рынка, какие ресурсы будут необходимы для ее осуществления и в каком объеме, а также иметь четко сформулированную последовательность действий по воплощению своей идеи в жизнь. В условиях рыночной экономики ни один хозяйствующий субъект – будь то индивидуальное домохозяйство, предприниматель или крупное предприятие – не смогут добиться устойчивых результатов, если не будут иметь ясного представления о своей деятельности, постоянно собирать, накапливать, обобщать и анализировать информацию о состоянии целевых сегментов рынка, о появлении новых игроков-конкурентов в занимаемой нише, а также прогнозировать перспективы собственного роста, рассчитывать свои возможности и пр. Все вышеизложенные аспекты определяют актуальность темы исследования.

Итак, прежде чем ответить на вопросы о том,  для чего составляется план, каковы его основные составляющие, насколько он применим на практике, необходимо дать определение плана.

Существует достаточно большое количество дефиниций понятия «план». Рассмотрим несколько из них.

Во-первых, план можно рассматривать с точки зрения документа, описывающего основные особенности будущего предприятия, а также анализирующего сложности, с которыми оно может столкнуться в будущем, и возможные направления их решения [4, с. 6]. Таким образом, в данном случае план рассматривается в первую очередь как прогноз, дающий объективную оценку деятельности.

Во-вторых, план может быть рассмотрен с точки зрения инструментарного подхода. В этом случае, под планом понимается инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая  взаимоотношения с банками и различными инвестиционными фондами, а также сбытовыми, посредническими, потребительскими организациями [3, с. 58]. Как следует из данного определения: план – это способ взаимодействия с организациями, от которых может зависеть положение предприятия на рынке.

В-третьих, план можно рассматривать с позиции некой последовательности, программы действий, содержащей информацию об организации, выпускаемом ею товаре или спектре оказываемых услуг, а также сфере приложения деятельности и ее результативности [6, с. 31]. На наш взгляд данное определение плана наиболее корректно и полно, так как оно раскрывает его многоаспектность как с точки зрения основного документа предприятия, позволяющего управлять его деятельностью, так и с точки зрения инструмента, позволяющего прогнозировать различные поведенческие модели организации в той или иной кризисной ситуации.

Из всего вышеизложенного следует, что основной целью плана является построение последовательности мероприятий по осуществлению деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с требованиями рынка и возможностями получения позитивного результата.

Назначения плана отображено в его основных задачах, а именно:

  • план позволяет конкретизировать направления деятельности организации, а также определить ниши, сегменты рынка и позиционировать предприятие на нем;
  • сформулировать ключевые цели организации и разработать стратегию;
  • выбрать состав и определить показатели товаров или услуг, которые будут предлагаться организацией, а также произвести оценку производственных и торговых издержек по их созданию и реализации;
  • определить кадровые состав фирмы и наметить приемы стимулирования персонала, направленные на эффективную работу сотрудников для достижения поставленной цели;
  • разработать маркетинговую стратегию;
  • проанализировать ситуацию на рынке, спрогнозировать возможные риски и наметить спроектировать модель поведения в критической ситуации [4, с. 11].

Таким образом, правильно разработанный план позволяет ответить на самый главный вопрос любой деятельности – будь то производство каких-либо товаров или сфера услуг – стоит ли вкладывать финансовые ресурсы в  этот проект, каков будет результат и в какой временной промежуток деятельность предприятия будет приносить реальную прибыль.

В последние время на рынке все более отчетливо прослеживается тенденция приоритета сферы оказания услуг над производственной. Небольшие специализированные организации предоставляют широкий спектр услуг: технические, финансовые, юридические, счетно-вычислительные, рекрутинговые, рекламные, рекреационные, гастрономические, услуги индустрии красоты и прочие. Чем же обусловлен возросший интерес к сфере оказания услуг? Ответ кроется в том, что данная область довольно мобильна и трансформируема, позволяет быстро реагировать на вновь появляющиеся требования рынка на ту или иную услугу, а также возможность сделать свое хобби инструментом получения прибыли, реализовать свои самые незаурядные идеи.

Сегодня все большую популярность набирают организации, предлагающие различного рода деловые услуги: бухгалтерские, кадровые, юридические, консультационные услуги в области налогообложения, разработки проектов, рекламы и прочие.  Организации данной области отличают довольно узкая специализация и высокий профессионализм сотрудников.

Стоит также обратить внимание на такие сферы рынка услуг как автосервис, индустрия быстрого питания. Довольно стабилен спрос на клининговые службы, включающие в себя как сервис по чистке одежды, так и уборке помещений, помощь в уходе за престарелыми людьми, присмотр за детьми в дневное время, когда родители на работе и т.д.

В чем же специфика сферы услуг?

Во-первых, она требует высокого уровня профессионализма сотрудников. Этот тезис применим и к другим областям экономики, но на данном поприще он особенно актуален, так как внешняя среда довольно мобильна, изменчива и предъявляет все новые условия работы, для которых необходима быстрая адаптивность персонала.

Во-вторых, данная область – это зона большого риска, что также обусловлено быстро изменяющимися тенденциями рынка, которые требуют новаторского, индивидуального подхода к роду занимаемой деятельности. Так, например, если рассматривать индустрию  быстрого питания, то мы можем отметить, что на данном сегменте рынка представлен практически исчерпывающий спектр услуг. Однако, в эта область разрасталась «в ширь», вновь открывающиеся фирмы этой сферы выбирают более узкую направленность – диетическое питание, салатное, рыбное направление [3, с. 63] и т.д. Иными словами, индивидуальный подход к деятельности в данной области способствует углублению сферы оказания услуг быстрого питания.

В-третьих, предоставление услуг – это рынок жесткой конкуренции. И здесь также необходим личностный подход  к клиенту, способность удовлетворить его даже самые незначительные  потребности. Например, если рассматривать такую область как станции автосервисного обслуживания, то конкурентным преимуществом фирмы будет создание зала ожидания для клиентов или детской площадки для детей, на время проведения ремонтных работ автомобиля.

Таким образом, организация, задействованная в сфере  оказания услуг, должна при планировании своей деятельности учитывать все вышеперечисленные нами аспекты. В плане обязательно должны быть представлены такие ключевые пункты как:

  • видение организации, т.е. конкретное и ясное представление о роде деятельности фирмы,
  • конкурентные преимущества, т.е. определить, в чем будет новизна предлагаемой услуги, чем она сможет выделиться среди аналогичных предложений, представленных другими «игроками» данного сегмента;
  • модели поведения фирмы при условии быстроменяющегося спроса, т.е. организация должна разработать несколько моделей поведения в кризисной ситуации, а также запрограммировать несколько вариантов «ответа» на требования внешней среды [1, с. 141].

Итак, план составлен. Но насколько он осуществим? Перед его реализацией необходимо убедиться в его выполнимости. Данный этап требует  анализа уже готового плана и внесение в него необходимых корректив если таковые потребуются.

После того как план завершен необходимо незамедлительно приступать к его воплощению в жизнь, в противном случае будет упущен наиболее удачный момент и план так и останется «под сукном». В процессе реализации плана необходимо следить за изменениями, происходящими как внутри фирмы, так и во внешней среде, что особенно характерно для организаций, задействованных в сфере оказания услуг. При  этом необходимо:

  • следить за переменами, происходящими в отрасли, в сегменте рынка: изменившиеся вкусы потребителей, появление новых материалов, тенденций и т.д.;
  • сверять план с изменившимися условиями;
  • определить какие корректировки следует внести.

Таким образом, планирование деятельности организации, которая будет работать в сфере оказания услуг – это сложная и скрупулезная работа, которая требует быть всегда во всеоружии, знать все новшества и тенденции, регулярно анализировать рынок, учитывать изменяющие запросы потребителей услуг, учитывать их индивидуальные особенности и многие другие аспекты данной области.

Библиографический список

1. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 456 с.
2. Дяченко Д.В. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. – М.: Лаборатория книги, 2013. 99 с.
3. Памбухчиянц О.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. 284 с.
4. Пономарёв К.С. Организация и планирование продвижения товара. – М.: Лаборатория книги, 2013. 135 с.
5. Синяева И.М., Синяев В.В, Земляк С.В. Маркетинг торговли: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 750 с.
6. Степочкина Е.А. Планирование бизнеса и внутрифирменное управление: учебное пособие. – М.: Директ-Медия, 2014. 208 с.