Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.03.2023

Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае

The main areas of government support for small and medium-sized businesses in China

Рымарева А. В.
Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Rymareva A. V.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: Статья посвящена анализу государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае. В статье обозначено состояние китайского малого и среднего предпринимательства, а также рассмотрены основные направления его государственной поддержки.
Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что роль МСП в мировой экономике возрастает. Так, в развитых странах доля малого и среднего бизнеса составляет более 50%. Вот почему поддержка данных компаний необходима для успешного развития национальных экономик.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article is devoted to the analysis of state support for small and medium-sized businesses in China. The article outlines the state of Chinese small and medium-sized businesses, as well as the main directions of its government support.
The relevance of this issue is due to the fact that the role of SMEs in the global economy is increasing. Thus, in developed countries, the share of small and medium-sized businesses is more than 50%. That is why the support of these companies is necessary for the successful development of national economies.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Китай, малый и средний бизнес, финансирование, государственная поддержка

Keywords: China, small and medium-sized business, financing, government support


Введение

Пандемия COVID-19 значительно повлияла на экономику. Снижение спроса на ряд продуктов и услуг, сбои цепочек поставок, карантин, всё это оказало влияние на мировую экономику. В 2022 году малый и средний бизнес в производственном секторе столкнулся с высокими затратами, например, на такое сырье, как железная руда и медь, которые взлетели до рекордных максимумов. Энергетический кризис и рост цен на электроэнергию также влияют на производство малых и средних предприятий (МСП). Хаос в мировой судоходной отрасли, вызванный перегруженностью портов и растущими ставками фрахта, также создает проблемы для МСП, что приводит к снижению прибыли и задержке заказов.

Согласно данным Всемирного Банка, в 2019 году рост мирового ВВП составил лишь 2.6%, а уже в 2020 году сократился на 3.1%. Как результат, многие предприятия столкнулись с резким падением доходов, а также с высокой инфляцией, что, в свою очередь, повысило и их издержки. Вот почему для сохранения бизнеса компании использовали различные способы финансирования. Многие страны по всему миру запустили пакеты мер по восстановлению и усилили государственную поддержку предприятий. И уже в 2021 году рост мирового ВВП составил 5.9%.

В 2022 году из-за украинского кризиса мировая экономика столкнулась с рядом новых проблем. Рост мирового ВВП был 2.9%, а прогноз Всемирного Банка на 2023 год обозначил рост лишь в 3.1%. В докладе Всемирного Банка «Перспективы мировой экономики» также было отмечено, что появление нового кризиса либо же обострение нынешних может ввергнуть мировую экономику в затяжную рецессию.

Экономика Китая также пострадала в последние годы. Тем не менее несмотря на сокращение ВВП в 2019-2020 годах, уже в первой половине 2021 года ВВП вырос на рекордные 18,3%, к концу года составив 8,1%, по данным Национального бюро статистики, в 2022 – 3%.

Рисунок 1. Рост ВВП Китая в % в период с 2018 по 2022 года

Составлено автором по данным Национального Бюро Статистики КНР

Стоит учитывать роль малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике КНР.

Количество МСП быстро растет: если в 1990-х годах появилось более миллиона частных малых и средних предприятий, то спустя уже 10 лет их число резко возросло и превзошло количество европейских и американских вместе взятых. В 2020 году в Китае насчитывалось более 140 миллионов малых и средних предприятий и самозанятых. В целом на МСП приходится более 60% общего ВВП страны, 50% налоговых поступлений, 79% создания рабочих мест и 68% экспорта. Вот почему для преодоления кризисов государству необходимо создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Методологическая основа исследования

В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие как методы системного анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

Основная часть исследования

Классификация бизнеса как малого или среднего в Китае основана на количестве сотрудников и годовом доходе бизнеса. В соответствии с действующими стандартами, установленными китайским правительством, предприятие, в котором работает менее 100 человек, считается малым, а среднее — в котором занято от 100 до 500 человек.
Однако стоит отметить, что эти стандарты могут различаться в зависимости от отрасли и региона. Так, в некоторых отраслях могут быть более низкие или более высокие пороговые значения для классификации бизнеса как малого или среднего [10, с73]. Например, предприятие в секторе розничной торговли должно иметь менее ста сотрудников и доход менее 7-10 миллионов юаней, чтобы классифицироваться как малое. Для тех, кто работает в строительной отрасли, сотрудники менее 600 человек, активы менее 40 миллионов юаней или доход, не превышающий 30 миллионов юаней, необходимы для того, чтобы компания считалась малой. Также стоит отметить, что китайское правительство регулярно пересматривает и обновляет свои критерии определения малого и среднего бизнеса.

Так как роль китайского малого и среднего предпринимательства в национальной экономике достаточно велика, государство оказывает значительную поддержу с целью его развития [9, с.85].

Политика правительства по поддержке малых и средних предприятий включает в себя:

  • увеличение финансовой поддержки;
  • осуществление и совершенствование льготной налоговой политики;
  • снижение социального бремени;
  • нормативные акты, направленные на поддержку малых и средних предприятий с целью ускорения их технологической трансформации.

Основными направлениями поддержки КНР малого и среднего бизнеса уже традиционно можно считать высокотехнологичные отрасли, а также предприятия, производящие новые технологии или продукцию.

Государственный совет КНР принял ряд мер по поддержке развития малых и средних предприятий в различных аспектах, таких как финансы и налогообложение, и добился хороших результатов. Реформа коммерческой системы создала более мягкие условия доступа к рынкам, что в значительной степени стимулировало жизнеспособность компаний и усилило инвестиционный энтузиазм, число вновь зарегистрированных субъектов рынка в стране быстро росло [11, с.18].

Столкнувшись с проблемой COVID-19, китайское правительство незамедлительно предложило ряд чрезвычайных мер. Эти меры включают в себя снижение коэффициента обслуживания депозитов, организацию специальных фондов рефинансирования, а также предоставление МСП возможности откладывать погашение банковских кредитов в ряде случаев.

Основная поддержка была направлена на наиболее пострадавшие сектора, такие как туризм, общественное питание, сферу услуг.

Для восстановления экономики после пандемии были введены следующие меры:

  1. В 2020 году правительство облегчило МСП подачу заявок на кредиты, даже в том случае, если владельцы бизнеса не могли предоставить гарантии. Главное целью правительства было обеспечение роста кредитов отдельным промышленным и коммерческим предприятиям, а также достижение устойчивого роста кредитов, связанных с сельским хозяйством. Все банковские финансовые учреждения должны были еще больше направлять кредитные ресурсы в районы, серьезно затронутые эпидемией, и оказывать кредитную поддержку малым и средним предприятиям, для удовлетворения насущных потребностей в средствах и компенсирования убытков из-за приостановки работы и производства. Крупные государственные коммерческие банки должны также ежегодно предоставлять дополнительные 1,6 трлн юаней в виде кредитов малым и средним предприятиям, а местные банки — эффективно использовать инструменты поддержки кредитования малых и средних предприятий на местах.
  2. Китай обеспечил МСП стимулы развития, отказавшись от взносов работодателей на социальное и накопительное страхование работников. Была осуществлена поэтапная приостановка выплат страховых взносов по старости, безработице и несчастным случаям, связанным с работой. Данная мера относилась к отраслям, связанным с организацией общественного питания, розничной торговлей, туризмом, гражданской авиацией, водным и железнодорожным транспортом.
  3. Снижение стоимости воды, электроэнергии и арендной платы. Так, например, до конца 2022 года предприятия, пострадавшие от пандемии, могли претендовать на отсрочку выплаты жилищного резервного фонда согласно нормативным актам, а также вносить дополнительные платежи по истечении срока.
  4. Более того было принято решение снизить ставку подоходного налога для МСП, у которых годовая прибыль меньше 30 000 юаней.
  5. Также НДС для компаний снизился с 3% до 1%. Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществлялось для малых предприятий с ежемесячным доходом от продаж менее 100 000 юаней. Средние предприятия с ежемесячным доходом от 100 000 до 5 миллионов юаней также имели право на освобождение от НДС части своей выручки.
  6. К концу 2022 года застрахованные предприятия, которые не уволили работников в предыдущем году или чей уровень увольнения не превышает 20% от общего числа застрахованных работников, могут подать заявку на скидку, максимальная ставка для МСП увеличена с 60% до 90%.
  7. Также правительство объявило об увеличении поддержки государственных закупок для малого и среднего предпринимательства с 30% до более чем 40%, незарезервированные проекты названы приоритетными для малых и средних предприятий, а контрактные масштабы малых и средних предприятий необходимо расширить.
  8. Были введены налоговые льготы на охрану окружающей среды.
  9. Малые и средние предприятия, которые инвестируют в исследования и разработки, могли получить налоговый вычет в размере 75% от своих расходов на НИОКР.
  10. Ещё один возможный вычет – на обучение сотрудников в размере до 2000 юаней на одного сотрудника в год.
  11. В 2020 году Народный банк Китая также несколько раз снижал ставки рефинансирования и создавал специальные фонды рефинансирования для поддержки МСП.

Рисунок 2. Ставка рефинансирования Народного Банка Китая в % в период с 2018 по 2023 года

Составлено автором по данным Народного банка КНР

Стоит понимать, что в Китае существует система центров поддержки для малого и среднего предпринимательства.  Цель заключается в улучшении деловой среды малых и средних предприятий, содействии их здоровому развитию, расширении занятости в городских и сельских районах, обеспечении важной роли МСП в национальном экономическом и социальном развитии.

Работа центров поддержки малого и среднего бизнеса включает:

  • осуществление всесторонних юридических консультаций;
  • услуги по обучению персонала;
  • внутренний и зарубежный обмен и сотрудничество;
  • техническую поддержку бизнеса.

     В целом, в стране насчитывается около 1800 данных центров, большая часть из которых, около 1000 – государственные. Они расположены во многих крупных городах и промышленных центрах страны.

Продолжая развивать поддержку малого и среднего бизнеса, правительство КНР создало также третью фондовую биржу, расположенную в Пекине. Основанная в 2021 году, она нацелена на то, чтобы поддерживать инновации и развитие малых и средних предприятий. Сфера её деятельности заключается в предоставлении площадок и объектов для централизованной торговли ценными бумагами, организации и надзоре как за их торговлей, так и за услугами по управлению рынком ценных бумаг в соответствии с законодательством. Государство надеется, что это поможет малому и среднему бизнесу с их финансированием, особенно, с учетом ухода многих американских инвесторов, а также выведет розничных инвесторов на рынок.

Уже существует внебиржевой национальный рынок торговли ценными бумагами NEEQ, обеспечивающий альтернативный метод финансирования для листинга китайских малых и средних предприятий. Это предварительный листинг или биржа стартапов, которая имеет менее строгие и более низкие требования к капиталу для листинга.

В 2020 году общее количество компаний, зарегистрированных на NEEQ, составило 8187, что на 9,36% меньше, но общая сумма сделок увеличилась на 56,8% по сравнению с 2019 годом, достигнув 129,46 млрд юаней:

Таблица 1

Базовая статистика развития NEEQ, 2016-2020 гг.

20162017201820192020
Количество зарегистрированных компаний10 16311 63010 69189538187
Общая рыночная стоимость (CNY, млрд)4 055.84 940.53 448.72 939.92 654.2
Общая сумма сделок (CNY, млрд)191.2227.288.882.6129.5

Составлено автором по данным Financing SMEs and Entrepreneurs 2022

К 2023 году у малого и среднего бизнеса сложилась непростая ситуация. Во-первых, из-за неопределенности в будущей политике КНР, уверенность предприятий упала. Во-вторых, из-за долгих карантинов потребительский спрос остается вялым, а давление на национальную экономику, напротив, усиливается. В-третьих, корпоративные расходы находятся на высоком уровне. Под влиянием геополитических факторов цены на энергоносители и сырьевые товары на международном рынке продолжают расти.

В-четвертых, стоимость кредитов и других затрат возросла. В-пятых, увеличилась стоимость рабочей силы. С повторяющейся эпидемией затраты на рабочую силу малых и средних предприятий стали больше, и некоторые внесли структурные изменения в свою политику или уволили сотрудников в больших масштабах. В-шестых, доля иностранных инвестиций также упала.

В настоящее время восстановление экономики по-прежнему идёт медленными темпами. Малые и средние предприятия сталкиваются с большими трудностями и давлением, цикл спроса и предложения не является гладким, ожидания слабы, заказов недостаточно, существует немалое количество задолженностей. Однако, в январе-ноябре 2022 года операционный доход промышленных МСП в Китае увеличился на 1% в годовом исчислении, продемонстрировав сильную устойчивость и жизнеспособность.

Заключение

Независимо от того, насколько мал бизнес, он является важной частью экономики страны и имеет практическое значение для стабильного роста и занятости населения.

За последние годы малые и средние предприятия Китая постепенно улучшили свою адаптивность и операционную гибкость, увеличив или расширив онлайн-каналы, демонстрируя сильную устойчивость в условиях экономической нестабильности. В период с 2019 по 2022 год количество новых регистраций отдельных промышленных и коммерческих предприятий в Китае неуклонно росло из года в год. В 2020, 2021 и 2022 годах количество регистраций новых предприятий увеличилось на 13,3%, 6,6% и 2,4% в годовом исчислении соответственно.

И хотя большое число малых и средних предприятий столкнулись с многими трудностями, их уверенность в развитии не уменьшилась. Перед лицом новых возможностей для развития субъекты МСП активно осваивают новые технологии, форматы и модели управления, становятся важной силой предпринимательства и инноваций.

Подводя итог, можно сказать, что для преодоления экономических кризисов государству необходимо продолжать наращивать меры содействия малому и среднему бизнесу.

 Для активного развития предпринимательства правительству стоит:

  • совершенствовать систему поддержки МСП, оказавшимся в трудном положении;
  • создавать благоприятные условия для высокотехнологичных предприятий;
  • содействовать облегчению регистрации малых и средних предприятий и их финансированию;
  • исследовать и формулировать соответствующую политику и меры по содействию научно-техническим инновациям и углублению реформы системы научных исследований;
  • увеличивать поддержку экспорта малых и средних предприятий с помощью снижений экспортных налогов для сохранения позиций на мировом рынке.

Таким образом, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, незамедлительные меры государственной поддержки, включающие снижение нормы обязательных резервов по депозитам, организацию специальных фондов рефинансирования и предоставление МСП возможности отсрочить выплату просроченных платежей по банковским кредитам, способствовали росту экономики в 2021 г. и помогают малому бизнесу сейчас в его развитии.

Библиографический список

1. Financing SMEs and Entrepreneurs 2022 [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/financing-smes-and-entrepreneurs-2022_e9073a0f-en (дата обращения 06.03.2023)
2. Сайт Всемирного банка [Электронные ресурсы]/Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения 06.03.2023)
3. Сайт Национального бюро статистики КНР [Электронные ресурсы]/Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ (дата обращения 06.03.2023)
4. Годовой отчет 2022 Всемирного Банка [Электронные ресурсы]/Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about/annual-report (дата обращения 06.03.2023)
5. Малое предпринимательство Китая – Глобальный информационно-аналитический центр [Электронные ресурсы]/Режим доступа: http://www.giac.ru/content/document_r_ff20ee9e-95a1-4ae4-b82d-c78a192fda64.html (дата обращения 06.03.2023)
6. Мусостова Д.Ш., Бисаева Д.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Китае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10707 (дата обращения: 24.02.2023).
7. Симэн Е., Шерешева М.Ю. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19. 2020. [Электронные ресурсы]/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-knr-v-otnoshenii-kitayskih-malyh-i-srednih-predpriyatiy-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения 06.03.2023)
8. Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей: Малый и средний бизнес в Китае [Электронные ресурсы]/Режим доступа: https://raspp.ru/business_news/Malyy-i-sredniy-biznes-v-Kitaye/?ysclid=lexxvsjswf994046916 (дата обращения 06.03.2023)
9. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9. – № 2. – С. 81-87.
10. Дмитриева, А. Б. Российско-китайские экономические отношения: современные реалии и перспективы / А. Б. Дмитриева, А. В. Кураева // Социально-экономические аспекты развития международных отношений : Материалы международной научно-практической конференции, Днепропетровск, 28–29 ноября 2014 года. – Днепропетровск: Научная организация "Перспектива", 2014. – С. 71-75.
11. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.