Abstract: A public-private partnership in relation to investments in the transport infrastructure of the country has been studied. The main direction of application of public-private partnership in infrastructure is transport infrastructure. The transport infrastructure also identified the main direction for the application of public-private partnership - roads.
Keywords: public-private partnership; transport infrastructure; highways; concession; risks.
Актуальность – Российская Федерация занимает первое место в мире по своим площадям и в то же время эти площади недостаточно пронизаны автомобильными артериями, венами и капиллярами. Подобное несоответствие приводит к замедлению доставки грузов на территории РФ, снижению оборачиваемости оборотных средств в масштабе экономики всей России. Строительство автомобильных дорог достаточно затратный процесс. Эти существенные расходы возможно разделить вместе с частным капиталом. В этом суть идеи государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство, по мнению авторов, является своего рода драйвером устойчивого развития транспортной инфраструктуры страны.
Объект – транспортная инфраструктура Российской Федерации, в частности, автомобильные дороги.
Предмет – привлечение государственно-частного партнерство для устойчивого развития транспортной инфраструктуры на примере автомобильных дорог.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Работая с макроэкономическими объектами (государство) уместно применить системный подход. Варианты применения системного подхода изложены в [1,2].
Министерство экономического развития Российской Федерации следующим образом подходит к термину «государственно-частное партнерство». Это сотрудничество государственного (публичного) и частного партнера, обладающее рядом признаков:
1) юридическое оформление государственно-частного партнерства в виде соответствующего договора (например, соглашение о ГЧП);
2) фиксированный срок действия договора о ГЧП;
3) предусматривается объединение ресурсов государства и частного бизнеса при реализации партнерства между государством и частным бизнесом;
4) пропорциональное (с учетом вклада в партнерство) распределение риском между государством и частным бизнесом;
5) основная цель ГЧП – привлечь в экономику страны частный капитал.[3]
Также определения ГЧП приведены в работах [4,5].
Инфраструктура по данным Global Infrastrukture Hub включает в себя направления:
1) энергетическая – возведение электростанций, линий электропитания;
2) транспортная – строительство автомобильных и железных дорог, мостов, аэропортов, портов;
3) коммунальная – строительство объектов водоснабжения и водоотведения;
4) IT-инфраструктура – развитие информационно-телекоммуникационных технологий.[6]
По данным Global Infrastrukture Hub вплоть до 2040г. в наибольшем финансировании будет нуждаться транспортная инфраструктура (рис.1).
Рисунок 1. Прогноз инвестиций в инфраструктуру глобальной экономики (Global Infrastrukture Hub) в млрд.$ [6]
Соответственно, опять-таки по данным Global Infrastrukture Hub, в самой транспортной инфраструктуре наибольшая доля инвестиций будет относиться на строительство автомобильных дорог (рис.2).
Рисунок 2. Прогноз инвестиций в транспортную инфраструктуру глобальной экономики (Global Infrastrukture Hub), млрд.$ [6]
Для нашей страны потребность в развитии автомобильных дорог остается архиважной (табл.1).
Таблица 1
Плотность автомобильных дорог в 2016г. [7]
№ | Страна | Все дороги, тыс. км | Плотность автомобильных дорог, км на 1000 км2 территории | Площадь страны, тыс. км2. |
1 | Россия | 1 507,8 | 88,0 | 17 075 |
2 | Китай | 4 696,3 | 489,2 | 9 597 |
3 | Польша | 427,3 | 1 366,8 | 313 |
4 | Франция | 1 103,4 | 2 000,7 | 547 |
5 | Финляндия | 111,8 | 330,6 | 338 |
6 | Швеция | 221,7 | 492,6 | 450 |
7 | Япония | 1 221,0 | 3 231,2 | 378 |
Данные табл.1 подчеркивают важность дальнейшего развития транспортной инфраструктуры в РФ.
Имеющиеся потоки частных финансовых ресурсов пока недостаточны (табл.2).
Таблица 2
Объем частных инвестиций за 2014-2018г.г. [8]
№ | Год | Объем частных инвестиций, млрд. руб. | Число проектов государственно-частного партнерства с коммерческим закрытием |
1 | 2014 | 298,7 | 316 |
2 | 2015 | 286,8 | 593 |
3 | 2016 | 300,2 | 1 202 |
4 | 2017 | 247,5 | 620 |
5 | 2018 | 451,7 | 353 |
Цифры, приведенные в табл.2 недостаточны, об этом свидетельствует рис.3.
Рисунок 3. Фактические и прогнозные инвестиции в транспортную инфраструктуру РФ. [9]
Результаты исследования.
1) По результатам анализа прогноза инвестиций в инфраструктуру глобальной экономики определено направление, нуждающееся в наибольшем финансирования – вложения в транспортную инфраструктуру.
2) В самой транспортной инфраструктуре по результатам анализа прогноза инвестиций выявлено наиболее финансоемкое направление – строительство автомобильных дорог.
3) Определены прогнозные значения инвестиций в транспортную инфраструктуру.
Библиографический список
1. Никоноров В.М. Системы: сущность и свойства // Российское предпринимательство. 2015. Т.16. №16. С.2499-2508.2. Никоноров В.М. Устойчивость системы: экономический аспект // Современная научная мысль. 2017. №3. С. 154-158.
3. Государственно-частное партнерство / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity /sections/privgovpartnerdev (дата обращения: 07.12.2019).
4. Зубайдуллина, Д.В. Контракт жизненного цикла как инструмент государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами. 2014. №72. С. 223-227.
5. Варнавский В.Г., Клименко А.В. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. – М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. – 287 с.
6. Прогнозирование потребностей в инвестициях в инфраструктуру / Global Infrastrukture Hub. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gihub.org (дата обращения: 07.12.2019).
7. Сабельникова М.А. Транспорт в России 2018: Стат.сб./Росстат. – Т65 М., 2018 – 101 с.
8. Об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частное партнерство в России / Национальный центр государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pppcenter.ru (дата обращения: 07.12.2019).
9. Макроэкономическое обозрение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru /common/ upload/files/ veb/analytics/macro/(дата обращения: 07.12.2019).