Индекс УДК 330.1
Дата публикации: 18.12.2019

Привлечение ГЧП для развития транспортной инфраструктуры

Attracting PPP for transport infrastructure development

Никоноров Валентин Михайлович
Никоноров Виктор Валентинович

1. К.э.н., доцент ВШУБ
Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого
2. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Nikonorov Valentin Mikhailovich
Nikonorov Victor Valentinovich

1. Ph.D., Associate Professor, Higher School of Economics
St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great
2. St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
Аннотация: Исследовано государственно-частное партнерство по отношению к вложениям в транспортную инфраструктуру страны. Определено основное направление применения государственно-частного партнерства в инфраструктуру – транспортная инфраструктура. В транспортной инфраструктуре также выявлено основное направление для применения государственно-частного партнерства – автомобильные дороги.

Abstract: A public-private partnership in relation to investments in the transport infrastructure of the country has been studied. The main direction of application of public-private partnership in infrastructure is transport infrastructure. The transport infrastructure also identified the main direction for the application of public-private partnership - roads.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; транспортная инфраструктура; автомобильные дороги; концессия; риски.

Keywords: public-private partnership; transport infrastructure; highways; concession; risks.


Актуальность – Российская Федерация занимает первое место в мире по своим площадям и в то же время эти площади недостаточно пронизаны автомобильными артериями, венами и капиллярами. Подобное несоответствие приводит к замедлению доставки грузов на территории РФ, снижению оборачиваемости оборотных средств в масштабе экономики всей России. Строительство автомобильных дорог достаточно затратный процесс. Эти существенные расходы возможно разделить вместе с частным капиталом. В этом суть идеи государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство, по мнению авторов, является своего рода драйвером устойчивого развития транспортной инфраструктуры страны.

Объект – транспортная инфраструктура Российской Федерации, в частности, автомобильные дороги.

Предмет – привлечение государственно-частного партнерство для устойчивого развития транспортной инфраструктуры на примере автомобильных дорог.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Работая с макроэкономическими объектами (государство) уместно применить системный подход. Варианты применения системного подхода изложены в [1,2].

Министерство экономического развития Российской Федерации следующим образом подходит к термину «государственно-частное партнерство». Это  сотрудничество государственного (публичного) и частного партнера, обладающее рядом признаков:

1) юридическое оформление государственно-частного партнерства в виде соответствующего договора (например, соглашение о ГЧП);

2)  фиксированный срок действия договора о ГЧП;

3) предусматривается объединение ресурсов государства и частного бизнеса при реализации партнерства между государством и частным бизнесом;

4) пропорциональное (с учетом вклада в партнерство) распределение риском между государством и частным бизнесом;

5) основная цель ГЧП – привлечь в экономику страны частный капитал.[3]

Также определения ГЧП приведены в работах [4,5].

Инфраструктура по данным Global Infrastrukture Hub включает в себя направления:

1) энергетическая – возведение электростанций, линий электропитания;

2) транспортная – строительство автомобильных и железных дорог, мостов, аэропортов, портов;

3) коммунальная – строительство объектов водоснабжения и водоотведения;

4) IT-инфраструктура – развитие информационно-телекоммуникационных технологий.[6]

По данным Global Infrastrukture Hub вплоть до 2040г. в наибольшем финансировании будет нуждаться транспортная инфраструктура (рис.1).

Рисунок 1. Прогноз инвестиций в инфраструктуру глобальной экономики (Global Infrastrukture Hub) в млрд.$ [6]

Соответственно, опять-таки по данным Global Infrastrukture Hub, в самой транспортной инфраструктуре наибольшая доля инвестиций будет относиться на строительство автомобильных дорог (рис.2).

Рисунок 2. Прогноз инвестиций в транспортную инфраструктуру глобальной экономики (Global Infrastrukture Hub), млрд.$ [6]

Для нашей страны потребность в развитии автомобильных дорог остается архиважной (табл.1).

Таблица 1

Плотность автомобильных дорог в 2016г. [7]

СтранаВсе дороги, тыс. кмПлотность автомобильных дорог, км на 1000 км2 территорииПлощадь страны, тыс. км2.
1Россия 1 507,8 88,017 075
2Китай 4 696,3 489,29 597
3Польша 427,3 1 366,8313
4Франция1 103,4 2 000,7547
5Финляндия 111,8 330,6338
6Швеция 221,7 492,6450
7Япония1 221,0 3 231,2378

Данные табл.1 подчеркивают важность дальнейшего развития транспортной инфраструктуры в РФ.

Имеющиеся потоки частных финансовых ресурсов пока недостаточны (табл.2).

Таблица 2

Объем частных инвестиций за 2014-2018г.г. [8]

ГодОбъем частных инвестиций, млрд. руб.Число проектов государственно-частного партнерства с коммерческим закрытием
12014 298,7 316
22015 286,8 593
32016 300,2 1 202
42017 247,5 620
52018 451,7 353

Цифры, приведенные в табл.2 недостаточны, об этом свидетельствует рис.3.

Рисунок 3. Фактические и прогнозные инвестиции в транспортную инфраструктуру РФ. [9]

Результаты исследования.

1) По результатам анализа прогноза инвестиций в инфраструктуру глобальной экономики определено направление, нуждающееся в наибольшем финансирования – вложения в транспортную инфраструктуру.

2) В самой транспортной инфраструктуре по результатам анализа прогноза инвестиций выявлено наиболее финансоемкое направление – строительство автомобильных дорог.

3) Определены прогнозные значения инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Библиографический список

1. Никоноров В.М. Системы: сущность и свойства // Российское предпринимательство. 2015. Т.16. №16. С.2499-2508.
2. Никоноров В.М. Устойчивость системы: экономический аспект // Современная научная мысль. 2017. №3. С. 154-158.
3. Государственно-частное партнерство / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity /sections/privgovpartnerdev (дата обращения: 07.12.2019).
4. Зубайдуллина, Д.В. Контракт жизненного цикла как инструмент государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами. 2014. №72. С. 223-227.
5. Варнавский В.Г., Клименко А.В. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. – М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. – 287 с.
6. Прогнозирование потребностей в инвестициях в инфраструктуру / Global Infrastrukture Hub. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gihub.org (дата обращения: 07.12.2019).
7. Сабельникова М.А. Транспорт в России 2018: Стат.сб./Росстат. – Т65 М., 2018 – 101 с.
8. Об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частное партнерство в России / Национальный центр государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pppcenter.ru (дата обращения: 07.12.2019).
9. Макроэкономическое обозрение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru /common/ upload/files/ veb/analytics/macro/(дата обращения: 07.12.2019).