Индекс УДК 339.543.624
Дата публикации: 30.03.2023

Перспективы создания зоны свободной торговли ЕАЭС-КНР

Prospects for the creation of EAEU-China free trade zone

Чуракова П.С.
Научный руководитель: Кудрова Н.А.
1. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент 4 курса экономического факультета
2. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой международных экономических отношений, к.э.н., доцент

Churakova P.S.
Scientific adviser: Kudrova N.A.
1. St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy, 4th year student of the Faculty of Economics
2. St. Petersburg named after V.B. Bobkova Branch of the Russian Customs Academy, Head of the Department of International Economic Relations, Candidate of Economics, Associate Professor
Аннотация: Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан в
2014 г. на базе Таможенного союза, существовавшего с 2009 г. С тех пор данная интеграционная группировка прилагала максимально возможные усилия для повышения конкурентоспособности и эффективности Единого экономического пространства Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
С 2018 г. остро встал вопрос о необходимости расширения географии внешних рынков Союза за счет укрепления партнерских связей с Китайской Народной Республикой (КНР) – второй по величине экономикой мира. Однако зона свободной торговли между ЕАЭС и КНР как одна из простейших форм региональной экономической интеграции до сих пор не создана. Ее формированию препятствует ряд существенных факторов, таких как отсутствие единства в переговорных позициях стран Союза в отношении сотрудничества с Китаем, сохранение торговых ограничений, недостаточно проработанная стратегическая линия по этому вопросу. Исходя из этого, необходимо выделить ключевые теоретические и практические основы зоны свободной торговли, проанализировать важнейшие тенденции торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС и КНР, выявить основные проблемы, осложняющие появление зоны свободной торговли, и, наконец, определить перспективность подобного соглашения для обеих сторон.


Abstract: The Eurasian Economic Union (EAEU) was established in 2014 on the basis of the Customs Union that existed since 2009. Since then, this integration group has made the maximum possible efforts to increase the competitiveness and efficiency of the Common Economic Space of Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia. Since 2018, the issue of the need to expand the geography of the Union's foreign markets by strengthening partnerships with the People's Republic of China (PRC), the second largest economy in the world, has become acute. However, the free trade zone between the EAEU and the PRC as one of the simplest forms of regional economic integration has not yet been created. Its formation is hindered by a number of significant factors, such as the lack of unity in the negotiating positions of the Union countries regarding cooperation with China, the persistence of trade restrictions, and an insufficiently developed strategic line on this issue. Based on this, it is necessary to identify the key theoretical and practical foundations of the free trade zone, analyze the most important trends in trade and economic cooperation between the EAEU and the PRC, identify the main problems complicating the emergence of a free trade zone, and, finally, determine the prospects of such an agreement for both sides.
Ключевые слова: ЕАЭС, Китай, КНР, зона свободной торговли, торговые ограничения.

Keywords: EAEU, China, PRC, free trade zone, trade restrictions.


Вступление

20‒22 марта 2023 г. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин в рамках визита в Российскую Федерацию провел переговоры с Президентом В.В. Путиным. В брифинге глав государств был обозначен перечень ключевых направлений кооперации Китая и России, в том числе в области экономического сотрудничества.

В частности, на повестке дня – сопряжение китайской инициативы «Один пояс – один путь» и Евразийского экономического союза для разработки институциональной базы в целях дальнейшего укрепления партнерских связей и углубления интеграции на пространстве Большой Евразии. Непосредственным дополнением к этому предстает нерешенность вопроса о формировании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем.

Результаты исследования

В соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), в качестве зоны свободной торговли (ЗСТ) предстает объединение некоторых таможенных территорий, для которых на взаимной основе обнулены таможенные пошлины и частично либо полностью устранены торговые ограничения [10]. Данные условия соблюдаются по двусторонним или многосторонним договоренностям в отношении всех либо отдельно взятых товаров, происходящих из таможенных территорий государств-сторон соглашения.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет ЗСТ как группу стран, внутри которых тарифные и нетарифные торговые барьеры между членами, как правило, отменены, а единая торговая политика в отношении третьих стран не предусмотрена [14]. Ключевой целью создания зон свободной торговли является содействие трансграничному товарообороту, что достигается за счет устранения таможенных и иных препятствий.

Таким образом, страны-участницы ЗСТ минимизируют существующие тарифные и нетарифные барьеры, тем самым порождая противоречивые эффекты создания и отклонения торговли [3, С. 625]. С одной стороны, зоны свободной торговли увеличивают совокупное предложение импортных товаров на внутренних рынках, открывая для потребителей доступ к возможно более качественной и сравнительно дешевой продукции и расширяя охват рынков производителями из стран-членов ЗСТ. Напротив, увеличение присутствия на внутренних рынках иностранных поставщиков повышает уровень конкуренции в тех или иных отраслях экономики, а значит, в конечном итоге вызывает приращение общих издержек местных фирм и усиление борьбы за лояльность потребителей.

На современном этапе степень распространенности ЗСТ как одной из форм региональной экономической интеграции составляет 85 % от общего числа торговых соглашений [2, С. 316]. Зоны свободной торговли существуют по всему миру, но большинство из них сосредоточены на двух континентах: 48 % ‒ в Латинской Америке и Карибском бассейне, 42 % ‒ в Азии [14].

ЕАЭС за все время своего существования заключил четыре соглашения о зонах свободной торговли: с Вьетнамом (2015 г., вступило в силу в 2016 г.), Сербией (2019 г., вступило в силу в 2021 г.), Сингапуром (2019 г.) и Ираном (2018 г., вступило в силу в 2019 г., продлено в 2022 г.).

Ведутся переговоры по созданию ЗСТ с Израилем, Индией, Египтом и Китаем. Индия и Китай как партнеры России по БРИКС и страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (в которой Россия, Казахстан и Кыргызстан являются постоянными членами, Беларусь ‒ страной-наблюдателем, а Армения – партнером по диалогу) выступают наиболее привлекательными в текущих условиях ограничительной практики западных государств экономиками, не имеющими с ЕАЭС соглашений о свободной торговле.

Китайская Народная Республика предстает одной из крупнейших экономик Евразии и мира, в связи с чем интенсификация переговоров по формированию ЗСТ необходима в стратегическом плане, т.е. для потенциального извлечения конкурентных преимуществ в разнообразных сферах взаимодействия. Более того, отличительной чертой современного Китая является его независимая экономическая политика и критический взгляд на внешнеэкономические контакты, что также может оказать существенное влияние на перспективы развития внешнеторгового сотрудничества стран ЕАЭС.

Темпы внешнеторгового оборота стран-участниц ЕАЭС с Китайской Народной Республикой в 2014‒2021 гг. преимущественно показывали положительную динамику (рис. 1). За исключением значительного спада торговли в 2015‒2016 гг., вызванного снижением мировых цен на энергоносители и последующим ухудшением экономической конъюнктуры на рынках России и Китая, суммарные объемы товарообмена увеличивались на 5 % в среднегодовом выражении. В течение рассматриваемого периода доля Китая среди внешнеторговых партнеров Союза устойчиво возрастала в среднем на 6 % в год.

Рисунок 1 ‒ Динамика внешней торговли ЕАЭС и Китая в 2014‒2021 гг. [15]

Наибольшую весомость в торговле с Китаем имеет Российская Федерация: на ее долю приходится более 80 % всего товарооборота ЕАЭС (рис. 2). Другие участники Союза значительно отстают от России по объемам внешней торговли с КНР и занимают от 1 до 16 % в структуре внешнеторгового сотрудничества. Таким образом, дисперсия долей стран ЕАЭС во внешнеторговом обороте с Китаем составляет 11 %.

Рисунок 2 ‒ Доля стран-участниц ЕАЭС во внешней торговле с Китаем, % [15]

Китайский импорт в страны-участницы Союза можно считать в достаточной степени диверсифицированным: ключевыми товарными группами выступают мобильные устройства, машины и оборудование, электротехника, а также отдельные позиции продукции текстильной промышленности (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие товарные группы в структуре импорта
в страны ЕАЭС из КНР за 2021 г., % к итогу [15]

СтранаТоварДоля
АрменияДиоды, транзисторы и аналогичные полупроводниковые устройства; фоточувствительные полупроводниковые приборы7,6%
Телефонный аппарат, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей6,3%
Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства4,2%
Обувь с наружной подошвой и верхом из резины или пластмассы2,6%
Новые пневматические шины из резины2,3%
БеларусьТелефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей8,8%
Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства5,9%
Детали, пригодные для использования исключительно или главным образом с передающими и приемными устройствами4,9%
Товары, не указанные в других источниках3,7%
Запчасти и принадлежности для тракторов, автотранспортных средств для перевозки десяти и более человек3,0%
КазахстанАвтоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства17,6%
Телефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей8,5%
Обувь с наружной подошвой и верхом из резины или пластмассы4,4%
Самоходные бульдозеры, угловые бульдозеры, грейдеры, выравниватели, скреперы, механические лопаты, экскаваторы2,4%
Колготки, трико, чулки, носки и другие чулочно-носочные изделия, вкл. градуированные компрессионные чулочно-носочные изделия1,6%
КыргызстанТрикотажные или вязаные крючком ткани10,3%
Телефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей7,7%
Обувь с наружной подошвой и верхом из резины или пластмассы5,0%
Мужские или мальчишеские костюмы, ансамбли, куртки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и бандажами, бриджи5,0%
Тканые ткани из синтетической нитяной пряжи, вкл. моноволокно4,1%
РоссияТелефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей11,3%
Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства7,7%
Запчасти и принадлежности для тракторов, автотранспортных средств для перевозки десяти и более человек2,7%
Машины, установки или лабораторное оборудование с электрическим подогревом или без него1,8%
Электрические проточные или накопительные водонагреватели и погружные нагреватели; электрическое отопление помещений1,7%

С точки зрения регулирования проникновения товаров из Китая на рынки стран-участниц ЕАЭС целесообразно рассмотреть динамику средних взвешенных ставок импортных тарифов.

Эффективные тарифы, отражающие действительный (номинальный) уровень ввозных пошлин на китайскую продукцию, в 2014‒2020 гг. колебались в пределах от 4 до 7 %, тогда как среднемировые импортные тарифы составляли 5‒6 % (рис. 3). Наиболее высокие ставки импортных тарифов устанавливались Беларусью (максимально 5,5 %), Казахстаном (максимум в 5,9 %) и Кыргызстаном (высшая ставка – 7,3 %).

Рисунок 3 ‒ Средневзвешенные ставки эффективно применяемых тарифов в отношении импорта из КНР, % [16]

Средневзвешенные импортные тарифы, установленные в соответствии с предоставлением КНР режима наибольшего благоприятствования (РНБ), составляли 3‒8 % в странах Союза, на мировом рынке – от 6 до 7 % (рис. 4).

Рисунок 4 ‒ Средневзвешенные ставки тарифов РНБ
в отношении импорта из КНР, % [17]

Меры нетарифного регулирования (МНТ), в соответствии с нормами Евразийского экономического союза, применяются в отношении товаров из третьих стран, согласно списку, представленному в табл. 2. Для Китая актуальны ограничения, касающиеся запретов на ввоз, автоматического лицензирования и применения специальных защитных мер.

Таблица 2

Единый перечень товаров, подпадающих под действие мер
нетарифного регулирования в отношении третьих стран [6]

Применяемые МНТОбъекты применения
Запрет на ввоз/вывозОзоноразрушающие вещества и средства, их содержащие, запрещенные к ввозу/вывозу; опасные отходы, запрещенные к ввозу; информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная к ввозу и вывозу​; и др.
Разрешительный порядок ввоза/вывозаСредства защиты растений; ​информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья​; служебное и гражданское оружие; ​органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека​​; культурные ценности; шифровальные средства; лекарственные средства; и др.
Количественные ограничения (временно)Гречиха; лесоматериалы.
Автоматическое лицензированиеТрубы стальные.
Специальные защитные меры (квоты, лицензии)Отдельные виды сельскохозяйственных товаров; прокат горячекатаный из углеродистых и легированных сталей в листах и рулонах; товары, происходящие из Республики Сербии.

Эффективные ставки импортных тарифов на товары, ввозимые в КНР из стран ЕАЭС, существенно ниже, чем ставки, установленные в Союзе: средний их уровень колеблется в пределах от 0,27 % до 9,44 % (рис. 5). Наиболее высокие тарифы Китай определил для Беларуси и Кыргызстана, самые низкие – для Армении и Российской Федерации. Для сравнения, импортные пошлины в среднем по миру составляли от 3 до 5 %.

Рисунок 5 ‒ Средневзвешенные ставки эффективно применяемых тарифов в отношении импорта товаров в Китай, % [13]

Импорт стран-членов ЕАЭС в Китай в основном представлен продукцией добывающих и перерабатывающих отраслей с относительно низкой добавленной стоимостью ‒ металлургической, пищевой, сельскохозяйственной, нефтегазовой и т.д. (табл. 3). Крупнейшими товарными группами выступают руды, шлак и зола, а также минеральное топливо и минеральные масла.

Таблица 3

Крупнейшие товарные группы в структуре импорта
из стран ЕАЭС в КНР за 2021 г., % к итогу [15]

СтранаТоварДоля
АрменияАлюминий и изделия из него0,2%
Транспортные средства, отличные от железнодорожного или трамвайного подвижного состава, а также их части и принадлежности0,2%
Напитки, крепкие спиртные напитки и уксус0,3%
Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические приборы0,9%
Руды, шлак и зола98,2%
БеларусьСахар и сахарные кондитерские изделия2,7%
Древесная масса или из другого волокнистого целлюлозного материала; восстановленная бумага (отходы и лом)10,5%
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь14,0%
Молочные продукты; птичьи яйца; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения, не используемые в других местах22,0%
Мясо и съедобные мясные субпродукты36,6%
КазахстанНеорганические химикаты; органические или неорганические соединения драгоценных металлов, редкоземельных металлов6,8%
Железо и сталь8,2%
Медь и изделия из нее20,9%
Руды, шлак и зола22,8%
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества30,5%
КыргызстанАлюминий и изделия из него4,9%
Необработанные шкуры (кроме меховых) и кожевенное сырье5,0%
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества13,4%
Табак и изготовленные заменители табака25,7%
Руды, шлак и зола46,9%
РоссияМашины, механические приспособления, ядерные реакторы, котлы; их части2,8%
Товары, не указанные в других источниках3,5%
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь5,2%
Руды, шлак и зола5,3%
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества66,5%

Обсуждение

Одним из важнейших факторов, осложняющих создание зоны свободной торговли ЕАЭС и Китая, выступает разработка перечня так называемых «чувствительных» товаров, под которыми подразумевается продукция, представляемая на рынках с высоким уровнем конкуренции и, соответственно, импорт которой оказывает значительное воздействие на степень конкурентоспособности национальных производителей [12]. Так, например, к категории «чувствительных» товаров Евразийским межправительственным советом отнесены отдельные товарные позиции продукции автомобилестроения, производства резиновых и пластмассовых изделий, легкой промышленности, металлургической и строительной отраслей, сельскохозяйственного машиностроения и др. [9]. Основной риск, связанный с подобными товарами, заключается в сравнительно низкой себестоимости китайского производства, что, в свою очередь, непосредственным образом сказывается на конечной цене продукции, представленной на внутренних рынках стран-участниц Союза [7].

Существенные риски в рамках процесса формирования зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой несет раздробленность отдельных направлений экономической политики стран-участниц [5]. Иначе говоря, по ряду вопросов, имеющих первостепенное значение для выстраивания конкурентоспособного пространства свободных торговых отношений, у членов Союза отсутствует единая концепция развития, что усугубляется различиями в приоритетах во взаимодействии с Китаем. Значительное влияние на успешность переговоров по ЗСТ оказывает асимметрия экономического потенциала государств внутри Союза. Крупнейшим актором ЕАЭС является Российская Федерация, по совместительству предстающая важнейшим стратегическим партнером КНР. Таким образом, необходима эффективная координация усилий в проработке регулирования внутреннего рынка ЕАЭС с точки зрения торгово-экономических и инвестиционных потоков.

В качестве образца формирования ЗСТ между странами-участницами ЕАЭС и Китайской Народной Республикой могут выступать экспериментальные (пилотные) зоны свободной торговли (ЭЗСТ), в пределах которых законодательно разрешено устранение торговых ограничений в отношении иностранных товаров (табл. 4) [8].

Таблица 4

Экспериментальные (пилотные) зоны свободной торговли Китая [1, С. 41‒98]

Этапы созданияЗона свободной торговлиГод созданияОтличительные характеристики
Первая волнаШанхайская2013Особый таможенный режим на территориях Вайгаоцяо, Цзиньцяо, Линьган. Беспошлинные логистические зоны Вайгаоцяо, Яншань и Пудун. Финансовые участки Луцзяцзуй и Экспо. Применение принципа «единого окна».
Вторая волнаГуандунская2014Важный узел Морского шелкового пути XXI в. «Образцовое окно» передовых финансовых услуг, банковского сектора и т.д. Три участка: Наньша, Цяньхай-Шэкоу, Нэнцинь.
Тяньцзиньская2014Три участка: Дунцзян, Тяньцзиньский аэропорт, Биньхай. Направлена на скоординированное развитие региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, всемерное развитие торговли услугами и массовыми грузами, крупномасшатбного импорта автомобилей.
Фуцзяньская2014Три участка: Пинтань, Сямэнь, Фучжоу. Осуществляет поиск новой модели производственного сотрудничества Фуцзяни и Тайваня. Созданы специализированные фонды поддержки предприятий.
Третья волнаЛяонин2016Три участка: Даляньский, Шэньянский, Инкоу. Ориентирована на развитие логистики, являясь центром интермодальных перевозок.
Чжэцзянская2016Три участка: северный и южный районы о. Чжоушань, внеостровная часть г. Чжоушань. Беспошлинные порты для либерализации торговли массовыми товарами. В 2020 г. добавлены участки Нинбо, Ханчжоу и Цзиньхуа.
Шэньсийская2016Опорный пункт экономического сотрудничества и гуманитарных обменов ЭПШП. Включает зоны экспортной переработки и района услуг международного аэропорта Сиани, демонстрационный район высоких агротехнологий Янлин. Созданы парки международного сотрудничества в сельском хозяйстве совместно с Россией, США, Казахстаном, Кыргызстаном, Австралией и Мозамбиком.
Чунцинская2016Международный логистический центр. Включает три участка: Лян цзян, Сиюн и Гоюаньган.
Сычуаньская2016Три участка: Тяньфу, железнодорожный порт Цинбайцзян, порт Лучжоу. Включает в себя беспошлинные логистические центры.
Хэбэйская2016Три участка: Уханьский, Ичанский и Сянъянский. Основное назначение – освоение и наращивание производства новейших видов перерабатывающей промышленности. Созданы специализированные «городки» высокотехнологичных производств.
Хэнаньская2016Комплексный транспортно-логистический узел и район с открытой экономикой. Участки: Чжэнчжоуский, Кайфэнский, Лоянский.
Четвертая волнаХайнань2018Самая крупная ЗСТ в мире. Кючевые авангардные районы – порт Янпу и район Цзяндун.
Хэйлунцзян2019Участки: Харбин, Хэйхэ, Суйфэньхэ. Транспортные узлы, являющиеся частью коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2».
Хэбэй2019Содействует развитию района Сюнъань. Четыре участка: Сюнъань, Чжэндин, Цаохэдянь, аэропорт Дасин.
Шаньдун2019Три участка: Цзинань, Циндао, Яньтай. Поддержка морского хозяйства Китая, поиск путей сотрудничества с Японией и Кореей.
Гуанийская2019Имеет доступ к морю. Укрепляет торгово-экономическое сотрудничество в АСЕАН. Три участка: Наньнин, Циньчжоу, Чунцзо.
Цзянсу2019Три участка: Наньцзин, Сучжоу, Ляньюньган. Разрабатывает новое поколение информационной техники, нанотехнологий и т.п.
Юньнаньская2019Три участка: Куньминский, Хунхэ, Дэхун. Занимается развитием торговли и высокотехнологичных производств, является районом приграничной торговли и трансграничных расчетов в юанях.
Хунань2020Ориентирована на формирование кластера передовой перерабатывающей промышленности, торгово-инвестиционного коридора. Три участка: Чанша, Юэян, Чэньчжу.
Аньхой2020Три участка: Хэфэйский, Ухуский, Бэнбу. Концентрируется на производстве микросхем, электротехники. Комплексный центр научно-технического развития.
Пекин2020Участки научно-технических инноваций, международных торговых услуг, высокотехнологичных производств.

ЭЗСТ позволяют повысить эффективность системы регулирования внешнеторговой деятельности китайских компаний, содействовать большей интеграции местного финансового рынка в международный и т.п. [1, С. 7]. Каждая ЭЗСТ разрабатывает собственные комплексные проекты развития, исходя из уровня экономического потенциала региона базирования. Сопряжение экспериментальных зон свободной торговли Китая и Единого экономического пространства ЕАЭС обеспечит доступ стран-участниц к важнейшим транспортно-логистическим центрам КНР и, как следствие, региональным транспортным коридорам Восточной Азии. Кроме того, появится возможность извлекать конкурентные преимущества из обмена научно-техническими достижениями и передовыми технологиями в развитие экономического потенциала. Также для ЕАЭС могут открыться рынки сбыта в странах-участницах Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), например, Брунее, Камбодже, Индонезии, Лаосе, Малайзии, Мьянме и др. [7].

Несомненно, в долгосрочной перспективе углублению конвергенции между ЕАЭС и КНР будет содействовать международный проект «Один пояс ‒ один путь» (ОПОП), включающий в себя две масштабные инициативы: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» [5]. ОПОП приобрел стратегическое значение для стран-участниц Союза после заключения в 2018‒2019 гг. Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, носящего непреференциальный характер и, соответственно, не имеющего своей целью устранять существующие торговые барьеры. Ключевыми приоритетами реализации проекта ОПОП, а также российской инициативы по выстраиванию Большого евразийского партнерства (БЕП), являются: усиление экономической интеграции стран в БЕП, эффективное развитие евразийской транспортно-логистической системы, стимулирование социально-экономического роста регионов и т.д. [11].

В феврале 2023 г. страны ЕАЭС и Китай подписали соглашение о запуске дорожной карты, призванной обеспечить «активизацию и насыщение» торгово-экономического сотрудничества [4]. Данный документ предполагает цифровизацию транспортных коридоров, формирование единой системы электронного документооборота, развитие кооперации в таможенном деле и торгово-политических вопросах. Одним из потенциальных направлений углубления взаимодействия выступает создание оптово-распределительных и логистических центров, а также внедрение технологии электронного таможенного транзита.

В целях выяснения перспективности создания зоны свободной торговли ЕАЭС-КНР на текущий момент, воспользуемся методом комбинированного SWOT-анализа. На первом его этапе необходимо произвести отбор критериев и их распределение по четырем категориям: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Далее происходит попарное сравнение критериальных показателей (табл. 6‒9) с выставлением балльных оценок исходя из шкалы, представленной в табл. 5. Вес частного критериального показателя рассчитывается как отношение счетного итого к общему счетному (контрольному) итого по каждой категории.

Таблица 5

Разбалловка для попарных сравнений частных критериальных
показателей в матрице предпочтений/непредпочтений

ШкалаБаллы
Предпочтения12345
Непредпочтения10,50,330,250,2

Таблица 6

Матрица попарных сравнений сильных сторон

Наименование частных критериальных показателейВесомость КНР как внешнеторгового партнера ЕАЭСДиверсифицированность китайского импортаНаличие РНБ в отношении КНРСравнительно низкие импортные тарифы КНР в отношении ЕАЭСНаличие нормативно-правового каркаса — Соглашения о торгово-экономическом сотрудничествеСчетное итогоВес показателя
Весомость КНР как внешнеторгового партнера ЕАЭС1430,250,258,50,20
Диверсифицированность китайского импорта0,2510,330,250,332,160,05
Наличие РНБ в отношении КНР0,33310,330,334,990,12
Сравнительно низкие импортные тарифы КНР в отношении ЕАЭС44310,3312,330,29
Наличие нормативно-правового каркаса — Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве43331140,33
Контрольное итого9,581510,334,832,2441,981

Таблица 7

Матрица попарных сравнений слабых сторон

Наименование частных критериальных показателейЗначительная асимметрия веса стран-членов ЕАЭС в торговле с КНРСравнительно высокие импортные тарифы ЕАЭС в отношении КНРНизкая диверсификация импорта ЕАЭСНизкая конкурентоспособность товаров ЕАЭСОтсутствие единой транспортно-логистической системыСчетное итогоВес показателя
Значительная асимметрия веса стран-членов ЕАЭС в торговле с КНР10,250,330,250,252,080,05
Сравнительно высокие импортные тарифы ЕАЭС в отношении КНР4130,33311,330,26
Низкая диверсификация импорта ЕАЭС30,3310,250,334,910,11
Низкая конкурентоспособность товаров ЕАЭС43414160,37
Отсутствие единой транспортно-логистической системы40,3330,2518,580,20
Контрольное итого164,9111,332,088,5842,91

Таблица 8

Матрица попарных сравнений возможностей

Наименование частных критериальных показателейСопряжение ЕЭП ЕАЭС и ЭЗСТ КитаяДоступ к новым рынкам сбыта в рамках ВРЭПКонвергенция в проекте ОПОПДостижение цифрового суверенитетаСоздание регионального транспортно-логистического узлаСчетное итогоВес показателя
Сопряжение ЕЭП ЕАЭС и ЭЗСТ Китая13144130,34
Доступ к новым рынкам сбыта в рамках ВРЭП0,3310,330,535,160,13
Конвергенция в проекте ОПОП13141100,26
Достижение цифрового суверенитета0,2520,2510,253,750,10
Создание регионального транспортно-логистического узла0,250,331416,580,17
Контрольное итого2,839,333,5813,59,2538,491

Таблица 9

Матрица попарных сравнений угроз

Наименование частных критериальных показателейСложность регулирования торговли чувствительными товарамиВысокий уровень конкурентоспособности китайской продукции в сравнении с товарами ЕАЭСРазличия приоритетов внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭССанкционное давлениеНарушение логистикиСчетное итогоВес показателя
Сложность регулирования торговли чувствительными товарами110,330,2546,580,16
Высокий уровень конкурентоспособности китайской продукции в сравнении с товарами ЕАЭС1113390,22
Различия приоритетов внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭС31144130,32
Санкционное давление40,330,25149,580,24
Нарушение логистики0,250,330,250,2512,080,05
Контрольное итого9,253,662,838,51640,241

Следующий шаг – выставление экспертных оценок путем присвоения частным критериям рангов, исходя из уровня их значимости для формирования ЗСТ, по шкале табл. 10.

Таблица 10

Интервалы балльных оценок частных критериальных показателей экспертной группы по видам обобщенных характеристик

Обобщенная характеристикаИнтервал экспертных оценок
минимуммаксимум
S (сильные стороны) и O (возможности)+1+5
W (слабые стороны) и T (угрозы)-5-1

Третий этап – расчет обобщенных балльных оценок критериальных показателей по каждой группе SWOT-анализа (табл. 11) с учетом их весовых характеристик, определенных на втором шаге. Балльная оценка показателя с учетом его весомости рассчитывается как произведение экспертной оценки критерия и его веса.

Таблица 11

Расчет обобщенных характеристик SWOT-анализа

Частные критериальные показателиБалл показателяЕго весомость (значимость)Балльная оценка показателя с учетом его весомости
Сильные стороны
Весомость КНР как внешнеторгового партнера ЕАЭС50,201,01
Диверсифицированность китайского импорта10,050,05
Наличие РНБ в отношении КНР20,120,24
Сравнительно низкие импортные тарифы КНР в отношении ЕАЭС40,291,17
Наличие нормативно-правового каркаса — Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве30,331,00
Итого13,48
Слабые стороны
Значительная асимметрия веса стран-членов ЕАЭС в торговле с КНР-20,05-0,10
Сравнительно высокие импортные тарифы ЕАЭС в отношении КНР-30,26-0,79
Низкая диверсификация импорта ЕАЭС-40,11-0,46
Низкая конкурентоспособность товаров ЕАЭС-50,37-1,86
Отсутствие единой транспортно-логистической системы-10,20-0,20
Итого1-3,41
Возможности
Сопряжение ЕЭП ЕАЭС и ЭЗСТ Китая50,341,69
Доступ к новым рынкам сбыта в рамках ВРЭП30,130,40
Конвергенция в проекте ОПОП40,261,04
Достижение цифрового суверенитета10,100,10
Создание регионального транспортно-логистического узла20,170,34
Итого13,57
Угрозы
Сложность регулирования торговли чувствительными товарами-40,16 

 

-0,65

 

Высокий уровень конкурентоспособности китайской продукции в сравнении с товарами ЕАЭС-50,22-1,12
Различия приоритетов внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭС-20,32-0,65
Санкционное давление-30,24-0,71
Нарушение логистики-10,05-0,05
Итого1-3,18

Четвертый, заключительный этап – расчет позиций критериев по осям
S-W и O-T и определение перспективности формирования ЗСТ ЕАЭС-КНР в настоящий момент по характеристике соответствующего квадранта графика SWOT-анализа (рис. 6). График построен по результатам табл. 11 по следующей методике: точка по оси S-W соответствует разности итоговых балльных оценок сильных и слабых сторон с учетом весомости критериев, по оси O-T – разности итоговых балльных оценок возможностей и угроз с учетом весомости критериев. Конечная точка в пределах квадрантов находится на пересечении перпендикуляров к осям S-W и O-T.

Рисунок 6 ‒ Позиционирование (комплексная оценка) условий
создания ЗСТ ЕАЭС-КНР по итогам SWOT-анализа

Таким образом, для формирования зоны свободной торговли между странами-участницами Евразийского экономического союза и Китаем в данный момент времени имеет место весьма благоприятный климат и значительный потенциал развития внешнеторгового сотрудничества. Однако нельзя не отметить, что в рамках сравнительного анализа были рассмотрены не все факторы, оказывающие влияние на успешность создания ЗСТ, соответственно, невозможно исключать их неблагоприятное воздействие на темпы конвергенции сторон по соответствующему вопросу. Частные критерии, примененные в процессе SWOT-анализа, по большей части компенсируют влияние друг друга и уравновешивают как внутреннюю, так и внешнюю среду.

Заключение

Государствам-членам ЕАЭС и Китайской Народной Республике необходимо сосредоточить максимум усилий на нивелировании угроз для внешнеторгового сотрудничества и превращении слабых сторон в сильные. Особое внимание следует уделить проработке вопросов, связанных с как можно более полным устранением либо максимально возможным снижением тарифных барьеров, сокращением воздействия нетарифных ограничений на рынки, усилением переговорной позиции внутри Евразийского экономического союза с учетом конкурентных преимуществ Китая как ведущего внешнего партнера. Более того, имеет смысл определить набор тех возможностей, которые открываются на двусторонней основе, и работать в направлении их реализации.

Библиографический список

1. Портяков В.Я. Экспериментальные зоны свободной торговли в Китае: монография. ‒ М.: ИДВ РАН, 2021. ‒ 104 с.
2. Зыбенко С.В., Съедугина А.С. Анализ опыта КНР при создании зон свободной торговли и перспектив сотрудничества с ЕАЭС // Вызовы и решения для бизнеса: ВЭД в новых реалиях. ‒ 2023. ‒ С. 316‒322.
3. Копбасарова Г.К., Мусагулов Д.Н. Правовые и экономические аспекты зон свободной торговли // Актуальные вопросы современной экономики. ‒ 2022. ‒ № 5. ‒ С. 625‒630.
4. ЕАЭС и Китай перейдут на электронный документооборот при железнодорожных перевозках грузов / Платформа Trans.ru. ‒ Режим доступа: https://trans.ru/news/eaes-i-kitai-pereidut-na-elektronnii-dokumentooborot-pri-zheleznodorozhnih-perevozkah-gruzov (дата обращения: 19.03.2023).
5. Евразийский экономический союз: связи с внешним миром / Евразийский банк развития. ‒ Режим доступа: https://eabr.org/upload/docs/EDB%20Centre%202017_Monograph_Chapter%205.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
6. Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и Положения о порядке ввоза и (или) вывоза этих товаров / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/MFN-WGHTD-AVRG/Partner/CHN/Product/Total (дата обращения: 18.03.2023).
7. ЗСТ между ЕАЭС и Китаем – дело перспективное, но не быстрое / Ритм Евразии. ‒ Режим доступа: https://www.ritmeurasia.org/news--2022-10-29--zst-mezhdu-eaes-i-kitaem-delo-perspektivnoe-no-ne-bystroe-62781 (дата обращения: 07.03.2023).
8. Китай может запустить Зону свободной торговли с ЕАЭС в Синьцзяне / Евраzия Эксперт. ‒ Режим доступа: https://eurasia.expert/kitay-mozhet-zapustit-zonu-svobodnoy-torgovli-s-eaes-v-sintszyane/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 07.03.2023).
9. Перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/Основные%20направления%20промышленного%20сотрудничества/Чувствительные%20товары/перечень.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
10. Положения и практика в области регулирования регионального сотрудничества и преференциальной торговли (в т.ч. в области невзаимных преференций) / Институт торговой политики НИУ ВШЭ. ‒ Режим доступа: https://tradepol.hse.ru/programme4.7.3 (дата обращения: 07.03.2023).
11. Формирующаяся архитектура евразийского регионализма: тандем ЕАЭС и китайской инициативы ОПОП / Информационно-аналитический центр МГУ. ‒ Режим доступа: https://ia-centr.ru/mediatorcis/mediatorcis2020/formiruyushchayasya-arkhitektura-evraziyskogo-regionalizma-tandem-eaes-i-kitayskoy-initsiativy-opop/ (дата обращения: 07.03.2023).
12. Чувствительные товары / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Pages/Чувствительные%20товары/goods.aspx (дата обращения: 07.03.2023).
13. China Product AHS Weighted Average from World / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CHN/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/AHS-WGHTD-AVRG/Partner/WLD/Product/Total# (дата обращения: 19.03.2023).
14. Free Trade Zones (FTZs) | Definition, Example & Benefits / Drip Capital Inc. ‒ Режим доступа: https://www.dripcapital.com/en-us/resources/blog/free-trade-zones-ftzs (дата обращения: 16.03.2023).
15. Trade Map – Trade statistics for international business development / International Trade Centre. ‒ Режим доступа: https://www.trademap.org/(X(1)S(di0syw55k2zdcy55gq31cwq1))/Index.aspx (дата обращения: 16.03.2023).
16. World Product AHS Weighted Average from China / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/AHS-WGHTD-AVRG/Partner/CHN/Product/Total# (дата обращения: 18.03.2023).
17. World Product MFN Weighted Average from China / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/MFN-WGHTD-AVRG/Partner/CHN/Product/Total (дата обращения: 18.03.2023).