Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2019

Вектор новой этноэкономики как новое направления экономической теории

Analysis of the Strategy of socio – economic development of the city of Yekaterinburg

Хорольская Т.Е.
Старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета
Кубанского государственного аграрного университета
Россия, г. Краснодар


Horolskaya T. E.
The teacher of department of the theory of accounting
Kuban state agricultural university
Russia, Krasnodar
Аннотация: В статье рассматривается новое направление развитие этноэкономики – новая этноэкономика, в основе которой находятся различные виды новаций, позволяющие использовать созидательный потенциал традиционного уклада этносов в соответствии с происходящими глобализационными и технологическими изменениями. Определены направления деятельности этносов, которые соответствуют новой этноэкономике. Выявлено, что появление новой этноэкономики обуславливает необходимость ее встраивания в более сложные экономические системы, например, в экономику крупных хозяйственных пространств или территорий. При этом в процессе интеграции необходимо учитывать, что данный процесс носит двусторонний характер, т.к. не только новые направления этноэкономики встраиваются в экономику нашей страны, но и хозяйственное пространство России должно «принять» новую этноэкономику, что позволит российской экономике генерировать новые конкурентные преимущества, которые она может получить от подобного интеграционного взаимодействия.

Abstract: In article the new direction development of ethnoeconomy – new ethnoeconomy at the heart of which there are different types of innovations allowing to use the creative potential of traditional way of ethnoses according to the happening globalization and technological changes is considered. Activities of ethnoses which correspond to new ethnoeconomy are defined. It is revealed that emergence of new ethnoeconomy causes need of its embedding in more complex economic systems, for example, in economy of large economic spaces or territories. At the same time in the course of integration it is necessary to consider that this process has bilateral character since not only the new directions of ethnoeconomy are built in economy of our country, but also the economic space of Russia has to "accept" new ethnoeconomy that will allow the Russian economy to generate new competitive advantages which she can receive from similar integration interaction.
Ключевые слова: этнос, традиционный уклад хозяйствования, новая этноэкономика, этномаркетинг, этноменеджмент, этническое предпринимательство

Keywords: ethnos, traditional way of managing, new ethnoeconomy, ethnomarketing, ethnomanagement, ethnic business


В своей работе Клочко Е.Н., Кобозева Е.М. отмечают, что понятие «этноэкономика» принято рассматривать «как занятость людей по производству традиционных товаров и услуг, характерных для определенной территориальной единицы. Так, под этноэкономикой в широком смысле многие ученые понимают специфическую форму национальной экономики, а в узком — определенный сегмент национальной экономики, выделенный по традиционным видам деятельности, свойственным данному этническому сообществу» [1]. Авторы предлагают рассматривать этноэкономику как «науку о взаимодействии культуры, традиций, этноса, обычаев, идеологии, религиозных взглядов различных наций с их хозяйственной деятельностью» [1]. Согласимся с данным определением, т.к. оно по-нашему мнению наиболее полно отражает все имеющиеся у данного научного направления теоретические и практические научные возможности.

На рисунке 1 представлены факторы, которые способствуют развитию этнического предпринимательства в хозяйственном пространстве территории.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на развитие этнического предпринимательства [2]

Рассматривая рисунок 1 отметим, что представленные на нем факторы тесно увязаны с теми научными и технологическими тенденциями, которые возникли и активно развиваются в последние десятилетия. Например, для того, чтобы создать специальную инфраструктуру, которая бы помогала этническим предпринимателям продвигать народные промыслы своего этноса необходимо использовать имеющийся в настоящее время опыт развития специальных бизнес-акселераторов, с помощью которых развивается традиционное и инновационное предпринимательство.

Следовательно, необходимо отметить влияние инновационных, информационно-коммуникационных и других видов технологий на деятельность всех этносов, даже тех, которые живут согласно традиционному укладу своих предков. Мы хотим ввести новый научный конструкт «новая этноэкономика», который отражает изменения сложившегося образа жизни этноса под влиянием появляющихся новаций.

Рассматривая категорию «новая этноэкономика» отметим, что данный научный конструкт находится в начале своего становления, т.к. впервые вводится в поле научной теории автором данной статьи. Чтобы более рельефно очертить имеющиеся у данного научного конструкта возможности представим на рисунке 2 те направления деятельности этносов, которые соответствуют новой этноэкономике.

Рисунок 2. Направления деятельности этносов, которые соответствуют новой этноэкономике (разработано автором по результатам исследования)

Рассматривая, представленные на рисунке 2 направления отметим, что все они представляют собой направления приложения имеющегося у каждого из этносов творческого потенциала к возникшим в конце ХХ века – начале  ХХI века новым тенденциям хозяйственной жизни экономических субъектов [3, 4].

Следовательно, можно нести речь о том, что имеющиеся у каждого этноса ресурсы, которые могут быть представлены в виде 1) традиционных хозяйственных практик, сложившихся в процессе традиционного уклада жизнедеятельности этноса, 2) предпринимательских наклонностей, 3) продуктивной хозяйственной энергии необходимо интегрировать с появляющимися или уже активно используемыми креативными возможностями, которые возникают с мировом хозяйственном пространстве.

Считаем, что представленные на рисунке 2 направления деятельности этносов в рамках новой этноэкономики не являются исчерпывающими и обязательно будут дополнены при появлении новых видов технологических, коммуникационных и экономических новаций.

Новая этноэкономика должна быть интересна органам государственной власти Российской Федерации в первую очередь с позиций того, как можно использовать имеющийся у нашей многонациональной страны креативный потенциал проживающих этносов. Забвение этнической специфики может привести к непродуктивному использованию данного потенциала, который не позволит получить синергетический эффект в рамках всей сложной социально-экономической системы, которой является наша страна [5].

Появление новой этноэкономики обуславливает необходимость ее встраивания в более сложные экономические системы, например, в экономику крупных хозяйственных пространств или территорий. При этом процессе интеграции необходимо учитывать, что данный процесс носит двусторонний характер, т.к. не только новые направления этноэкономики встраиваются в экономику нашей страны, но и хозяйственное пространство России должно «принять» новую этноэкономику, что позволит российской экономике генерировать новые конкурентные преимущества, которые она может получить от подобного интеграционного взаимодействия.

Следовательно, обозначенная нами задача разработки вектора новой этноэкономики как нового направления экономической теории является одной из важных задач, которую необходимо решить для успешного развития нашей страны. К решению данной задачи необходимо привлекать органы государственной власти, которые должны обеспечить определенные формы поддержки новой этноэкономики – институциональные, финансовые и пр. Только успешно «встроив» новую этноэкономику в экономическую систему Российской Федерации можно использовать ее дремлющие возможности для «встраивания» экономики страны в глобальную мировую экономическую систему.

Библиографический список

1. Клочко Е.Н., Кобозева Е.М. Этноэкономика региона: потенциал, функции, барьеры развития // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 38-42.
2. Клочко Е. Н., Прохорова В. В. Этнопредпринимательство как новация при переходе экономики на инновационный путь развития // Современная научная мысль. 2017. № 3. С. 127-134.
3. Кетова Н.П., Тимченко Е.Ю. Этномаркетинг как концепция деятельности компаний на продовольственных рынках. – Ростов – на- Дону: Содействие – ХХ1 век, 2011. - С.57-71
4. Павлов К.В. Этноменеджмент и этноэкономика: этнотерриториальные и национальные модели управления и хозяйствования // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2016. - № 1 (18). – С. 18-27.
5. Клочко Е.Н., Резниченко С.М. Характеристика воспроизводственного потенциала этноэкономики Краснодарского края и республики Адыгея // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 67-73.