Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.05.2017

Анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций

Analysis of marketing activities of non-profit organizations

Тараскина Юлия Владиславовна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Taraskina Julia Vladislavovna
National Research Mordovian State University named after N.P. Ogaryov
Аннотация: В данной статье рассматривается анализ маркетинговой деятельности некоммерческих организаций. Приводится определение некоммерческого маркетинга, его основные черты и виды, а также предлагается вариант опроса для целей некоммерческого маркетинга на примере конкретной некоммерческой организации

Abstract: This article examines the marketing activities of non-profit organizations. The definition of non-commercial marketing, its main features and types is given, as well as a variant of the survey for the purposes of non-commercial marketing at the non-profit organization under consideration.
Ключевые слова: некоммерческая организация, некоммерческий маркетинг, маркетинг организаций, маркетинг отдельных лиц, маркетинг мест, социальный маркетинг.

Keywords: non-profit organization, noncommercial marketing, organization marketing, individual marketing, seat marketing, social marketing.


В современном мире маркетинг является не просто видом деятельности по удовлетворению потребностей, но и управленческим процессом, направленном на удовлетворение нужд индивидов либо общественных групп посредством производства и реализации товаров, работ и услуг.

Появившийся в России в конце прошлого столетия и активно развивающийся в настоящие дни некоммерческий маркетинг существенно отличается от коммерческого, и так, предлагаются к рассмотрению отличительные черты некоммерческого маркетинга:

— не ставит цель извлечение прибыли;

— осуществляется на средства учредителей, взносов, пожертвований, государства, средств соответствующего бюджета;

— наличие более сложных целей, так как успех или неудача не может измеряться лишь с финансовой позиции;

— от некоммерческих организаций, как правило, ожидаются и требуются обслуживание экономически невыгодных сегментов рынка;

— некоммерческие организации имеют определенные преимущества по привлечению ресурсов, часто получая их бесплатно или по более низкой цене(к примеру, без учета НДС);

— необходимость поддержания баланса между интересами учредителей и потребителей;

— правило «клиент всегда прав» отсутствует в некоммерческом маркетинге, так как в данном случае приоритет отдается наиболее нуждающейся группе потребителей.

Как правило, некоммерческие организации имеют две категории контрагентов: потребители и учредители, которые зачастую являются органами власти. При этом, потребители могут выступать в качестве членов данной организации и, соответственно, платить соответствующие членские взносы. Причем, в отличие от маркетинга коммерческого сектора некоммерческий маркетинг, не смотря на удачную стратегию, может привести к денежным потерям. Необходимо, чтобы финансирование было достаточным для обслуживания ожидаемого числа клиентов, чтобы никто не сталкивался с плохим обращением или отказом. Цели такой стратегии должны определять количество клиентов, которых нужно обслужить, объем оказываемых услуг, их качество.Как правило, в таких случаях предприятие строит долгосрочные планы[5].

К примеру, НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» разработала Республиканскую адресную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия» на 2014-2043 годы. В данной программе приведен перечень планируемых ремонтных работ с указанием адреса его проведения, сроков, а также видов работ по капитальному ремонт[3].

Исследователи выделяют следующие виды некоммерческого маркетинга:

— маркетинг организаций — это деятельность, осуществляемая с целью создания, поддержания или изменения позиций целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям;

— маркетинг отдельных лиц — деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и поведения по отношению к конкретным лицам, данный вид делится на маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов[4];

— маркетинг мест — это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений и поведения, касающихся конкретных мест, данный вид включает в себя маркетинг жилья и маркетинг зон хозяйственной застройки;

— маркетинг идей или социальный маркетинг — разработка, претворение в жизнь и контроль выполнения программ, имеющих целью добиться восприятия какой-либо социально-полезной общественной идеи.

НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» использует такие виды маркетинга, как: маркетинг организаций и маркетинг идей. Для реализации успешной стратегии маркетинга организаций и маркетинга идей данная некоммерческая организация использует наиболее выгодное и целесообразное решение: веб-сайт, созданный для отображения полезной информации, новостей, публикация отчетности, планов на соответствующий год, а также степень выполнения этих планов, условия оплаты и возможность этой оплаты через интернет по карте «Сбербанк», также торги и поиск наиболее выгодных поставщиков и подрядчиков.

В частности, хотелось бы отметить возможность задавать вопросы на сайте, где потребители могут получить ответ со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт. К примеру, на вопрос: «Я купил квартиру, а у бывшего собственника остались долги за капремонт. Обязан ли я оплачивать долг за старого хозяина квартиры?», был получен следующий квалифицированный ответ: «При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе неисполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 158 ЖК РФ)[1]. Таким образом, требования по оплате взноса за весь период его уплаты предъявляются к лицу, имеющему право собственности в текущий момент».

Коммерческие организации часто используют социальные медиа для привлечения клиентов, однако для некоммерческих организаций такой подход особенно выгоден по ряду причин:

— нет необходимости в чрезмерном финансировании;

— видео как мощный рычаг формирования положительной репутации организации(к примеру, в НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на сайте присутствует 3 ролика на следующие темы: «Способы капремонта», «Что такое капремонт?», «Для чего нужен капремонт?»);

— непрекращающийся обмен информации;

— создание отношений;

— проведение исследований и опросов.

В связи с тем, что данная организация использует все виды преимуществ за исключением последнего, результатом данного исследования является предложение создания опроса на сайте данной организации, который должен включать в том числе мнение собственников о проведенном ремонте, отражать состояние их собственности, а также полноту оплаты взносов, так как при неуплате взносов ремонт не осуществляется. И так, предлагаем к рассмотрению предложенный нами вариант опроса для целей некоммерческого маркетинга на примере НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов»:

  1. Своевременно ли Вы платите взносы на капитальный ремонт?
  • Да
  • Нет
  1. Каким способом Вы формируете фонд капитального ремонта?
  • Специальный счет
  • Счет регионального оператора
  1. Был ли проведен капитальный ремонт в Вашем доме?
  • Да
  • Нет
  1. Оцените качество проведенного капитального ремонта:
  • Отлично
  • Хорошо
  • Удовлетворительно
  • Плохо
  1. Работы были выполнены:
  • С опережением графика
  • С нарушением объявленных сроков
  • Сроки проведения работ не указывались
  • В заявленные сроки
  1. В результате проведенных работ качество жизни в доме:
  • Улучшилось;
  • Ухудшилось;
  • Осталось без изменений.

          Рост некоммерческих организаций ставит вопрос о необходимости проведения исследований в области некоммерческого маркетинга по всем его видам и направлениям, впрочем, можно сделать вывод, что в настоящее время некоммерческий маркетинг находится в динамичном развитии.

Библиографический список

1. Жилищный кодекс РФ [Элетронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [ сайт информ. – правовой компании]. - [ М., 2017 ]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12138291/.
2. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах // Сайт НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов республики Мордовия»: [сайт организации] – [Саранск, 2017]. – Режим доступа: http://kaprm.ru/.
3. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия» на 2014-2043 годы: Республиканская адресная программа [утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.12.2013 № 607 (с изм. и доп.)] – Режим доступа: http://kaprm.ru/resp_programma.html.
4. Дмитриченко О.П., Зыбин О.С. Некоммерческий маркетинг как неотъемлемая часть современного общества //Научная электронная библиотека – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nekommercheskiy-marketing-kak-neotemlemaya-sostavlyaschaya-razvitiya-sovremennogo-obschestva.
5. Саранцева Е. Г., Давыдова В. В. Информационная поддержка стратегических управленческих решений. Международный бухгалтерский учет. 2014. №2. С. 27-34