Abstract: E-Commerce nowadays is a dynamically developing industry around the world. Today, fast and high-quality access to information is very important for people, so the Internet is a very promising environment for the development of trade business. More and more people are accessing information through the world wide web, and the information itself is becoming digital and is carried from seller to buyer in seconds, regardless of their location. In this process, the Internet is the fastest growing information environment.
Keywords: e-commerce, m-commerce
В целом электронная торговля в России в настоящее время активно развивается, прежде всего, за счет значительной экономии времени при совершении покупок с использованием Интернет-ресурсов. Электронная торговля предполагает реализацию целого комплекса определенных мероприятий, в частности, установление с клиентом контакта, электронный обмен данными, предпродажная и послепродажная поддержка клиента и сам процесс продажи, оплата покупки посредством электронных средств, доставка приобретенной продукции, а также иные бизнес-процессы, которые предполагаются в каждом конкретном электронном коммерческом предприятии [1, 2]. Особенно важно отметить, что все покупки в рамках такой формы торговли производятся при помощи системы электронного расчета, при этом осуществляется реализация таможенных, налоговых и иных видов обязательств, предусмотренных для торгового предприятия [3, 4].
Достижения в области цифровых технологий и скорость, с которой они внедряются организациями, наряду с быстрыми темпами вовлечения потребителей и покупателей в данный процесс, стали причиной возникновения новых проблем, которые связаны с необходимостью осознания последствий и факторов, обуславливающих тенденции их развития в условиях цифровой экономики. Одной из отличительных черт развития современной мировой и национальной экономики представляется глобализация рынка, которая поддерживается формированием информационного общества, развитием информационно-коммуникационных технологий и становлением цифровой экономики [5, 6].
Электронная торговля в настоящее время является одним из максимально развивающихся технологичных рынков в мире. Значительный рост данного рынка обуславливается, прежде всего, довольно быстрым глобальным распространением широкополосного (фиксированного и мобильного) доступа к сети Интернет . Согласно последним оценкам, в 2018 г. объем рынка составил 2,6 трлн. долл. (+15,3% к 2017 г.). При этом важно отметить, что доля электронной торговли в совокупном объеме розничной торговли в мире систематически увеличивается, она возросла практически в 1,5 раза с 8,8% в 2017 г. до 12,9% в 2018 г. [7].
Анализ структуры рынка электронной коммерции в России в настоящее время отличается многоплановостью – Интернет-маркеты осуществляют продажу все видов продукции от автомобильных запчастей, крупной бытовой техники до косметических средством и предметов искусства (практически все виды товаров и услуг, которые представлены в стационарных торговых точках). Максимальными темпами растут темпы продаж в категориях «Товары для дома», «Автозапчасти», «Стройматериалы», «Аксессуары» и «Подарки» [8, 9]. Менее значительный рост был отмечен в категориях «Цветы», «Косметика и парфюмерия», а также «Печатные издания». При этом средняя сумма заказов в отечественных Интернет-магазинах составляет 4580 рублей, (например, по оценкам АКИТ средний чек клиента в зарубежных странах – 53 евро).
Наряду с этим, на конец весны 2018 г. более 56% оборота приходится на крупные и средние предприятия электронной торговли. Приблизительно 30% выручки генерируют 50 крупных онлайн-продавцов (всего в России действует более 51 тыс. Интернет-магазинов разного размера). Крупнейшими Интернет-магазинами в 2019 г. являются продавец автозапчастей Exist, гипермаркеты Ситилинк, Wildberries и детский магазин myToys.ru.
Однако, анализируя рынок электронной торговли в России, важно отметить, что темпы роста общего количества отечественных Интернетмагазинов стали замедляться: 8% в 2019 г. против 10% в 2018 г., следовательно, можно говорить о консолидации сектора [10, 11].
Таким образом, обобщая имеющиеся данные, можно отметить, что рынок электронной торговли в России на сегодняшний день достаточно динамично развивается и с каждым годом привлекает все большее количество покупателей, отдающих предпочтение совершению покупок с использованием сети Интернет [12, 13]. Данный факт обуславливает и жесткую конкуренцию среди продавцов, что определяет необходимость постоянного развития всех предприятий электронной торговли, а также систематического внедрения разнообразных программ стимулирования онлайн-продаж и 10 повышения лояльности постоянных клиентов [14, 15].
Одна из составляющих частей электронной коммерции в наше время – это мобильная коммерция. Такой тип коммерции предполагает некоторые отличия от других видов, здесь не нужен быстрый интернет, также можно использовать экраны меньшего диаметра; и находиться пользователь может, где угодно [16]. Мобильная коммерция – это тип деятельности, который в основу своего использования ставит мобильные вычислительные устройства, которые оснащены беспроводной связью, при этом, для проведения платежей используются мобильные приложения. Рост мобильной коммерции напрямую связан с тем, что у пользователей все чаще появляется быстрый мобильный Интернет, и число устройств постоянно растет.
Важным критерием любого мобильного приложения должна быть скорость отклика и время загрузки. В среднем мобильное предложение на данный момент загружается более 15 секунд, что не дает полноценно их использовать. Также в Российской Федерации, характерен низкий уровень работы с клиентами. По данным поисковой системы Яндекс, только 2 тысячи магазинов из 15 тысяч полноценно функционируют с мобильной версией [17]. Это означает, что не все торговые точки обладают достаточными ресурсами для развития мобильной коммерции.
Таким образом, традиционная коммерция является основой в мировой практике электронной коммерции. Использование данного типа коммерции и вообще электронных сетей в целом может добавить гибкости торговой точке.
Библиографический список
1. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: Юнити-Дана, 2019 – 279 с.2. Караев А.К. Влияние финансиализации и неравенства распределения доходов на рост экономики, инвестиционные процессы и инновации // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. №6. С. 57-68.
3. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Малахова Л.И. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 43-46.
4. Никифоров А.Ю., Коробов О.И. Особенности формирования ассортимента в практике сетевых торговых организаций // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 36-39
5. Морозова Т.В. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели: налогообложение, учет и отчетность. М.: Юстицинформ, 2006. 280 с.
6. Ващенко Т.В., Иванова Я.Я., Сокольникова И.В. Финансовая грамотность населения: проблемы оценки и анализа // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 9-3 (56). С. 18-21.
7. Калачева О.Н. Технология организации контроля//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 4 (84). С. 13-22
8. Пономарева Н.В., Голубцова Е.В. Развитие стимулирующей функции ндс в российской федерации через систему Tax free и маркировку товаров // Путеводитель предпринимателя. 2019. № 42. С. 151-158.
9. Косов М.Е., Иванова Я.Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 32-38.
10. Громов В.В., Глубокова Н.Ю. Развитие систем налогообложения малого предпринимательства на этапе инновационного преобразования экономики Российской Федерации-Монограф. Издательство: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Москва, 2013. С. 183
11. Быканова О.А. Элементы общей топологии: Учеб.-метод. пособие по специальности 032100 «Математика» по курсу «Геометрия». Под ред. О.Н. Бабенко; М-о образования Рос. Федерации. Таганрог. гос. пед. ин-т. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.
12. Депутатова Е.Ю., Зверева А.О., Ильяшенко С.Б. Методика оценки и факторы повышения качества обслуживания в розничной торговле.Учебное пособие / Москва, 2018.
13. Бухгалтерский финансовый учет: учебник [Текст]/Бухарева Л.В., Малицкая В.Б., Чиркова М.Б. и.др..-М.: Издательство Юрайт, 2016.-495с.
14. Турищева Т.Б. Учет расчетов по заграничным командировкам: теоретические и практические аспекты//The International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers «The genesis of genius» ISAE «Consilium». -2014. -С. 256-271.
15. Иванова Я.Я. Торговля в России: состояние и перспективы развития // The Financial Centres: Travelling Around the World: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., октябрь 2015 г. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015
16. Ващекина И. В. Структурная эволюция современных национальных банковских систем: преимущества и недостатки в условиях экономического кризиса // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2012. – №1 (61). – С. 36-44
17. Кузнецов Н.В. Управление финансовым обеспечением предприятия в условиях экономического кризиса. – М.: Дашков и К, 2009. – 118 с.