Индекс УДК 338.436:005.332.4
Дата публикации: 05.06.2017

Формирование механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК

Formation of the mechanism of management of competitiveness of enterprises of agroindustrial complex

Грецкая В.Н., Пегушина А.А.
Институт экономики и управления
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г.Симферополь


Gretskaya V, Pegushina A.
Economics and Management Institute
The V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Аннотация: в статье охарактеризован подход формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК, в основе которого – основные категории западного менеджмента, учет разнонаправленных факторов.

Abstract: in the article the approach of formation of the mechanism of management of competitiveness of the agro industrial complex enterprises is described, in the basis of which are the main categories of Western management, accounting for multidirectional factors.
Ключевые слова: механизм управления конкурентоспособностью предприятия, агропромышленное предприятие, миссия, ценности, видение, стратегия, факторы.

Keywords: еenterprise competitiveness management mechanism, agro-industrial enterprise, mission, values, vision, strategy, factors.


Введение. Вопросы поиска путей построения и совершенствования механизма управления конкурентоспособностью предприятия АПК в экономической науке и практике многоплановые, требующие системного и комплексного подхода. Разработка единого организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предполагает объединение управленческих, технических и технологических мероприятий по ее повышению[2]. Проблема построения механизма управления конкурентоспособностью агропромышленных предприятий исследована в недостаточной степени, в связи с чем изучение основных элементов  формирования данного механизма является актуальным.

Объекты и методы исследования. Целью исследования является изучение основных элементов формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия АПК.

В ходе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, системный подход, метод логического анализа, обобщения.

Экспериментальная часть. В общем виде механизм управления рассматривают как составную часть системы управления, обеспечивающую действенное влияние на факторы, состояние которых обусловливает результат деятельности объекта управления. Механизм управления для агропромышленных предприятий может представлять  собой инструментарий воздействия на экономические и организационные параметры системы управления предприятием, что способствует формированию конкурентных преимуществ и повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

Предлагаемый подход к управлению конкурентоспособностью агропромышленного предприятия базируется на таких основных категориях западного менеджмента как миссия, ценности, видение и стратегия предприятия. Рассмотрим реализацию предлагаемого подхода на примере предприятий, основной деятельностью которых является эфиромасличное производство.

Миссия предприятия рассматривается как главная генеральная цель, причина существования предприятия. Хорошо обоснованная и сформированная миссия имеет действительную управленческую ценность (рис.1):

Рисунок 1. Ценность миссии предприятия

Приведем пример формулировки миссии эфиромасличных предприятий: «Обеспечение населения высококачественной, натуральной продукцией в требуемом количестве и ассортименте, которое поможет сохранить здоровье, красоту и работоспособность».

Ценностями эфиромасличных предприятий (то, что важно и приоритетно для предприятия)  может быть сохранение здоровья и красоты населения путем производства продукции из натурального и качественного сырья.

Видение определяет будущий образ организации, представление о развитии организации, избранных технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса. Возрастающее значение видения в современном мире определяется следующими факторами:

— видение является действенным средством мотивации сотрудников организаций;

 — в видении  обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет  индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей;

— видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей организации.

Для эфиромасличных предприятий предлагается следующее видение: «Содействовать повышению качества жизни населения посредством производства конкурентоспособной эфиромасличной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках».

Стратегия рассматривается как выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на агропродовольственном рынке, исходя из его особенностей. Для предприятий эфиромасличной отрасли стратегия должна разрабатываться исходя из: 1) целевой установки на основе целостной системы принципов, таких как:  комплексность, системность,  динамичность,  непрерывность,  оптимальность, конструктивность[2]; 2) с учетом направлений социально-экономического развития региона в сфере АПК; 3) с учетом взаимозависимых и разнонаправленных факторов.

Для достижения наибольшего эффекта стратегические действия каждого отдельного предприятия должны соответствовать общим, обоснованным на государственном уровне направлениям социально-экономического развития региона. Так, в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года отмечено, в 1 группу приоритетных направлений, позволяющих максимально эффективно использовать региональные преимущества Республики Крым и обладающих максимальной отдачей от вложенных инвестиций входит выращивание эфиромасличных культур[1]. Ориентация на устранение слабых сторон: высокий моральный и физический износ основных фондов, недостаток финансовых средств, дефицит квалифицированных кадров, недостаточная инновационная активность, низкая эффективность сельского хозяйства позволит повысить стратегическую конкурентоспособность эфиромасличных предприятий.

При построении механизма управления конкурентоспособностью предприятий целесообразно учитывать факторы, оказывающие влияние на возможность эффективного функционирования эфиромасличных предприятий в регионе (политико-правовые, экономические, социальные, технико-технологические, экологические);  факторы внутренней среды предприятия; тенденции развития отрасли, ее проблемы и угрозы, а также опыт экспертов-практиков в данной сфере.

Итогом анализа разнонаправленных факторов является определение факторов формирования и функционирования организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК.

Заключительным этапом стратегии является разработка инструментария повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий.

Результаты. С учетом вышеизложенных позиций представим основные элементы механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК (рис.2).

Рисунок 2. Основные элементы механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК

Выводы. Обобщая вышеизложенное, отметим, что представленный механизм позволит руководству агропромышленных предприятий в определенной степени сконцентрировать усилия и осуществить целенаправленное воздействие на факторы, влияющие на процесс формирования конкурентоспособности предприятий.

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf- 339 с.
2. Шишко Н.В., Кузубов А.А. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью агропромышленных предприятий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://mbf.vvsu.ru.pdf.