Индекс УДК 658.86/.87
Дата публикации: 31.05.2023

Стратегические приоритеты формирования конкурентных преимуществ предприятий химического машиностроения России

Strategic priorities for the formation of competitive advantages of chemical engineering enterprises in Russia

Буторина Татьяна Федоровна
Кунев Сергей Викторович
1. АНО ВО «Открытый университет экономики, управления и права», г. Москва
2. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Россия, г. Саранск


Butorina Tatiana
Kunev Sergey

1. Open University of Economics, Management and Law, Moscow
2. «Mordovia state University. N. P. Ogareva» Russia, Saransk
Аннотация: В статье на основе результатов исследования конкурентных позиций предприятия российского химического машиностроения АО «Рузхиммаш» рассматриваются стратегические цели в направлении их роста : увеличение рыночной доли на 5,0%, создание новых продуктов более высокого качества, повышение прибыльности производственно-коммерческой деятельности, инвестиции в ИТ-решения, внедрение инноваций в бизнес- процессы, автоматизация и информатизация производства и продвижения вагонов на рынке, увеличение доли цифровых каналов в организации взаимодействия производственного предприятия АО «Рузхиммаш» с клиентами и др.

Abstract: In the article, based on the results of a study of the competitive positions of the Russian chemical engineering enterprise JSC "Ruzkhimmash", strategic goals in the direction of their growth are considered: an increase in the market share by 5.0%, the creation of new products of higher quality, an increase in the profitability of production and commercial activities, investment in IT -solutions, introduction of innovations in business processes, automation and informatization of production and promotion of wagons on the market, increase in the share of digital channels in the organization of interaction between the production enterprise JSC "Ruzkhimmash" with customers and others.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, рынок, стратегия, стратегические цели, ИТ-технологии.

Keywords: competition, competitiveness, market, strategy, strategic goals, IT technologies


Отрасль химического машиностроения России является достаточно конкурентной и динамичной. В связи с неизбежным уменьшением природных ресурсов возрастает потребность в поиске альтернативных источниках энергии, материалах и продуктов, произведенных искусственным путем. Многие из этих материалов создают на основе продуктов нефтесинтеза и углеводородов. Их транспортирование требует рост мощности транспортного парка. Одним из его производителей является АО «Рузхиммаш». Основными конкурентами данной компании являются НПК «ОВК», АО «Уралвагонзавод», АО «Тихвинский завод» и др.

Результаты проведенного исследования указывают на недостаточный  уровень конкурентных позиций АО «Рузхиммаш» по методу иерархии по причине недостаточно эффективной маркетинговой деятельности по ряду направлений: цены конкурентов ниже; продвижение продукции недостаточно эффективно по причине недостатков системы маркетинговых коммуникаций. отсутствует штатная единица, ответственная за организацию маркетинговой деятельности и маркетинговый контроль.

Конкурентным преимуществом выступает высокое качество производимой и реализуемой продукции (несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов).

Главной целью стратегического планирования в АО «Рузхиммаш» можно определить формирование наиболее перспективных направлений развития для возможности обеспечения в будущем ее роста и процветания.

Процесс стратегического планирования АО «Рузхиммаш» начинается с формулирования миссии, целей предпринимательской деятельности и далее по результатам анализа внешней и внутренней среды — разработкой стратегических приоритетов, стратегии и ее оценкой в конечном итоге.

Формирование миссии, видения, стратегических целей АО «Рузхиммаш» заложено в основу разработки и реализации стратегии. Миссия и видение коммерческой организации АО «Рузхиммаш» приведены на рисунке 1.

Исходя из сформированной миссии и видения АО «Рузхиммаш» сформированы стратегические цели (рисунок 2).

Рисунок 1 — Миссия и видение АО «Рузхиммаш»

Стратегические цели АО «Рузхиммаш» — это цели, характеризующие конечное состояние предприятия, которые необходимо достичь в течении установленного промежутка времени.

Рисунок 2 — Стратегические цели предприятия на 5 лет

Стратегические цели в АО «Рузхиммаш» формируются в общем и по подсистемам предпринимательских процессов, о чем позволяют судить сведения рисунка 3.

Рисунок 3 – Направления формирования стратегических целей производственного предприятия АО «Рузхиммаш»

Формирование стратегических целей в АО «Рузхиммаш» формируется на средне и долгосрочную перспективы. Долгосрочные цели определяют намерение предприятия занять определенное место на рынке в перспективе на период более 5 лет, соответственно среднесрочные цели устанавливаются со сроком от 1 до 5 лет.

Для АО «Рузхиммаш» ввиду выявленных проблем финансовой направленности, связанных со снижением доходности и прибыльности работы, а также проблем маркетинговой направленности необходимо обеспечить поиск путей совершенствования стратегических целей по блокам: финансы для повышения уровня доходов от продажи вагонов и прибыли; маркетинг.

В АО «Рузхиммаш» сформированы ключевые ценности: ориентация на клиента, работа в команде, ориентация на результат, проявление инициативы, постоянное совершенствование.

Ключевые ценности АО «Рузхиммаш» предлагается дополнить с учетом внедрения в производственные процессы и процессы продаж ИТ- технологий: ориентация на клиента, работа в команде, ориентация на результат, проявление инициативы.

Постоянное совершенствование бизнес-процессов на базе внедрения ИТ-технологий.

В основу формирования ключевых ценностей АО «Рузхиммаш» необходимо заложить организацию бизнес-процессов с учетом внедрения ИТ-технологий. Рисунок 4 содержит целевые установки и задачи, характерные для использования в управленческом механизме АО «Рузхиммаш» ИТ-технологий.

Рисунок 4 — Цель и задачи внедрения ИТ-технологий в управленческий механизм АО «Рузхиммаш»

Под управлением ИТ-технологиями га предприятии принято понимать совокупность действий и инструментов ответственных сотрудников в направлении информатизации и автоматизации бизнес-процессов. Целью управления ИТ-технологиями в АО «Рузхиммаш» можно обозначить обеспечение быстрого обращения информации посредством используемых ИТ-технологий.

Внедрение в практику предпринимательской деятельности АО «Рузхиммаш» ИТ-технологий базируется на следовании определенным принципам, которые графически в виде схемы представлены далее по тексту на рисунке 5.

Рисунок 5 — Принципы внедрения и использования ИТ-технологий

ИТ-технологии в управленческом механизме оказывают влияние на бизнес-процессы предприятия, направления которого можно проследить по рисунке 6.

Рисунок 6 — Направления влияния использования ИТ-технологий на экономические результаты деятельности предприятия

Внедрение ИТ-технологий позволит АО «Рузхиммаш» повысить эффективность, скорость, полноту и достоверность информационных потоков; внедрение ИТ-технологий базируется на проектном управлении.

Основным минусом внедрения ИТ-технологий в предпринимательский процесс можно назвать необходимость поиска финансовых ресурсов на их внедрение, а также возможные сложности в вовлечении новых ИТ- технологий в бизнес-процессы.

Стратегическими приоритетами АО «Рузхиммаш» на ближайшие 5 лет должны стать следующие:

  • Увеличение рыночной доли на 5,0% (в настоящее время доля АО «Рузхиммаш» на рынке производства несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов по стране составляет около 15,0%).
  • Создание новых продуктов более высокого качества.
  • Повышение прибыльности производственно-коммерческой деятельности.
  • Инвестиции в ИТ-технологии, внедрение инноваций в бизнес- процессы, автоматизация и информатизация производства и продвижения вагонов на рынке.
  • Увеличение доли цифровых каналов в организации взаимодействия производственного предприятия АО «Рузхиммаш» с клиентами.
  • Совершенствование ценовой политики.
  • Совершенствование системы продвижения несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов в практике АО «Рузхиммаш».

На пятилетнюю перспективу предлагается увеличение доли цифровых каналов в организации взаимодействия производственного предприятия АО «Рузхиммаш» с клиентами: более 50% продаж продукции (грузовых вагонов) обеспечить через цифровые каналы; обеспечить возможность доступа для клиентов в электронных каналов 100% продуктов.

Также к 2026 году предполагается обеспечить перевод более 80% сервисных операций в дистанционные каналы.

Так, стратегическими приоритетами АО «Рузхиммаш» должны стать приоритеты роста доходности и прибыльности, повышения отдачи от маркетинга с учетом ориентации на внедрение ИТ-технологий в предпринимательские процессы.

На основе сформированной миссии и стратегических целей, стратегических приоритетов производственного предприятия формируется его стратегия развития [1].

Предприятие АО «Рузхиммаш» ориентировано на наступательные стратегические действия. Производственное предприятие АО «Рузхиммаш» применяет стратегию удержания по И. Ансоффу, стратегию лидерства в издержках по М. Портеру, стратегию центрированной диверсификации по Ф. Котлеру. Необходимости смены вектора стратегии предприятия нет, предложено развивать направления существующей стратегии за счет совершенствования стратегических целей и приоритетов.

Достичь сформированные стратегические приоритеты в практике АО «Рузхиммаш» возможно через устранение или же минимизацию негативного влияния выявленных проблем предпринимательской деятельности.

Таким образом, для российского предприятия отрасли химического машиностроения АО «Рузхиммаш» рекомендованы на период 5 лет следующие стратегические приоритеты: клиентоориентированность, цифровизация процессов управления, совершенствование ценовой политики  и системы продвижения несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов.

Существенной проблемой прогнозирования развития компании является растущая нестабильность внешних рынков, вызванная экономическими санкциями в отношении России и российских компаний.

Библиографический список

1 Буторина Т. Ф. Маркетинговые инструменты обеспечения конкурентных преимуществ предприятия / Т. Ф. Буторина, С. В. Кунев // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 3 (1). – С. 25-33
2 РМ Рейл Рузхиммаш // Официальный сайт. – Режим доступа: https://rmrail.ru/nashi-predpriyatiya/rm-reyl-ruzkhimmash/ (дота обращения: 04.05.2023)