Индекс УДК 332.1
Дата публикации: 26.12.2016

Долговая политика Республики Мордовия

Debt policy of the Republic of Mordovia

Макейкина Светлана Михайловна, Байнева Марина Анатольевна
1. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит
2. студентка экономического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Республика Мордовия, г. Саранск

Makanina Svetlana, Bayneva Marina
1. PhD, Department of Finance and Credit
2. Еconomics student
National Research Mordovia State University
Аннотация: В последние годы долговая политика субъектов РФ все больше становиться актуальной, это связанно с многими процессами, происходящими в Российской Федерации. Государственные заимствования используются не только в российской, но и в мировой экономике. В данной статье рассматривается причины использования заемных средств и представлены результаты анализа долговой политики Республики Мордовия. Представлены основные задачи долговой политики региона.


Abstract: In recent years, the debt policies of the subjects of the Russian Federation is increasingly becoming relevant, it is connected with many processes in the Russian Federation. Government borrowing is used not only in Russia but also in the global economy. This article discusses the reasons for the use of borrowed funds and the results of the analysis of debt policy of the Republic of Mordovia. Presents the objectives of the debt policy of the region.
Ключевые слова: долговая политика, государственные заимствования, государственный долг, бюджетные риски, дефицит бюджета

Keywords: debt policy, public borrowing, public debt, fiscal risks, the budget deficit


долговой понимается органов государственной по управлению долгом. политика идеологию управления заимствованиями, определяет и управления долгом и направления органов по реализации [1]. Другой автор, Болдырев Б. Г. считает, что государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены за определенный срок или к определенной дате [6].

В современных условиях дефицита бюджетов проблема заимствований регионов особенно актуальна в свете имеющихся тенденций как в российской, так и в мировой экономике. Динамика долговой нагрузки является одним из основных факторов, влияющих на финансовую стабильность и финансовое состояние субъектов.

Долговая политика не только формирует идеологию управления государственными заимствованиями, но и определяет стратегию и тактику управления государственными заимствованиями и основные направления региональных органов власти по их реализации.

Государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств. Проводимая долговая политика регионов исходит из объективности долговых заимствований, то есть бюджетные долги возникают в целях обеспечения дефицита бюджета.

средства довольно выступают источником дефицита, как национальном масштабе, и уровне субъектов. Кроме полученные финансовые могут для в приоритетные производства конкретного это стимулировать инновационное развитие, проекты, целевые социального промышленного Этот вопрос актуален для с выраженным характером экономики, одному из таких регионов относится республика

долговой политики комплекс

а) создание долговой

б) разработку долговой политики, ее стратегических целей, задач;

в) деятельностью государства планированию заимствований, государственных организации займов, поручительств;

г) за целевым привлекаемых а за своевременным государственного долга

Причины, из-за которых используются заемные средства правительствами всех стран, заключаются в значительно меньших негативных последствиях для национальных экономик по сравнению с монетарными приемами балансирования государственных доходов и расходов (например, дополнительной денежной эмиссией), а также в более благоприятных внутриполитических последствиях по сравнению с практикой повышения налогов. Внешний долг является противоречивым и сложным понятием, он оказывает огромное влияние на финансово-экономическое положение региона-заемщика. Для дополнительных финансовых ресурсов привлекаются внешние заимствования, которые в свою очередь открывают доступ в научно-технической сфере и современному управленческому опыту.

Также необходимо отметить, что неконтролируемый и устойчивый рост государственного долга содержит угрозы в контексте экономической безопасности региона и увеличения дефицита бюджета субъекта в перспективе.

Государственный долг Республики Мордовия является одной из основных проблем, принимая очень серьезный характер. В 2018 году в Саранске будет проходить чемпионат мира по футболу, который прогнозируемо вызовет потребность в дополнительном финансировании в связи с масштабными проектами по совершенствованию транспортной и дорожной инфраструктуры, как города Саранск, так и всего региона.   Стоит отметить, что экономическое развитие республики Мордовия осуществляется в условиях устойчивого дефицита бюджета, который на 2016 год составил 2383 миллионов рублей. На рисунке 1 представлено как с 2014 года государственные заимствования региона уменьшаются [2].

Рисунок 1 – государственного долга республики Мордовия

На данных, в рисунке можно сделать вывод том, государственный долг за исследуемый уменьшился почти в 2 раза ( 2446 руб. или на 49,4%).

Таблица 1

Источники финансирования бюджета [3]

20142015 годгод
кредиты1 488461
Облигации400400
кредиты31 650
Иные-157658-631
остатков средств310

Из таблицы очевидно, источники финансирования бюджета

Сформировавшийся высокий уровень государственного долга по состоянию на 1 января 2014 г. имеет ряд объективных причин. Если проанализировать объем и структуру долга за период 2008 – 2013 годов, можно отметить, что резкий рост долга наблюдается с 2010 года. На резкий скачок роста государственного долга повлияла чрезвычайная ситуация с засухой 2010 года долг республики увеличился дополнительно на 2480,0 млн. рублей и увеличению расходов на его обслуживание, так как на ликвидацию последствий засухи из федерального центра были предоставлены бюджетные кредиты на частичное покрытие дефицита с установлением платы за пользование средствами кредита в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а не беспроцентные бюджетные кредиты на ликвидацию последствий стихийных бедствий или дотации.

Таким образом, за период с 2010 по 2011 год государственный долг республики вырос на 7350,3 млн. рублей.

Высокий уровень дефицита бюджета региона-заемщика в 2012 и 2013 годах также привел к последующему наращиванию объема долга.

Особое внимание должно быть уделено возникающим рискам будущих затрат, связанных с предоставленными Правительством Республики Мордовия государственными гарантиями, срок возврата которых должен был наступить в 2015 – 2017 годах. Общий объем проблемных гарантий указанного периода составляет более 1300,0 млн. рублей. В настоящее время министерство финансов Республики Мордовия заключил соглашение о пролонгации долговых платежей республики до 2020 года.

Еще одна категория рисков обусловлена ухудшением условий обслуживания и погашения бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами. Риски связаны с невозможностью единовременного погашения полученных бюджетных кредитов и своевременностью ежемесячного обслуживания накопленных бюджетных кредитов частью местных бюджетов.

Перечисленные бюджетные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий.

По данным таблицы 2 государственный долга в 2014 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 82 716 809,8 рублей [4].

Таблица 2

Государственный долг РМ на период январь 2014 – октябрь 2016 гг. [2]

2014Удельный вес, %2015Удельный вес, %2016Удельный вес, %
Среднегодовое значение25 629 607,8231 700 037,9139 077 709,1
Январь26 702 654,68,6828 568 183,37,5136 042 833.29,23
Февраль25 995 654,68,4528 568 183,37,5137 267 833,29,54
Март26 150 481,88,5029 318 183,37,7138 192 963.69,78
Апрель26 988 981,88,7830 768 183,38,0938 867 963.69,95
Май21 598 424,37,0230 438 733,48,0038 912 585.09,97
Июнь29 195 145,39,4932 838 733,48,6339 087 585.010,1
Июль29 096 145,39,4630 638 733,48,0540 987 585.010,5
Август20 023 022,36,5133 001 871,98,6840 137 585.010,28
Окончание таблицы
2014Удельный вес, %2015Удельный вес, %2016Удельный вес, %
Сентябрь24 503 022,37,9732 202 412,48,4739 887 585.010,22
Октябрь26 374 156,58,5834 377 412,49,0440 887 585.010,47
Ноябрь25 077 552,58,1534 927 412,49,18
Декабрь25 850 052,58,4134 752 412,49,14
Всего307 555 293,8100380 400 454,9100390 272 103,6100

В середине квартала практически всех происходит значения государственного что связано повышением региона направлением части на погашение перед В же время, тенденция наблюдается конце квартала. изменения в очередь связаны периодами проведения работ и объективным фактором В остальных резких скачков государственного долга месяца месяцу наблюдается, либо связаны с колебаниями экономике повышение инвестиционных на капитальное масштабные работ, с ликвидацией природных явлений ураганы т.д.).

Основными направлениями реализации долговой политики Республики Мордовия в 2016 – 2018 гг. являются:

1) не превышение уровня государственного долга, установленного бюджетным законодательством;

2) снижение расходов на обслуживание государственного долга;

3) соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 – 2018 годы.

Приоритетными задачами осуществления долговой политики за указанный период является снижение объема государственного долга до максимально возможного уровня в имеющихся экономических условиях, в том числе снижение уровня рыночного долга к концу 2018 года до уровня объема не более 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений [5].

По нашему мнению, основными задачами долговой политики Республики Мордовия должны выступать:

а) эффективное использование привлеченных средств;

б) обеспечение своевременного возврата  привлеченных средств;

в) определение приоритетов региональной политики;

г) совершенствование мониторинга и учета государственных займствований.

Таким образом, на данный момент перспективы сокращения размера государственного долга РМ скорее носят перспективный характер, поскольку в связи с близящимся ЧМ по футболу регион будет вынужден увеличить долговую нагрузку, что объясняется неготовностью замещения за счет собственных средств. Однако, в самой ближайшей перспективе за счет высокого инновационного потенциала ситуация может измениться в лучшую сторону за счет внедрения новейших технологий в области энергоэффективности. Но данный сценарий возможен лишь в случае перестройки экономики региона на базе становления диверсифицированно направленной промышленности и переориентации локальных экономических процессов на более высокие технологические стандарты.

Библиографический список

1 Волынская О.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11609911
2 О республиканском бюджете на 2016 год [Электронный ресурс] :Закон Республики Мордовия от 22.12.2015 г. №89–З . – – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru/
4 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfinrm.ru/
5 Указ главы республики Мордовия «Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»
6 Финансы капитализма :учеб для студентов вузов по спец. «Финансы и кредиты» /под ред. Б. Г. Болдырева. М. : Финансы и статистика, 1990.