Индекс УДК 33
Дата публикации: 23.12.2016

Оценка конкурентоспособности предприятия ПАО «Саранский приборостроительный завод»

Evaluation of competitiveness of the enterprise PJSC «Saransk Instrument Making Plant"

Касимова А.И., Яшкина В. Н.
Мордовский государственный университет
Kasimova A.I., Yashkina V.N.
Mordovia State University
Аннотация: В статье рассматривается сущность конкуренции и конкурентоспособности, дана оценка конкурентоспособности ПАО «Саранский приборостроительный завод». На основе SWOT-анализа рассматриваются возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия по отношению к другим в данной отрасли, внутри страны и за ее пределами.
Объектом исследования выступает конкурентоспособность ПАО «Саранский приборостроительный завод»
Методы исследования – изучение специализации и реализации продукции, SWOT-анализ, сравнение, синтез.


Abstract: The article deals with the essence of competition and competitiveness, assesses the competitiveness of PJSC «Saransk Instrument Making Plant". On the basis of the SWOT-analysis examined the opportunities and threats, strengths and weaknesses of the enterprise in relation to others in the industry, at home and abroad.
The object of research is the competitiveness of PJSC «Saransk Instrument Making Plant"
Methods of research - the study of specialization and product sales, SWOT-analysis, comparison, synthesis.
Ключевые слова: конкуренция, SWOT-анализ, качество, перспектива, эффективность, стоимость.


Keywords: competition, SWOT-analysis, quality perspective, the effectiveness, cost.


Введение

Дух соперничества – это главный фактор в рыночной экономике, который, по большому счёту, и определяет формы хозяйственной деятельности людей и особо эффективно выражается в такой экономической категории, как конкуренция.  Конкуренция зарождается, когда на одном и том же рынке реализуется значительное количество товаров, схожих по своим потребительским свойствам. Сущность конкурентной борьбы заключается в совершенствовании или сохранении положения предприятия на рынке, что обретается вследствие различия предоставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени достаточности конкурентной потребности покупателя, так и по соответствующим издержкам на её удовлетворение. Реальность рыночной экономики такова, что только благодаря высокой конкурентоспособности предприятие может выжить и получить необходимую прибыль.

Промышленная политика России и Республики Мордовия нацелена на обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. Для этого необходимо эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества и занятие российскими производителями существенных позиций на внешних рынках.[1]

В Республике Мордовия одним из ведущих промышленных предприятий является ПАО «Саранский приборостроительный завод». Это предприятие специализируется на производстве приборов для нефтегазового комплекса, химической, металлургической, машиностроительной, пищевой промышленности и коммунального хозяйства. На сегодняшний день предприятие изготавливает свыше 100 видов продукции. Кроме того, производится обслуживание в сфере производства штампов, пресс-форм и другого технологического оборудования.

Центральными видами продукции, изготовляемой предприятием, являются:

 – приборы коммерческого учета энергоресурсов (теплосчетчики, счетчики жидкости, трехфазные и однофазные счетчики электрической энергии);

 – приборы промышленной группы (приборы для фиксирования и регулирования давления, разрежения, регулирующие и исполнительные устройства, приборы для измерения параметров движения, вторичные показывающие и регистрирующие приборы);

– упругие чувствительные элементы (мембраны, коробки и блоки мембранные измерительные, сильфонные компенсаторы);

– медицинская техника (тонометры);

 – товары народного потребления (ионизаторы воздуха) [2].

    Потребителями продукции ПАО «СПЗ» являются крупные и широко известные предприятия, не только на территории России, но  и заграницей. Крупными потребителями продукции ПАО «СПЗ» являются предприятия РАО ЕЭС России, ОАО «Газпром», ООО «Сургутгазпром» г. Сургут, ООО «Оренбурггазпром» г. Оренбург, ЗАО «Ангарская нефтехнимическая компания» г. Ангарск и многие другие. Это, безусловно, характеризует деятельность ПАО «СПЗ» только с положительной стороны. Сотрудничество с такими крупными потребителями предоставляет возможность прогнозировать, что в будущем будут поступать заявки на продукцию завода.

Основные конкуренты предприятия по приборной продукции: ОАО «Монотомь» г. Томск, ОАО «Теплоконтроль» г. Казань, ЗАО «Метран» г. Челябинск, ОАО «Промприбор» г. Калуга, ОАО «МЗЭП» г. Москва, ОАО «СЭТО» г. Ульяновск, ОАО «Тогсистема» г. Москва, ОАО «Диод» г. Москва и другие.  По товарной группе ПАО «СПЗ» это ЗАО «Forum-Group» г. Москва, ЗАО «Стелс МК» г. Москва, ЗАО «АВВА+» г. Москва и другие. Следует отметить, что по отдельным видам продукции значительную конкуренцию могут составить предприятия г. Саранска. Среди них: ЗАО «Цветлит» и ОАО «Электровыпрямитель». Непосредственно к  списку конкурентов следует причислить и предприятия, специализирующиеся на изготовлении товаров-заменителей.

В условиях введения экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц принципиально изменяется подход к созданию обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий. [3]

Экспериментальная часть

Беспроигрышным средством, предоставляющим возможность  распознать и структурировать сильные и слабые стороны ПАО «Саранский приборостроительный завод», параллельно оценить образующиеся одновременно возможности и угрозы, служит практикуемый в зарубежных странах  SWOT-анализ, посредством которого предприятие имеет возможность систематически обнаруживать, давать оценку и контролировать потенциалы, совершенствовать свою деятельность в целях сокращения возможных опасностей и угроз.

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа факторов деятельности ПАО «Саранский приборостроительный завод»

Благоприятные возможности (Opportunities)Угрозы и риски

(Threats)

1)      допустимость применения современных технологий;1) сокращение рынка сбыта по некоторым типам продукции;
2)      поиск преимущественно выгодных поставщиков;2) появление товар иностранных конкурентов с наиболее низкой стоимостью;
3)      допустимость осуществления партнёрских отношений с ведущими конкурентами относительно ценовой и рыночной политики;3) ужесточение антимонопольного законодательства;
4)      перспектива выхода на новые рынки или сегменты рынка;4) более строгие условия работы с поставщиками;
5)      увеличение производства посредством господдержки отрасли в пределах участия в программах поддержки предпринимательств;5) неэффективное рыночное состояние товаров народного использования;
6)      увеличение рынков сбыта и рост спроса посредством усовершенствования отрасли машиностроения и строительства;6) возрастание цен на энергоресурсы и металлургическую продукцию;
7)      благоприятная экономическая, политическая и социальная ситуация в регионе;7) значительные преграды выхода на некоторые сегменты рынка;
8)      экономический рост благоприятствует к повышению общего уровня спроса;8) конкуренция современных технологий мировых производителей на территории Российской Федерации и Республики Мордовии;
9)      достижимость услуг по возрастанию квалификации персонала;9) модернизация финансовой и налоговой политики государства;
10)  досягаемость ресурсов10) сбои в снабжении комплектующих
Сильные стороны

(Strengths)

Слабые стороны

(Weaknesses)

1)      существование крупной инструментальной базы (оборудование и импортные станки) 

1) примитивная дилерская сеть;

2)      благоприятное географическое размещение;2) неконкурентоспособность продукции народного использования;
3)      длительные и устойчивые отношения с поставщиками, обеспечивающими комплектующие на уместных кредитных требованиях;3) дефицит денежных средств;
4)      безусловный опят деятельности на российском рынке свыше 50 лет;4) текучесть кадров низшего и среднего звена;
5)      продукция промышленного предназначения более конкурентоспособна по техническим характеристикам и качеству в сравнении с китайскими производителями;5) угроза невостребованности продукции;
6)      наличие торговой марки;6) высокая себестоимость продукции;
7)      гарантийное обслуживание;7) неполная загруженность производственных мощностей;
8)      непрерывный процесс разработки современных видов продукции;8) затруднения в сбыте большого количества продукции;
9)      отдельная часть видов оборудования соответствует передовому показателю;9) нехватка информации о новых потребителях;
10)  повышение средней заработной платы за последние 5 лет;10) значительно высокая стоимость приборостроительной продукции в сравнении с аналогичной;
11)  налаживается возрастной состав персонала;11) текучесть высококвалифицированных кадров;
12)  перспектива разработки новых изделий;12) незначительный уровень дизайна продукции;
13)  допустимость доработки изделия под индивидуальные требования заказчика13) высокая степень износа оборудования по отдельным группам;
14) неэффективная деятельность маркетинговой службы

Результаты

Анализируя данные SWOT-матрицы, положение бизнеса ПАО «Саранский приборостроительный завод» можно рассматривать как рискованное, поскольку имеется комбинирование благоприятных возможностей при высоких угрозах, существенное воздействие внешних угроз, сильные области балансируются слабыми, что сокращает вероятность  допустимого использования  благоприятных возможностей. К примеру, регулярное снижение выручки от реализации продукции доказывает реальность имеющегося риска невостребованности продукции.

Высокое качество, несомненно, является сильной стороной продукции завода, а слабой –  высокая себестоимость продукции. Экономическая позиция отраслей разнообразная, однако, объем производства  центральных видов продукции ПАО «СПЗ» увеличивается, благодаря этому увеличивается и потенциальный спрос, что, безусловно, определяет благоприятный  шанс в будущем и сильную сторону предприятия в настоящем. За годы работы ПАО «СПЗ» сформировался постоянный круг определённых потребителей продукции. Однако не зависимо от этого, осущёствляется непрерывный поиск покупателей, например посредством участия в региональных и всероссийских выставках. Это необходимо  не только для расширения рынка сбыта своей продукции, но и досконального исследования конкурентов, их текущих разработок, технических параметров, изменения в ценовой политике.

ПАО «СПЗ» имеет возможность формирования партнёрских отношений со своими основными конкурентами, так как реализует свою деятельность на олигополистическом рынке, соответственно на рынке продукцию приборостроения предлагают несколько крупных производителей, согласованность с которыми даст возможность установить цены на конкретном уровне или продавать товары при оптимальных условиях, удовлетворяющих всех производителей. Но при этом необходимо учитывать существующее антимонопольное законодательство.

Вывод

Таким образом, ПАО СПЗ обеспечивает максимальную отдачу от имеющихся ресурсов. Разработка и выпуск конкурентоспособных на рынке приборов происходит за счет достижения более высокого качества продукции и более низкой цены относительно конкурентов.

Библиографический список

1. Матта Р.Э., Яшкин А.В. Региональная промышленная политика на современном этапе // Актуальные проблемы реализации государственной промышленной политики в России и за рубежом (сборник тезисов, докладов и статей). 2015. С. 118-121.
2. http://www.saranskpribor.ru/
3. Потапов С.В., Яшкина В.Н.Повышение конкурентоспособности предприятий АПК Республики Мордовия//Менеджмент качества и устойчивое развитие в изменяющемся мире (материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием). ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». 2016. С. 120-123.