Abstract: A feature of the formation of the modern educational system is that it is subject to a profound impact on her global computer technology. Information resources are being introduced in the educational process, manifesting itself in it as members of the information society. In an era of rapidly developing computer technology, each student has to use information technology. And to ensure that these technologies bring benefits in the educational process, the teacher does not just have to show the example of proper use, but the use of them in order to improve the efficiency of education.
Keywords: educational system, information and communication technologies, education efficiency
С проникновением информационных технологий в образовательный процесс существенно трансформировался сам этот процесс, изменилась интенсификация труда учителей, появилась необходимость опыта информатизации у педагогов.
Под информатизацией образования автор предлагает понимать совокупность методов, приемов, подходов, позволяющих внедрить инновационные информационные технологии в образовательный процесс.
Для определения состояния образовательной системы Челябинской области, сложившейся под воздействием информационно-коммуникативных технологий, проведем анализ сложившейся ситуации. По состоянию на 1 января 2015 года в Челябинской области функционируют 49 областных государственных бюджетных и автономных учреждений — профессиональных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области.
Образовательный, научный потенциалы Челябинской области определяются разнообразием и масштабами системы профессионального образования. Ежегодно до 45% выпускников 9 классов общеобразовательных организаций поступают в областные государственные бюджетные и автономные учреждения — профессиональные образовательные организации Челябинской области [6].
В профессиональных образовательных организациях ведется подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан.
Обучение в профессиональных образовательных организациях обеспечивается комплексом мер социальной поддержки, в том числе: выплаты стипендий, предоставление общежитий нуждающимся студентам, обеспечение горячим питанием студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих).
В Челябинской области по итогам 2015 года – количество выпускников общеобразовательных организаций, охваченных образовательными программами среднего профессионального образования, составляет 44,1 %.
По итогам 2015 года в рамках реализации Государственной программы Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы было:
— создано 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум», ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова», ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум», ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»;
— сохранено количество учреждений профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках Федеральной целевой программы, в общем количестве учреждений профессионального образования в субъекте Российской Федерации до 100;
— увеличено количество занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по образовательным программам, обеспечивающим непрерывное образование в областных государственных бюджетных и автономных учреждениях – профессиональных образовательных организациях, в общей численности занятых в экономике до 1,25%;
— трудоустроено 67,1 % выпускников областных государственных бюджетных и автономных учреждений – профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, в течение одного года после окончания обучения, в общей их численности;
— увеличена доля педагогических работников областных государственных бюджетных и автономных учреждений – профессиональных образовательных организаций, имеющих высшую квалификационную категорию, в общей их численности до 27,9 %.
Профессиональные образовательные организации способны оперативно реагировать на меняющийся рынок труда, на потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров Челябинской области. Только в многофункциональных и ресурсных центрах реализуются 980 программ профессиональной подготовки, 965 программ переподготовки и 954 программы повышения квалификации. Ежегодно по краткосрочным программам обучается около 13 тысяч человек [1, 2].
В целях оснащения областных государственных бюджетных и автономных учреждений – профессиональных образовательных организаций современным учебным оборудованием в Челябинской области реализуются ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2015-2017 годы [4].
Челябинская область вошла в состав победителей конкурсного отбора региональных программ развития профессионального образования, в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы по направлению «совершенствование комплексных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации». Победа в конкурсном отборе привлекла в 2015 году из федерального бюджета в бюджет Челябинской области более 41 900,0 тысяч рублей, в 2014 году – 36 499,2 тысячи рублей.
Таким образом, существующий уровень информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе Челябинской области позволяет повышать качество образования. Вместе с тем существует видимый потенциал использования указанных технологий в образовательном процессе. Основным источником повышения качества образования служит скоординированная деятельность всей образовательной системы.
Библиографический список
1. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Профориентация как основа профессионального самоопределения молодежи (на примере Челябинской области) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2016. - № 10 (66). – С. 66 – 782. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Конкурсы профмастерства как механизм профессионального становления обучающихся (на примере Челябинской области) // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конфкренции 23-27 ноября 2015г., г. Красноярск. – Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2016. – С.30-34.
3. Коняева Е.А., Коняев, А.С. Реализация проекта «ТЕМП» в условиях образовательной организации среднего профессионального образования // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всеросс. научн.-практ.конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015, Челябинск. – М.: ООО «Лаборатория Знаний», 2015. – С.187 – 190.
4. Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 12.07.2011 г. № 228-П. URL: http://www. consultant.ru.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 27.04.2016) URL: http://www.pravo.gov.ru
6. Портье С.В. Состояние и результаты функционирования системы образования города Челябинска: Муниципальный доклад / Под ред. С.В. Портье. – Челябинск, 2016. – 64 с