Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.01.2017

Анализ маркетингового комплекса сферы туризма в республике Крым

Analysis of the marketing mix of tourism in the Republic of Crimea

Козий А.И., Вельгош Н.З.
КФУ им.В.И.Вернадского Институт экономики и управления (структурное подразделение) , г.Симферополь, Республика Крым
Koziy A.I., Velgosh N.Z.
CFU Vernadsky Institute of Economics and Management (a division), Simferopol, Republic of Crimea
Аннотация: в данной статье рассмотрен анализ набора маркетинговых инструментов, которые применяют туристические компании для продвижения своего товара. Изучено, каким именно образом влияет выбранная маркетинговая политика на потребителя туристических услуг. Рассмотрен анализ элементов комплекса туристических услуг в сфере туризма.

Abstract: this article describes the analysis of a set of marketing tools that are used by travel companies to promote their product. Studied, how it is affected by the chosen marketing policy of the consumer of tourist services. The article presents the analysis of the elements of the complex of tourist services in the tourism sector.
Ключевые слова: маркетинговый комплекс, сфера туризма, туристические услуги, туристические агенты, политика распределения, продвижение, туристический товар.

Keywords: marketing complex, tourism, travel services, tourism agents, policy distribution, promotion, travel goods.


Введение. Благодаря своему целебному климату Республика Крым – один из самых привлекательных и доступных туристических регионов России. Как всем известно, туризм является одной из самых развитых и разветвленных отраслей в плане взаимосвязи с другими отраслями по сравнению с другими сферами и видами хозяйственной деятельности в Республике Крым. Туристический бизнес напрямую связан с транспортом, размещением, страхованием, культурой, строительством, питанием и т.д.

Актуальной данной темы заключается в том, что несмотря на все многообразие природы, наличие целебного климата и богатого исторического прошлого, Крым имеет много проблем, связанных с туристической сферой. Эти проблемы сказываются на качестве отдыха, а также тормозят развитие туристической индустрии. Их предлагается решать путем развития элементов комплекса  маркетинга. Этот маркетинговый ход должен позволить Крыму стать более конкурентоспособным по сравнению с другими туристическими регионами России.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение комплекса маркетинга туристической отрасли в Крыму.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

-рассмотреть особенности современного состояния маркетинга туристической сферы в Крыму;

-рассмотреть по отдельности каждый элемент комплекса маркетинга на основании данных по Республике Крым;

-выявить проблемы, связанные с туристической сферой;

Результаты исследования. Туризм, по своей сути, не имеет никаких координальных отличий от других сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Поэтому, к нему также применяются все существующие положения современного маркетинга [1].

В тоже время, у туризма имеется своя собственная специфика, которая отличает его от торговли товарами, а также и от предоставления услуг.

Маркетинг в туризме реализуется с помощью элементов комплекса маркетинга – товара, продвижения, цены и политики распределения. С помощью маркетинговых стратегий предприятия и организации выбирают наиболее подходящие компоненты для того, чтобы предоставить своим покупателям высшую потребительскую ценность [4].

1.Товар (продукт).

В мировой практике туризм – это широкораспространённый в современных условиях вид деятельности. Иностранные туристы предпочитают пользоваться широким спектром и видами туристических услуг, которые бывают [2]:

  • услуги по размещению;
  • услуги по перемещению из страны в страну пассажирскими видами транспорта;
  • услуги по обеспечению питанием;
  • услуги, направленные на удовлетворение культурных желаний клиентов;
  • услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов;
  • услуги по оформлению документации.

Туристу могут предоставляться на выбор туристические услуги, либо он может купить уже готовый пакет, который будет включать в себя определённый набор услуг. К сожалению, подобная практика в Республике Крым не используется [2].

И несмотря на все недостатки, Республика Крым – один из главных курортно-туристических регионов России. Условно его можно поделить на: Западный берег, Восточный берег, Южный берег (Большая Алушта и Большая Ялта). Так как Республика Крым обладает большим количеством преимуществ, таких как [1]:

  • уникальные лечебно-оздоровительные условия;
  • наличие туристической, санаторно-курортной инфраструктуры и гостиничного комплекса;
  • большое количество памятников истории и культуры;
  • уникальное историческое прошлое;
  • наличие портов, с возможностью проведения круизных прогулок и т.д.

Предприятия разрабатывают собственные туристические продукты и реализуют их через специальные агентские сети или розничным путем, формируя пакет туристических услуг, включающий авиаперевозку, размещение, трансферт и услуги сопровождающего. И хотя санатории, базы отдыха Крыма имеют все условия для пляжного отдыха и предоставляют широкие возможности для активного отдыха, туристический продукт в Республике Крым имеет ряд недостатков [1]:

  • высокая стоимость;
  • отсутствие достоверной информации;
  • отсутствие гибких подходов к работе с клиентами;
  • отсутствие стратегического плана развития данной отрасли в регионе.

Увеличение реализации туристических продуктов позитивно влияет на эффективность хозяйственной деятельности не только предприятий санитарно-туристического комплекса, а и стимулируя тем самым развитие других отраслей хозяйства в Республике Крым [5].

2.Продвижение.

Продвижение является одним их компонентов маркетингового комплекса, применяемых туристическими предприятиями для оказания воздействия на покупателя.

На продвижение туристических услуг в Крыму тратиться около от 2000 тыс.руб. до 10 млн. руб. в год [5]. Часть из указанной суммы расходуется на участие крымских производителей в специализированных туристических ярмарках и фестивалях, на организацию имиджевых мероприятий. Между тем, опыт других стран показывает, что именно продвижение и имидж компаний играют решающую роль для потребителя при выборе тура, номера в гостиницах, ресторанов и т.д. [1]

Каждый год в Крыму проводят различные туристические форумы и конференции, которые направлены на продвижение и рекламу имеющихся туристических комплексов в Республике Крым, а также для обмена опытом [3].

Например, в сентябре 2016 года в г.Ялта проводиться туристический форум «Открытый Крым», в рамках которого главной целью будет открытый диалог между представителями туристического бизнеса, демонстрация готовых конкурентоспособных туристических продуктов с акцентом на осенне-зимний и весенних периоды, а также презентация цен на будущий летний сезон 2017 года [3].

А также в феврале 2016 года проводилась туристическая конференция «Крым.Сезон 2016» в рамках который рассматривалась логистика летнего сезона 2016 года, обсуждались совместные с министерством курорта и туризма Республики Крым стратегические планы по повышению привлекательности Крыма как туристической дестинации, в частности, анализ конкурентоспособности крымских туристических объектов [3].

3.Политика распределения.

Специфика деятельности туроператоров состоит в подборе и комбинировании основных и дополнительных туристических услуг, их предварительном планировании и стандартизации, формированием туристического продукта [1].

Однако, крымские туроператоры зачастую не занимаются формированием туристического продукта, а добавляют к продукту партнера транспортные услуги, услуги по страхованию, поэтому можно сказать, что они являются туристическими партнерами иностранных компаний. Крупные крымские туроператоры помимо партнерской деятельности занимаются также продажей авиабилетов как крымских, российских, так и иностранных авиакомпаний [4].

На современном этапе туроператоры начинают прибегать к расширению сбытовых собственных сетей при помощи франчайзинга – вертикальной интеграции предприятий. Такая форма сотрудничества позволяет фирмам снизить риск, неудачи при выходе на рынок, целенаправленно использовать имеющиеся финансовые ресурсы, минимизировать собственные издержки [1].

Основная проблема, которую имеет политика распределения в крымском регионе, — отсутствие четких правил и прозрачных отношений в отношении с производителем, продавцом и потребителем туристического пакета. За последние годы доля внутреннего туризма в Республике Крым составила 6-7%, когда как за последний 2016 год увеличилась до 60-70% [5].Однако, как утверждает член Российского союза туриндустрии, главной проблемой туристических крымских партнеров является то, что они абсолютно ничего не знают о Республике Крым. И увеличение доли внутреннего туризма не говорит о том, что это принесет успех, так как  из-за страха потерять своих клиентов они вынуждены направлять их на отдых в другие более известные регионы [1].

Вывод. В ходе рассмотрения отдельных элементов комплекса маркетинга были выявлены общие проблемы туристического региона и предложены следующие пути их решения.

Для совершенствования туристического продукта  в Республике Крым необходимо [3]:

  • администрации курортов и руководителям мест размещения – модернизировать курортную и хозяйственную инфраструктуру наиболее привлекательных зон побережья Крыма;
  • туроператорам – дифференцировать туристические продукты по ценам и потребностям в сегментах и применить стратегию маркетинга  дифференциации;
  • республиканским властям – обеспечить условия для привлечения инвестиций в масштабные проекты с целью развития иностранного въездного туризма и формирования механизма партнерства, взаимодействия и общей ответственности за развитие туризма между субъектами всех уровней,
  • правительству повысить эффективность продвижения туристического продукта в Республике Крым за счет организации солидарного фонда рекламы региона.

Библиографический список

1.Бурдонов А.Б. Курортно-туристический потенциал Республики Крым: объект одноразового грабежа или 20 миллиардов долларов дохода ежегодно?/Бурдонов А.Б.//Новости турбизнеса. – 2015г. - №23-24-С.24-25.
2.Краснопольская В.В. Крым – курорт: если не поедет Россия денег не будет / Краснопольская В.В. // Крымская общественно-политическая газета. – 2014.
3. Сайт Министерства курорта и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]: http://mtur.rk.gov.ru
4.Самарцев Е.В. Мастер-план развития туристической и курортно-рекреационной сферы морского побережья Крыма. / Самарцев Е.В. // Все о бух. учете.- 2014. - №76(864) – с.16-39.
5.Крым.Курорты.Туризм.2016: [статистический бюллетень]. – Симферополь. Министерство курортов и туризма Республики Крым.