Индекс УДК 338
Дата публикации: 29.04.2023

Фактор персонала в повышении конкурентоспособности компании

The personnel factor in increasing the competitiveness of the company

Черепанова Татьяна Геннадьевна
К.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург
Cherepanova Tatyana

Ph. D. in Economics, associate Professor, Ural state University of Economics, Yekaterinburg
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы конкурентоспособности и эффективности деятельности сетевой торговой компании. В ходе исследования проведен анализ потребителей и конкурентов ООО «Компания РБТ»; дана оценка конкурентоспособности предприятия; проанализированы факторы макросреды. Проведен SWOT-анализ, выявлены угрозы и возможности, слабые и сильные стороны деятельности предприятия. В результате были представлены рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Abstract: The article deals with topical issues of competitiveness and efficiency of the network trading company. In the course of the study, the analysis of consumers and competitors of LLC "Company RBT" was carried out; an assessment of the competitiveness of the enterprise was given; macro-environment factors were analyzed. A SWOT analysis was carried out, threats and opportunities, weaknesses and strengths of the company's activities were identified. As a result, recommendations were presented to improve the competitiveness of the enterprise.
Ключевые слова: конкурентоспособность, макросреда, сбыт, рыночная устойчивость, квалификация персонала.

Keywords: competitiveness, macro environment, sales, market stability, personnel qualification.


Конкурентоспособность предприятия является важным элементом рыночной экономики, свидетельствующим о способности предприятия приспосабливаться к рыночным условиям и в долгосрочной перспективе удерживать прочные рыночные позиции. Комплексное изучение и анализ конкурентоспособности предприятия с целью стратегического управления этим процессом – это одно из направлений стратегических исследований, результатом которых является определение привлекательности сегментов рынка, и которое используется для создания стратегии для предприятий с точки зрения производства и сбыта. Вопросы повышения конкурентоспособности представлены в работах многих авторов, таких как   Горбашко, Е.А. Лифшиц И.М. , Никитина Е.А., Фатхутдинов Р.А., Чернавских Е.Н. и др. [1;2;3;4;5;6;7;8].

В ходе исследования проведен и анализ потребителей и конкурентов ООО «Компания РБТ»; дана оценка конкурентоспособности предприятия; проанализированы факторы макросреды и проведен SWOT-анализ деятельности предприятия. В результате были представлены рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

ООО «Компания РБТ» занимается оптовой закупкой и продажей бытовых электро-, теле-, радиотоваров и услуг, владеет торговым знаком, доменным именем и сайтом «www.RBT.ru», клубной системой «Клуб RBT.ru». ООО «Компания РБТ» имеет развитую сеть франчайзинга из 66 лиц на 1 декабря 2020 г., при котором франчайзи приобрели по соответствующему договору право на открытие бизнеса под торговым знаком «www.RBT.ru».

В результате проведенного SWOT-анализа было выявлено, что  факторы внешней среды для ООО «Компания РБТ» в целом благоприятные, данная организация занимает сильную конкурентную позицию на рынке, являясь одним из лидеров.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика конкурентов ООО «Компания РБТ».

Таблица 1

Сравнительная характеристика конкурентов

 

 

Параметры

Описание сильных и слабых сторон фирмы
 

ООО САНГРА

 

ООО «Техоптторг»

 

ООО «Компания РБТ»

Товарторговля        оптовая бытовыми

электротоварами

торговля     оптовая бытовыми

электротоварами

торговля     оптовая бытовыми

электротоварами

Ценасредняянизкаявысокая
Сбытсистема стимулирования

спроса есть

не стимулируетсясистема стимулирования

спроса есть

Продвижениехорошеехорошеехорошее
Имиджсреднийотличныйотличный
Производство технологиииприменяютсяприменяются не во всех областях, нет доставки, например                             по

онлайн заказам

применяются
Финансыхорошийнет доступахороший
Персоналпотребность персонале

удовлетворена

впотребность персонале

удовлетворена

внехватка персонала

Таким образом, ООО «Компания РБТ» имеет нехватку квалицированного персонала и высокие цены относительно своих конкурентов. Также, исследуемая компания имеет одинаковый интегральный показатель конкурентоспособности с компанией ООО «Сангра». У компании ООО «ТЕХОПТТОРГ» интегральный показатель конкурентоспособности ниже, но при этом у них низкие цены, поэтому компания имеет своих постоянных клиентов.

Многоугольник конкурентоспособности представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Многоугольник конкурентоспособности по результатам    оценки         руководителей ООО «Компания РБТ» факторов конкурентоспособности своей компании и компаний конкурентов

В целом оценивая конкурентоспособность ООО «Компания РБТ», можно определить ее как способность производить товары или услуги с благоприятным соотношением цены и качества, гарантирующим хорошую прибыльность при достижении потребительских предпочтений по сравнению с другими конкурентами. Конкурентоспособность гарантирует, что ООО «Компания РБТ» является устойчивой и долговечной.

Однако, по представленным данным можно сделать вывод, что ООО «Компания РБТ» имеет самый низкий балл по персоналу компании – руководство считает свой персонал недостаточно компетентным для выполнения своей работы. Таким образом, исследуемой компании необходимо совершенствовать свою ценовую политику и работу с персоналом.

Специалистам по управлению персоналом ООО «Компания РБТ» рекомендуется провести мероприятия по повышению уровня подготовки сотрудников в области продаж современных электротоваров и бытовой техники. Компании предлагается мероприятие по повышению мотивации и вовлеченности сотрудников: повышение квалификации управленческих кадров, метод обучения – командный тренинг.

Реализация мероприятия по разработке и внедрению плана развития компетентности сотрудников позволит каждому члену коллектива ООО «Компания РБТ» выстраивать индивидуальную траекторию развития своих творческих способностей, поскольку ряд его направлений предполагает добровольность участия сотрудников в тех или иных мероприятиях, свободу выбора форм и способов самовыражения.

Еще одной рекомендацией, соответствующей требованиям времени, может быть участие основного состава сотрудников, которым требуется обучение в вебинарах по повышению знаний в области продаж электротоваров и бытовой техники. По специализации исследуемого предприятия, можно выбрать вебинары по повышению навыков продаж.

Для всех предложенных мероприятий был разработан график их проведения, составлена матрица ответственности по каждой задаче (таблица 2).

Таблица 2

Матрица ответственности подготовки к реализации мероприятий по повышению уровня подготовки сотрудников в области продаж современных электротоваров ООО «Компания РБТ».

 

 

Задачи

 

Директор

Заместитель директораМенеджер по персоналу 

Бухгалтер

Разработка организации обучения+
Утверждение положения+
Утверждение          уровня        доплат        за       повышение

профессионального мастерства

+
Ознакомление работников+
Внесение изменений в трудовые договора+
Разработка Положения о доплатах+
Утверждение положения+
Ознакомление работников+
Внесение изменений в Положение об оплате труда+

Эффективность предложенных мероприятий будет заключаться:

  • в повышении результативности труда;
  • в повышении      адаптации      трудового      процесса    к     запросам потребителей;
  • в ориентации обучения на личность сотрудников, обеспечении возможности их самореализации.

Произведенные расчеты показали, что обучение сотрудников позволит получить экономию в размере 704000 рублей. Стоимость  обучения ориентировочно составляет 62500 руб.  Таким образом, эффективность мероприятия оценивается в сумму 641500 рублей.

Обеспечив рост подготовки руководства в области инноваций, рост  подготовки менеджеров в области продаж электротоваров и бытовой техники, компания повысит свою конкурентоспособность относительно конкурентов, так как будет решена проблема некомпетентности сотрудников, которая признана ключевой проблемой в результате исследования конкурентоспособности.

Также компании необходимо: усиливать взаимодействие и сотрудничество с государственными и муниципальными организациями, развивать устойчивые связи, сохранять постоянных клиентов, повышать конкурентоспособность, расширять рынки сбыта, усилить работу по обучению персонала.

Библиографический список

1. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Е.А. Горбашко. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2021.–488 с.
2. Лифшиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. – Москва: Юрат-Издат, 2019. – 335 с.
3. Никитина Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. [Текст] / Е.А. Никитина, В. В. Выборнова. – Белгород: БГТУ им. В. Г. Шухова, 2022. – 91 с.
4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2019. – 454 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – Москва: Экономика, 2019. – 504 с.
6. Черепанов Е. В. Стохастические методы анализа данных выборочных конкурентных и социальных обследований // Прикладная эконометрика. — 2020. — № 2. — С. 48–61.
7. Чернавских Е.Н. Совершенствование стратегии предпринимательской деятельности компании/ Экономические исследования и разработки. 2022. № 7. С. 50-57.
8. Чернавских Е.Н. Оценка конкурентоспособности дистрибьютерской компании. - Вектор экономики. 2022. № 8 (74).