Abstract: The article deals with the problems of the completeness of the mapping of the facts of economic life by means of the accounting policy of the organization. Modern business activity of economic entities requires the application of new approaches to the quality of accounting and full-fledged reflection of economic situations. Moreover, even developed countries do not stop developing their national legislation and only apply international standards for reporting by international companies. First of all, this process requires the definition of the nature of accounting policy and the accounting system formed with the help of it. The low level of application of the methodology and principles of systemicness in the practice of accounting by organizations becomes an obstacle to meeting the needs of users of accounting information. Based on the analysis of existing accounting regulations, it is established that organizations have a wide range of options for accounting. The improvement of certain components of the Order on the accounting policy of the organization was proposed to ensure a balance of interests of internal and external users and to strengthen control
Keywords: Economic life, accounting policy, accounting, facts of economic life, internal control
Постановка проблемы. Отображение полноты отображения фактов хозяйственной жизни является актуальным вопросом во все времена существования бухгалтерского учета. Формально это вопрос качества учетной системы, методологии, методов сбора информации и квалификации учетных кадров. На микроуровне (на уровне экономических субъектов) контроль отображения полноты фактов хозяйственной жизни средствами учета осуществляется средствами учетной политики.
Учетная политика, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» представляет собой «совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета » [1].
В Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» учетной политике дано определение как «конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности» [2].
Учетная политика как совокупность принципов, методов и процедур составления бухгалтерской финансовой отчетности предусматривает, что именно с ее помощью можно раскрыть информацию о деятельности организации в нужной для самой организации и инвесторов форме, поскольку она является документом и одновременно метидикой, которая предоставляет направленности организационно-распорядительным документам организации, связанным с регулированием финансово-хозяйственной деятельности и полноты освещения всех осуществляемых хозяйственных операций.
Контроль отражения полноты фактов хозяйственной жизни должен основываться на том, что по экономической сути хозяйственная операция вызывает двойственные и равновеликие изменения средств и источников их формирования. Двойственный характер хозяйственной операции вызывает необходимость отражения ее на счетах методом двойной записи. Поскольку хозяйственные операции осуществляются на основе первичных документов, то в формировании хозяйственной операции и дальнейшей корреспонденции счетов документ имеет весомое значение. От этого зависит полнота бухгалтерского баланса — отражение состояния имущества всех структурных подразделений, отраслей, участков, филиалов, входящих в состав экономического субъекта. От того, насколько полно и подробно отражены операции в документах, зависит качество бухгалтерского учета. А формирование документооборота осуществляется средствами учетной политики, как главного распорядительного инструмента ведения учета.
Цель статьи заключается в исследование учетной политики организации по критериям контроля полноты отображения фактов хозяйственной жизни.
Цель контроля составляющих учетной политики организации представляется установлением ее соответствия действующим нормативным и законодательным актам, а также характера и масштаба деятельности организации. Объектом изучения выступают нормативные документы, определяющие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета.
Изложение основного материала. Контроль достоверности учетных данных начинается с анализа действующей и формирования адекватной учетной политики организации. Это позволяет быстро определить особенности учета организации, учесть специфику деятельности и деловой активности экономического субъекта и тому подобное. По нашему мнению, состояние деловой активности, наиболее существенно в данном перечне. В частности потому, что его можно зафиксировать и выразить сопоставимыми величинами.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) [3], учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации и должна содержать способы ведения бухгалтерского учета, которые использует организация для ведения бухгалтерского учета, составления тa представления бухгалтер ской финансовой отчетности по тем составляющим, по которым нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учета предусмотрено более одного варианта.
По нашему мнению, нужды бухгалтерской финансовой отчетности организаций покрывает сама структура Приказа об учетной политике, а внутренние нужды организации – бухгалтерские оценки (табл. 1). При этом стоит отметить, что не все требования по бухгалтерским оценкам вносятся в Приказ об учетной политике.
Таблица 1
Элементы бухгалтерских оценок и учетной политики в Приказе об учетной политике организации
Составляющие Приказа об учетной политике | Элементы учетной политики | Элементы бухгалтерской оценки |
1) Основные средства: | + | + |
— методы амортизации | + | — |
— признание малоценных быстроизнашивающихся предметов | — | + |
— переоценка основных средств | — | + |
2) Доходные вложения в материальные ценности | + | — |
3) Нематериальные активы | + | + |
— переоценка | — | + |
— дооценка | + | — |
4) Биологические активы | + | — |
5) Внеоборотные активы | + | — |
6) Материально-производственные запасы | + | — |
7) Расходы | + | — |
8) Доходы | + | — |
9) Резервы | + | — |
В табл. 1 систематизированы количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, события и функциональные статьи бухгалтерской финансовой отчетности относится к бухгалтеским оценкам (хотя их можно считать и элементом учетной политики, если включить в Приказ).
Обобщая требования к системе ведения бухгалтерского учета в организации следующие:
— обязательное наличие в организации Приказа об учетной политике;
— абсолютное соответствие принятой учетной политики требованиям законодательства и положения по бухгалтерскому учету;
— последовательность применения по периодам зафиксированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета;
— контроль наличия и соблюдения должностных инструкций, плана счетов и документооборота, выбранной формы ведения бухгалтерского учета, порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— разграничение полномочий учетной политики и общей системы организации учета в организации, тоже подтвержденной документально.
Как видим, система учета в организации опирается на учетную политику, но основной частью является организационный процесс. Таким образом, в Приказе об учетной политике обязательной составляющей является Положение об организации учета на предприятии.
То есть, для того, чтобы процесс бухгалтерских оценок и учетной политики был синхронным, необходимо Положение об организации бухгалтерского учета. Такое положение может быть изложено как в тексте приказа об учетной политики, так и отдельным приказом.
Если в организации кроме Приказа об учетной политике имеется и Приказ об организации бухгалтерского учета, то это позволяет минимизировать как внешние риски (расчеты с контрагентами по хозяйственным договорам, налоговыми и другими фискальными органами), так и внутренние (отображение полноты фактов хозяйственной жизни учетными средствами), из-за снижения риска взаимоотношений с персоналом, определения себестоимости и тому подобное.
Рассмотренные обстоятельства указывают на то, что учетная политика имеет два вектора направления, цели и задачи которых несколько различаются. А именно – это уровень государства и организации, или макро- и микроуровень учетной политики. Если на макроуровне определенные составляющие Приказа об учетной политике должны защищать интересы государства и общества в целом, то на микроуровне должна формироваться и совершенствоваться безупречная регулируемая система бухгалтерского учета.
Соответственно, вопрос макроуровня учетной политики, в части ее нормативного регулирования, тяготеет к отстаиванию общеэкономических интересов, в данном случае – фискальных. На микроуровне учетной политики дела всегда похуже, сказывается компетентность кадров и потребности ведения бухгалтерского учета на составление только налоговой отчетности, где реально определенная бухгалтерская прибыль считается лишь расчетной величиной для экономических сравнений.
Учитывая такие существенные факторы, в организации должны быть сохранены наиболее эффективные формы и способы ведения бухгалтерского учета, обязательно закреплены в учетной политике организации.
Поэтому задача контроля отображения полноты хозяйственной деятельности средствами учетной политики заключаются в полноте отражение в Приказе об учетной политике организации особенностей деятельности (отрасль, виды продукции, наличие филиалов, распределение компетенции) и др.
Выводы. В ходе исследования установлено, что учетная политика оказывает системе бухгалтерского учета организации максимум определенности, однозначности, из множества стоимостных решений фиксируют выбор организации, о чем она информирует пользователей финансовой отчетности. Однако, для формирования эффективной и полноценной системы учета в организации необходимо также положение об организации бухгалтерского учета, что дает возможность организации создать целостную учетную систему, отвечающую задачам и интересам внутренних и внешних пользователей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс]. Источник доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198265&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3197055391401664#0.2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» [Электронный ресурс]. Источник доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2016/02/main/IAS08.pdf.
3. Положениe по бухгалтерскому учету Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) [Электронный ресурс]. Источник доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2d52707f5a4d5314b9e470a9bf59cb826ec848dd/.
3. Учетная политика предприятия: Учебное пособие / Под ред. Лузана Ю.Я., Гаврилюка В.М. - второй изд., Доп. и перераб. - М .: ООО "Юр-Агро-Веста", 2009. - 328 с.
4. Сторожук Т. Н. Учетная политика как средство для достижения целей предприятия / Т. Н. Сторожук // Экономические науки. Серия: Учет и финансы. - 2010. - Вып. 7 (3). - С. 263-271.
5. Хомин П. Я. Учетная политика в контексте методологического обоснования сущности дефиниций / П. Я. Хомин // Университетские научные записки. - 2007. - № 3. - С. 259-263.